Архитектура Древней Руси Х-Х1 вв.: «София Киевская»
Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная издавна славились русские древодели.
До конца X века на Руси не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными. Жилища эпохи палеолита представляли круглое в плане строение, обложенное внизу камнем, с покрытием в виде шатра из жердей и шкур. Захоронения славян имели вид шатров курганов, внутри которых устраивался обложенный из камня круглый колодец, что напоминало жилище живых людей.
Примерно во втором тысячелетии в курганах вместо каменных колодцев стали возводить срубные. Это говорит о том, что, видимо, жилые дома людей стали уже делать из срубов. В южных степных областях широко использовались жерди и плетни. Срубное жилище характерно для славян средней полосы, Прибалтики и Севера, дерево было основным строительным материалом. Окончательное разложение родоплеменного строя и образование классового общества в IХ Х вв. привело к созданию раннефеодального Русского государства, что не только изменило социально-экономическую структуру общества, но и обусловило появление новых форм национальной культуры. 1. София Киевская КИЕВ ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. вся честь и слава и величество и глава всем землям русским Киев - так с гордостью начертал неизвестный летописец. Знаменитая София КиевскаяГде-то за порогом шумит двадцатый век, а здесьЗдесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад.
Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого.
В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В Повести временных лет под 1037 годом об этом сказано так Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины. Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней Церкви дивна и славна всем округниим странам Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян.
С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии посажения на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями.
Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас.
Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания 37 55 метров и высота 29 метров остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид что отражало внутреннюю пятинефную структуру, с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей.
Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича плинфы на розовом цемяночном растворе.
Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.
В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части аналогичная южной и северной и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид. Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке.
Сохранившиеся мозаики и фрески это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле характерная черта Софии Киевской. Золотые ворота в Киеве один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества.
Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности смешанной, или полосатой кладки ряды камня и плинфы на цемяночном растворе.
Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ малую башню проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.
Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы Слово о полку Игореве киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором.
Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад восток. Его размеры 31 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах.
Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. полосатой кладки на известняково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное пространство храма высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части контрастировало с остальными помещениями полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах.
Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.
Различен и характер интерьеров обоих соборов в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного живописного пространства Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты изображение святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие, делает интерьер новгородской Софии более суровым.
В интерьере внутреннем пространстве новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного перетекания пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создат впечатление необычайной энергии вертикального движения собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы прорезают внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы. 2.
Литература
Литература 1.София Киевская альбом Киев, 1984г 2.Бродский Б. Связь времен Москва, 1983г 3.Рязань.
9.3. Архитектурная композиция зданий и их ансамбли в готической архитектуре – в предыдущих билетах
Готика – произошло от «готы» (варвары), стало употребляться в Возрождении.
(Скопировано из билета 17.2.Готическое искусство Германии. Особенности средневекового искусства) Важное – выделен синим цветом
Готическое искусство преимущественно связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т.д. Складывается облик городского муниципалитета - ратуши. Обычно это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже и с часовой башней. На втором этаже ратуши располагались парадные залы, где заседали городской совет и суд, верхний этаж использовался как подсобные помещения. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, подобно тому как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.
Готика - это и кульминация, и отрицание романского искусства. Она явилась как бы итогом длительной эволюции искусства Средневековья, что особенно заметно в культовой архитектуре. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами (франц. nervure, от лат. nervus - жила). Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). Этому же способствовали аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Аркбутан - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Стрельчатая арка также уменьшает нагрузку на стены: чем она выше и острее, тем меньше распор.
Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон, что привело в итоге к появлению витража. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под "каменным кружевом", ибо скульптура стала покрывать весь храм. Это особенно касается Франции, показавшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой. Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие), индивидуализация лиц - свидетельство приближения к культуре Возрождения.
Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок занял витраж - живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке.
Готический храм - создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером, вернее, даже не одной артели, а нескольких, и на протяжении долгого времени. Употреблялись специальные альбомы образцов (как "прориси" у древнерусских иконописцев или миниатюристов), определенный набор архитектурных и скульптурных деталей. Но через все образцы и каноны все равно проступала творческая индивидуальность мастеров.
Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, трансцендентную идею слияния с ним. Невероятно тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Снаружи во всем была подчеркнута роль вертикали, устремленность ввысь: острые треугольные вимперги над порталами, башенки-фиалы, завершающие контрфорсы. Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко).
Помимо монументальных форм живописи в период готики наступает расцвет книги, книжного искусства. Период XIII-XV вв. - время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, значительного числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр.). Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Однако и в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Орнамент книжной миниатюры меняет свой характер. Мотивы его тс же - растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и линейкой, отсюда знаменитые готические розетки, трилистники и квадрифолии.
Искусство "малых форм" всегда отражает изменения в "большом искусстве". Знаменательно, что готическая мебель и утварь, как светская, так и церковная, иногда прямо повторяет архитектурные формы во всех декоративных деталях.
Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской. Конец XIII - начало XIV в. - рубеж ранней и высокой готики, конец XV - начало XVI в. - время высокой и поздней готики.
Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики является новый тип однобашенного храма, в котором, по сути, весь западный фасад является огромной башней, увенчанной высоким шпилем (собор во Фрейбурге, XIII-XIV вв.; собор в Ульме, 1377 - XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII - начало XIV в.). Так называемая "кирпичная готика" вообще характерна для Северной Европы, особенно в гражданской архитектуре.
В Германии из-за запаздывания развития готики по сравнению с французской готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее. Пример ранней готики - церковь Святой Елизаветы в Марбурге (вторая половина XIII в.).
Кёльнский собор (начат в 1248, строился до XVI в., башни возведены в XIX в.) сходен в плане с Амьенским, есть даже венец капелл и аркбутаны, но своды выше (высота центрального нефа - 46 м, высота башен - 160 м, соотношение среднего нефа к боковым 5:2), "розу" заменило стрельчатое окно.
Собор в Кёльне. Германия | Собор в Наумбурге. Германия | Маркграф Эккехард и маркграфиня Ута. Скульптура собора в Наумбурге |
(Скопировано из билета 27.2. Особенности готической конструкции).
Лишнее убрано)
Готическая конструкция сформировалась из романского стиля.
Крестово-нервюрный свод (нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр).