Вдовушка. 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Холодный свет раннего петербургского утра, отражённый зелёными стенами, делает изображение почти призрачным. Поблескивают золотая рама и оклад иконы, тускло мерцают серебряные подсвечники и посуда в корзине, горит, ничего не освещая, тоненькая свеча на стуле у изголовья кровати. Героиня, молодая женщина, очень бледна, лицо и вся фигура кажутся скорбно-усталыми. На комоде за её спиной портрет мужа в офицерском мундире, который поразительно напоминает самого художника. В картине нет действия. Здесь ничего не происходит, не ощущается даже ход времени.
Павел Федотов. Анкор, ещё анкор! 1851—1852 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
ОГЮСТ РОДЕН
КАМИЛЬ КОРО
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ
ОНОРЕ ДОМЬЕ
ГЮСТАВ КУРБЕ
ЭДУАРД МАНЕ
ИМПРЕССИОНИЗМ
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК
АНДЕРС ЦОРН
ПРЕРАФАЭЛИТЫ
ДЖЕЙМС УИСТЛЕР
ИСКУССТВО РОССИИ
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
ВАСИЛИЙ ПЕРОВ
ИВАН КРАМСКОЙ
НИКОЛАЙ ГЕ
ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ
ПЕЙЗАЖ ПЕРЕДВИЖНИКОВ
ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ
ИЛЬЯ РЕПИН
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ
ИСААК ЛЕВИТАН
Для Европы вторая половина XIX в. — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.). Франко-прусская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.
В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.
На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.
Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты.
«ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ»
В 1851 г. жители Лондона наблюдали необычную картину. В их любимом Гайд-парке, традиционном месте собраний и митингов, за несколько месяцев выросло огромное прозрачное сооружение, которое получило название «Хрустальный дворец». История его создания такова.
В 40-х гг. XIX в. Общество поощрения искусств, производства и коммерции выдвинуло идею провести в стране первую Всемирную промышленную выставку, где производители из разных стран могли бы продемонстрировать свою продукцию и найти новые рынки сбыта. Английское правительство поддержало
эту инициативу. Специальная Королевская комиссия объявила конкурс на лучший проект выставочного здания и за три недели получила двести сорок пять предложений, однако ни одно из них не было одобрено.
В 1850 г. Джозеф Пакстон (1801—1865) представил свой проект выставочного павильона. Он служил старшим садовником в Чатсвортском замке герцога Девонширского и возвёл там несколько сооружений, в частности Большую оранжерею (1841 г.). Королевская комиссия приняла проект Пакстона.
Выставочный павильон представлял собой вытянутое прямоугольное в плане здание обшей площадью почти семьдесят две тысячи квадратных метров.
Благодаря тому что весь «Хрустальный дворец» состоял из металлических и стеклянных элементов одного размера, он был возведён всего за девять месяцев.
Современников павильон поразил не столько архитектурными достоинствами, сколько своей конструкцией и технологией строительства. Между тем он нёс в себе признаки новой, функциональной архитектуры, не обращающейся к известным стилям прошлого, свободной от декоративных деталей. Такая архитектура появится только в начале XX в., однако некоторые зодчие Англии уже осознали неизбежность её прихода. «Мистер Пакстон, ведомый светом природной проницательности, — писал его современник, — достиг успе-
Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.
Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй половины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, преобразило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду...