Архитектурно-конструктивные и композиционные особенности современного зодчества

Современная архитектура - это пестрый, разнообразный мир. Главная особенность: архитектура развивалась параллельно с развитием современного зодчества (строительства). Лучшие зодчие-строители были одновременно теоретиками-исследователями архитектуры. Очень часто их новаторские идеи вначале не находили поддержки и реализовывались в единичных постройках, а уже затем получали всеобщее признание и распространение. Так, в XX в. круг замкнулся. Начинался новый виток в развитии искусства, опять, как много веков назад, и зодчие и архитекторы, (только теперь уже не порознь, а вместе) выступали создателями новых стилей и направлений в искусстве.

Начиная с 1950-х гг. строительная техника переживала бурный подъем. Это в первую очередь было связано с широким использованием современных материалов и конструкций: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических пленок, металлокерамики, различного вида каркасов и др. В США достаточно продолжительное время господствующим направлением был функционализм: формы зданий и сооружений элементарны, экономичны и функциональны; пространственное развитие определено прямыми плоскостями, стены в таком построении ничего не несут, только лишь выделяя некоторые части пространства. «Тело» здания представляет собой коробку, параллелепипед; рисунок фасада формируется наружным конструктивным каркасом внешней стены и членением этажей ленточными (опоясывающими здание) окнами. Монументальность таких сооружений достигалась увеличением вертикальных размеров до гигантских масштабов. Небоскребы - образы силы и престижа - стали архитектурным стандартом для многих стран. В сооружениях брутализма (от англ. brutal - «грубый») каркас здания, конструкционная основа выставлены напоказ (пример - работа П.Л.Нерви и А. Вителлоцци - Малый дворец спорта в Риме). Главным направлением европейской архитектуры в 50- 70-х гг. XX в. являлось градостроительство. Это было связано не только с необходимостью восстановления разрушенных городов, но и с бурной урбанизацией (повышение роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения, расширение старых и строительство новых городов) в ряде стран. Это дало архитекторам уникальную возможность претворить в жизнь принципиально новые типы городов. Примером такого уникального проекта может служить город Бразилия, который в плане напоминает летящую птицу (архитектор Лусиу Коста).

Органичная архитектура ознаменовала своеобразное возвращение к природе, попытку включения построек в ландшафт, свободные композиции и применение природных материалов. Примерами могут служить: Вилла Кауфмана (работа Фрэнка Ллойда Райта) и музей Гугген-хейма.

Господствующим направлением архитектуры 1960-1970-х гг. считается новое барокко: криволинейные формы и конструкции, принцип которых нередко заимствован из мира живой природы. Примеры: Эро Саа-ринен - аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке; Йорн Утцон - оперный театр в Сиднее.

В 1970- 1990-х гг. господствовали идеи постмодернизма. Здания и ансамбли этого направления - причудливое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, с игривой иронией или как карикатура.

На рубеже XX-XXI вв. архитекторы стараются определить облик будущей среды обитания человека с учетом влияния новейших информационных технологий.

Так, например, оригинальное развитие идей конструктивизма в сочетании с национальными традициями нашло в творчестве метаболистов (греч. «метаболэ» - «перемена», «превращение»). В здании они различают постоянную, структурную основу и дополнительные элементы, сменяемые по мере необходимости. Пример: работа Кэндзо Тангэ - Центр средств массовой информации (г Кофу, Япония). С другой стороны, архитекторы и создают принципиально новые типы городского архитектурного пространства. Примером может служить проект Дефанс - деловой и жилой комплексы на западной окраине Парижа, сочетание зданий различной высоты, разнообразных по планировке (прямоугольные, в форме креста, трилистника, арки и др.), по цвету, оформлению фасада, световому и цветовому решению. Однако общий архитектурный силуэт сохраняет гармоничное равновесие.

Архитектурная композиция – это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям. Она отличается от других видов композиции в искусстве (художественной, музыкальной, литературной) именно своим синтезом художественных и технических приемов, которые позволяют создать совершенное по своим художественным качествам и целесообразное в функциональном и техническом отношении здание или сооружение, отвечающее триаде Витрувия: "польза, прочность и красота".

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внешний объем и внутреннее пространство, которые вместе образуют объемно-пространственную структуру здания. Обязательным условием в большинстве случаев является единство внешнего и внутреннего объемов. Сравните композиционные решения жилого дома и общественного здания, приведенные на рис. 14.1. В первом случае мелкие членения внутреннего пространства соответствуют мелким членениям наружного объема. Во втором случае большие внутренние пространства соответствуют свободной композиции внешних объемов здания.

Архитектурно-конструктивные и композиционные особенности современного зодчества - student2.ru

Рис. 14.1.Жилые дома Олимпийской деревни (на заднем плане) и теннисный центр (на переднем плане). Арх. Н. В. Миндрул

Но существуют и примеры композиционных решений, когда такое единство не выдерживается вполне сознательно.

Наши рекомендации