Княжение на Руси Ярослава Мудрого (в крещении Георгий, Юрий)

В сражении под Лиственом (около Чернигова) в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников.

В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть, Черниговом и Переяславлем. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится "самовластцем" на Руси.

князь Внутренняя политика Внешняя политика Итоги деятельности Дополнительные сведения
Ярослав Мудрый (1019-1054) правил единолично в Киеве с 1036г. 1.Просветительство и христианизация Руси: В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии в Киеве и Новгороде, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины, Печёрский монастырь. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. При соборе Св. Софии возникла обширная библиотека. При дворе Ярослава было собрано множество “книгописцев”, переводивших книги с греческого на славянский язык. 2. Составление первого русского законодательного акта «Русской Правды». 3. В 1051г. в Киеве был поставлен первый митрополит из русских - Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. 4.Ввёл новый очередной порядок престолонаследия. 1.1030г.- война с чудью за Юрьев 2.1030-1031г.- война с Польшей 3.1036Г. – разбил печенегов. 4. Продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков. Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости - Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие. 5. 1043 году предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. 6. им были совершены успешные походы на ясов, ятвягов, литовцев, мозовшан, ямь.   1.Составление первого русского законодательного акта «Русской Правды». 2.Продолжил христианизацию Руси. 3. Окончательно разбил печенегов. 4.Поднял авторитет Руси на международной арене, установив дипломатические связи с европейскими императорами. 1.Современники: КазимирI, польский король, ГенрихI, Константин Мономах, византийский император. 2. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала “плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться”. Он сравнивал Ярослава с сеятелем, который “засеял книжными словами сердца верующих людей”.


Княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (1053—19 мая 1125)

князь Внутренняя политика Внешняя политика Итоги деятельности Дополнительные сведения
Владимир Мономах великий князь киевский (1113-1125) князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100). он внес в Русскую правду много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» – справедливого («праведного») суда по христианским заповедям. Киевское княжение по завещанию передал старшему Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Автор одного из первых выдающихся светских произведений Древней Руси — «Поучение детям». «Закон о резах» «Устав Владимира Мономаха» Произведения Владимира Мономаха — "Поучение" и "Письмо к Олегу Святославичу" — дошли до нас в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи. 1101, 1103 - Ходил в походы против половцев. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). совершив более восьмидесяти "великих" воинских походов, "малые" же походы исчислялись, видимо, сотнями. Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игумен Даниил составил описание своего путешествия в Иерусалим «о земле великой печальник» «заботливый домовладыка», Летопись сохранила нам предание о переданных Мономаху в наследство от деда по материнской линии (византийского императора Константина Мономаха) знаках царского достоинства – бармах (накидка на плечи и оплечья) и шапке («Шапке Мономаха») – бармы якобы прислал византийской император Алексей Комнин, а шапку – митрополит эфесский Неофит (он-то и возложил ее на голову Владимира, назвав его царем). историография в лице С.М.Соловьева высоко оценивала заслуги этого правителя («Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности»).

Наши рекомендации