Вдовушка. 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Холодный свет раннего петербургского утра, отражённый зелёными стенами, делает изобра­жение почти призрачным. Поблескивают золо­тая рама и оклад иконы, тускло мерцают сереб­ряные подсвечники и посуда в корзине, горит, ничего не освещая, тоненькая свеча на стуле у изголовья кровати. Героиня, молодая женщи­на, очень бледна, лицо и вся фигура кажутся скорбно-усталыми. На комоде за её спиной портрет мужа в офицерском мундире, который поразительно напоминает самого художника. В картине нет действия. Здесь ничего не про­исходит, не ощущается даже ход времени.

Вдовушка. 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва - student2.ru

Павел Федотов. Анкор, ещё анкор! 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вдовушка. 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва - student2.ru

Вдовушка. 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва - student2.ru

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

ОГЮСТ РОДЕН

КАМИЛЬ КОРО

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА

ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ

ОНОРЕ ДОМЬЕ

ГЮСТАВ КУРБЕ

ЭДУАРД МАНЕ

ИМПРЕССИОНИЗМ

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК

АНДЕРС ЦОРН

ПРЕРАФАЭЛИТЫ

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР

ИСКУССТВО РОССИИ

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ

ИВАН КРАМСКОЙ

НИКОЛАЙ ГЕ

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ

ИЛЬЯ РЕПИН

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

ИСААК ЛЕВИТАН

Для Европы вторая половина XIX в. — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Фран­ции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.). Франко-прус­ская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.

В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее поло­жение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.

На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Ин­дии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпо­ха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремес­ленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего ка­чества и вкуса.

Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве об­разы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые про­шедшими веками, отметались старые сюжеты.

«ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ»

В 1851 г. жители Лондона наблюда­ли необычную картину. В их люби­мом Гайд-парке, традиционном ме­сте собраний и митингов, за несколько месяцев выросло огром­ное прозрачное сооружение, которое получило название «Хру­стальный дворец». История его со­здания такова.

В 40-х гг. XIX в. Общество поощ­рения искусств, производства и ком­мерции выдвинуло идею провести в стране первую Всемирную про­мышленную выставку, где произво­дители из разных стран могли бы продемонстрировать свою продук­цию и найти новые рынки сбыта. Ан­глийское правительство поддержало

эту инициативу. Специальная Коро­левская комиссия объявила конкурс на лучший проект выставочного зда­ния и за три недели получила двести сорок пять предложений, однако ни одно из них не было одобрено.

В 1850 г. Джозеф Пакстон (1801—1865) представил свой про­ект выставочного павильона. Он служил старшим садовником в Чатсвортском замке герцога Девон­ширского и возвёл там несколько со­оружений, в частности Большую оранжерею (1841 г.). Королевская комиссия приняла проект Пакстона.

Выставочный павильон предста­влял собой вытянутое прямоуголь­ное в плане здание обшей площа­дью почти семьдесят две тысячи квадратных метров.

Благодаря тому что весь «Хру­стальный дворец» состоял из метал­лических и стеклянных элементов одного размера, он был возведён всего за девять месяцев.

Современников павильон поразил не столько архитектурными достоин­ствами, сколько своей конструкцией и технологией строительства. Между тем он нёс в себе признаки новой, функциональной архитектуры, не об­ращающейся к известным стилям прошлого, свободной от декоратив­ных деталей. Такая архитектура по­явится только в начале XX в., одна­ко некоторые зодчие Англии уже осознали неизбежность её прихода. «Мистер Пакстон, ведомый светом природной проницательности, — пи­сал его современник, — достиг успе-

Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Са­лоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.

Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй поло­вины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, пре­образило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду...

Наши рекомендации