Экосистема, законы природы и принципы бионической архитектуры
Билет № 7
1. Закономерности этнической идентификаций культуры и вопросы освоения среды обитания.
Образование казахской народности. Этноним «казак» (казах). Культура казахов в XIV –нач.XVIII вв.
Экосистема, законы природы и принципы бионической архитектуры.
1. Термин «культура» употребляется сегодня многозначно, хотя имеет ясное происхождение (от лат. colere — взращивать) и первоначально относился в основном к сельскохозяйственной культуре. В итальянском языке сохранилось разделение на два понятия: coltura — материальная, сельскохозяйственная культура и cultura — культура духовная. Сегодня существует до 500 различных определений культуры, претендующих на выражение самого главного и существенного в этом феномене. Их можно поделить на две большие группы: онтологические и аксиологические. Онтологические определения подчеркивают внеприродный характер культуры, ярче всего представленный в самом коротком определении:культура — это не природа. Все, что является не природой, а результатом человеческой деятельности (материаль-ио-преобразавательной, духовной, социальной), относится по этому определению к культуре. Отсюда и другие определения: культура — это результат человеческой деятельности, культура — зеркало человеческих возможностей и т.д. Действительно (и это хорошо видно на примере материальной культуры), человек оказывается посредником между миром природы и миром культуры, обрабатывая природный материал, он придает ему новые «культурные свойства», преобразует, например, камень в орудие труда, элемент и материал архитектурного строения или наделяет его способностью нести духовную, художественную информацию (например, в скульптуре). Аксиологические (ценностные) определения культуры связывают культуру только с позитивными для человека проявлениями его активности. Например, в социологии очень часто культура понимается как совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством. Эти определения широко распространены в сфере обыденного сознания: «культурный человек», «культурное поведение». Речь здесь идет об оценке уровня культуры вповедении, хотя, строго говоря, человек не может не быть культурным, т.е. принадлежащим к какой-либо культуре (то же относится и к его поведению). Может быть развитая или недостаточно развитая культура. С этой позиции не может быть речи, например, о «культуре наркотиков» или «культуре насилия», так как наркотики и насилие — негативные явления в человеческой жизни.
Принципы внедрения этнокультурного образования.При этом важно руководствоваться следующими основными принципами: - участие политических партий, иных общественных, в том числе религиозных, объединений, частных лиц в сфере оказания образовательных услуг этническим и языковым группам должно быть ограничено рамками закона; - обеспечение фактического равноправия наций и национальных групп в удовлетворении их этнокультурных запросов в области образования; - понимание и принятие положения о приоритете этнокультурных образовательных потребностей личности над интересами общества, над соображениями "целесообразности";- реализация государственной политики на основе обеспечения этнокультурного консенсуса в обществе как важного условия прогресса и процветания Казахстана; - внедрение в практику глобальных ценностей интернациональной культуры: консолидации и межнационального согласия, прав и свобод индивидуума и т.д.; - осуществление подхода к образованию не как к механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но как к культурообразующему институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности; - разработка и внедрение защитного механизма от политизации и идеологизации образования и школы; - программный и комплексный подход к решению проблемы, учет различных сторон сложных процессов многонационального культурного бытия.
2. Основываясь на историческом процессе, опираясь на китайских, монгольских письменах и на трудах ученых, мы считаем, что казахи, как древний народ тюркского, монгольского, индусо-иранского происхождения обитали на территории Казахстана. Они берут свое начало из тройки – сакского, гуннского и уйсунского объединений. В этих местах тюркским племенам удалось сохранить не только свою культуру, но и родной язык. Агрессивные монголы общались с тюрками, приняли их язык и формы материально-духовной культуры народов. Завладевшее обширными землями от Алтая до Дуная, феодальное государство улуса Джочи распалось, из состава которого выделилась Ак Орда (Белая Орда), и этот улус завладел землями Северо-восточного, Среднего и Южного Казахстана. На Юго-восточном регионе на местной этнической основе создалось государство Моголстан. В начале ХV века вместо улуса Ак Орда, появились кочевые феодальные владения – Ногайская Орда и Узбекское ханство. В 50-60 годах ХV века, после выделения племен во главе Керей и Джанибек от кочевого узбекского ханства, они стали окончательно называться казахами. Таким образом, «казахский» этноним появился довольно поздно, чем установление основного народа. Появление казахского ханства на долине рек Шу и Талас дало возможность к объединению, подкреплению казахского народа и соединению к ним родственных народов. Казахское государство создалось и стало отдельным государством только в ХVI - ХVII веках.Проникновение джунгаров (калмаков, ойратов) в казахскую землю началось в начале ХVII века. В период 1621-1723 гг. несколько раз между казахами и джунгарами были войны, где порой побеждали казахи, а порой - джунгары. Народ сильно пострадал. В 1723 году казахи потерпели поражение, это называется в истории «Актабаншубурындыалкаколсулама». В 1727 году в южно-восточной части Торгайской степи казахи нанесли тяжелый удар джунгарам. Место, где произошло их столкновение называется «Калмаккырган» /буквальный перевод с казахского – уничтожение калмыков/. В 1730 году казахский вооруженный отряд нанес поражение джунгарам и выгнал их из казахской территории. После смерти Тауке-хана началась борьба за власть, казахские феодалы оспаривали ханство. В начале XVII века, когда угрожала опасность захвата земель, казахи были вынуждены просить помощи и принять подданство России. Хан Абилхайр из Младшего жуза послал Анне Ивановне письмо, в котором говорилось о том, что «все казахи из Среднего и Младшего жузов проявляют желание принять подданство царства». 19 февраля 1731 года, Анна Ивановна подписала грамоту на имя Абилхайра и всех казахов. Однако присоединение казахов Среднего жуза к России продлилось около столетия и закончилось в 30-40 годах XIX века. А что касается казахов Великого жуза, их присоединение началось с 1818 года по 1848 году. Так казахский народ вел войны за свободу с монголами, джунгарами на протяжении 500 лет. Но находился в подданстве российской империи около 250-260 лет. А теперь вернемся к этимологии названия «казах», где существуют разные мнения. Самые основные определения исследователей можно разделить на три группы. В труде «Сборник фактов о краткой истории казаха», составленным институтом по этнографии при Китайской общественной академии, «название казах появилось в XV веке. Кочевые племена во главе Джанибек и Керей в 60-х годах XV века выступали против управления хана Абилхайр и переехали из Восточного Дештикипшака на Западный Джетису, за берег реки Чу». Первый раз эти племена назывались «казахом». Смысл этого слова означает: «беглецы от своего улуса». И это слово со временем стало их названием». Китайский исследователь Жан Ши-Ман в своем труде «Исследование истории наций западных частей» излагает о том, что названия улусов, как«үйсін», «ұсын» и «асу», встречающихся в китайской летописи, являются фонетическими альтернативами. Название «казах» в «Истории династии Тан» написано в виде «каса», «хаса». Появление этих названий в исторических фактах уходит вглубь веков. Лингвист Т.Джанузаков отмечает, что «название «казах» с шестого века встречается как имя нарицательное и этнотермин в составе тюркских племен Кавказа, … Потом в 10-14 веках слово «казах» получило широкое распространение среди тюркских племен». Видный деятель казахского народа, М.Шокай в своем труде «Туркестан», делая обзор истории казахского народа, отмечает о том, что «Туркестан – страна тюрков, так называли иранцы еще в VI веке до монгольского периода, даже во время управления династии Сасанида (III-VII в.в.). Территория империи кочевых племен протянулась от границ Китая до границ Персии и Византии». Мы заметим из вышеизложенных письменных фактов и доказательств, что название «казах» еще до IX-X вв. было известным по всему миру, даже это название получило широкое распространение после десятого века. Весьма доказательно то, что, название «казах» в «Истории династии Тан» (VII-VIII в.в) было написано в виде «каса», «хаса». В книге «Приложение к переводам в истории Иранского царства» сказано о том, что «Когда тюрки набирают достаточно силы.....в их западной части обитает каса, т.е. улус хаса. В старинных фактах западных стран этот улус (народ) назывался казахом. Названия каса и хаса являются фонетическими альтернативами названия «казах». В связи с развитием и изменением фонетической системы китайского языка (ханзу), иероглифы ханзу в разных периодах произносились по-разному. Поэтому, китайские историки разных времен передали название одной нации по разным символам, т.е. в истории VII-VIII веков, написанной на древнем письменном языке, названия народов «каса», «хаса», «аса», «хса», «касо» являются явно фонетической альтернативой названия «казах». В вышесказанных фактах историков Востока и Запада, появившееся до Х века, название «казах» имеет доказательство о том, что это мнение является правильным. Однако, название «казах» после того, как только появилось в летописях, сразу не превратилось в название народа, поначалу было названием племени, потом стало общим названием союза племен. Этимологическая суть названия казах.
Этимология - сфера лингвистики, которая исследует суть, смысл слов. Этнография исследует начало возникновения нации и улусов (народов), а этимология – начало появления названий племен, мест, и их смысл (на языке науки это называется ономастикой). При рассмотрении происхождения термина «казах» и его значения в этимологическом аспекте, можно разделить предположения на три сферы: 1. По исторической легенде, распространившейся среди казахов, слово «казах» происходит от слова «каз»; 2. Значение слова «казах» на древнем тюркском языке означает «вольные люди, выделявшиеся из своего народа», «храбрые вольные люди», «восставшие свободные люди». То есть, дальнее происхождение названия «казах» происходит от слова «вольные»; 3. Дальнее происхождение названия «казах» сформировалось из названий племен и народов, которые вошли в состав казахов, то есть, на основе таких слов, как сак, каспи, хазар; Теперь остановимся на главном из этих предположений. Великий казахский поэт и мыслитель XIX века, Абай в своем труде «Несколько слов о том, откуда происходит слово «казах»» отмечает, что: «Когда арабы совершили поход в Среднюю Азию, они называли кочевые народы «хибай», «хузаки». Слово «Хибай» означает: люди с войлочными палатками. А слово «Хузаки» аналогично слову «хузаги», потому что, у арабов существовал кочевой народ с таким названием». Некий хан того времени, когда увидел запряженный верблюд якобы сказал: «вот эти люди действительно казахи». Чокан Валиханов отмечает, что слово «казах» - военный термин, означающий «храбрость». Известные русские ученые В.В.Радлов, А.Самойлович писали о том, что название «казах» означает «независимый, вольный человек».
3.Архитектурная бионика[2] – использование форм живой природы в строительстве зданий.
Судя по тенденциям, которые прослеживаются в последнее время, архитектура будущего будет тесно связана с природой и окружающей нас средой. Величайший гений в истории человечества, которого по праву называют «отцом бионики», первым попытался использовать опыт природы при построении рукотворных машин. Шедевры другого великого мастера, Антонио Гауди, дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. Гауди сумел предугадать то, что будет актуально сейчас и всегда: архитектура неотъемлемая часть природы. Бионика в архитектуре – это поиск формы по законам образования живых тканей, это имитация природных форм при помощи архитектуры.
В современном технократическом обществе очень важен комфорт и уют собственного дома. Дом становится единственным местом, где человек может полноценно отдохнуть, расслабиться и отгородиться от суеты большого города. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.
Принцип взаимодействия двух «конусов» – конуса устойчивости, конуса роста и развития. Это своего рода взаимодействие двух начал. Первое начало, например,– стремление стебля растения или ствола дерева к устойчивости: отсюда форма организмов превращается в конус основанием вниз – конус устойчивости. Второе начало – рост из «точки», из семени вширь, в пространство: отсюда конус основанием вверх – динамическая форма конуса[1, с.38]. Этот принцип часто интерпретируется в мобильной архитектуре.
Принцип спирали. В живой природе наблюдается в форме раковин моллюсков, улиток, тонких стеблей растений. Спираль – одна из форм обеспечения свободного роста и придания большей устойчивости [1]. Примером мобильной архитектурной формы, созданной по принципу спирали является плавающий павильон-сцена, разработанный архитектором Ф. Маки. Конструкция павильона состоит из спиралевидной основы с покрытием из полиэстера, закрепленной на барже, где также расположены комнаты артистов.
Принцип дифференциации и интеграции. Данное явление в архитектуре описано советским архитектором и академиком И.В. Жолтовским на основе аналогии между структурой дерева (ствол, ветки, листва) и членениями фасада здания.
Принцип структуризации пространства. В органическом мире структуризация описывается как «постепенность перехода от внутреннего пространства к наружному с целью сохранить постоянный температурно-влажностный режим внутри организма и одновременно осуществить водо-газообмен и инсоляцию, а также предохранить от различных механических воздействий в целом» [1]. Примером сборно-разборного сооружения, спроектированного на основе бионических принципов микроклиматической регуляции является юрта кочевых народов Азии.
Принцип стандартизации. Повторяемость однотипных элементов в формах живой природы – видовая и межвидовая унификация. В природе, к примеру, пчелиные соты – правильные шестигранные призмы, составленные вместе. В мобильной архитектуре – сборно-разборные геодезические купола (сферические поверхности) собираются из повторяющихся элементов различных геометрических форм и успешно применяются в проектах известными архитекторами Б. Фуллером, Ф.Отто, М.С. Туполевым, Г. Гюншелем.