Elements of Architecture
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древне ионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в ново ионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка. Может быть украшена обломом. Как элемент классического архитектурного ордера появился в Древней Греции.
Айва́н (также эйван, иван, ливан) — в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Айваном могут называться:
§ Большой сводчатый зал, открывающийся во внутренний дворик и служивший приёмным залом во дворцах или культовых сооружениях;
§ Терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и других сооружениях.
В парфянском и сасанидском зодчестве айваны служили приёмными залами во дворцах, как, например, в парфянском дворце Кухе-Ходжа (Иран), или сасанидском дворце Ктесифон (Ирак).
В Средние века айваны широко использовались в дворцовой и культовойархитектуре Среднего и Ближнего Востока, например в мечетях Исфахана, дворце в Сервестане (Иран), в мечетях Бухары, Самарканда, Герата и многих др.
Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершинефронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.
В Древней Греции акротерии обычно устанавливались на фронтонах храмов (храм Афины на острове Эгина, храм Немезиды в Аттике). В эпоху Возрождения акротерии стали более разнообразными и нашли применение как угольные украшения.
Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, секретеры и книжные шкафы, выполненные в классическом стиле. Акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.
Алькеж (польск. alkierz, старопольск. alker, родственное ― альков) ― в архитектуре угловая обособленная часть здания, сильно выступающая снаружи за плоскость стен.
Алькежи произошли от восточноевропейских замковых башен XVI—XVII вв., предназначенных для стрелковой обороны.
Алькежи характерны для шляхетских усадеб Польши, Белоруссии и Западной Украиныв XVII—XVIII вв. Возводились под влиянием барокко как 2-х или 4-хбашнеобразные пристройки в торцах дома, накрывались отдельными шатровыми крышами (усадьбаОгинских в Залесье). В XVIII- начале XIX в. иногда имели вид ризолитов, не выделенных особыми крышами, что придавало строениям барочную П-подобную в плане композицию.
С середины XVIII в. видоизменились, превратившись в развитые крылья усадебного дома, флигели. Использовались до начала XX в. как летние спальни, кабинеты или служебные помещения. Иногда обогревались печью.
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.
Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) илиполуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса.
Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называютнеполным, а без архитрава — облегченным.
Анте́фикс или Антефи́кса (от лат. antefixus) — название вертикальной плиты или плитки изкерамики, (дерева, мрамора, гранита или другого камня) прикреплённой на нижней точке кровли (у карниза) в качестве естественной преграды для облегчения отвода стока воды. В более позднее время в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела кроме утилитарного — ещё самостоятельное декоративное и даже скульптурное значение.
Ант или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуревыступы продольных стен здания, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для карниза. Наиболее часто встречаются в пронаосахдревнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
В отличие от поддерживающих колонн или столбов, анты встраивались прямо в стены храма. Своим происхождением они обязаны вертикально поставленным брёвнам в ранних, примитивного типа, греческих дворцах и храмах, — типа дворца в Тиринфе или Храма Геры в Олимпии. Использовались в качестве несущих конструкций для поддержания крыши (балок крыши) с тем, чтобы основной вес не приходился на стены, возведённые из необожжённого кирпича или как кирпичная кладка на глиняномрастворе. Позднее, поскольку материалы для возведения стен стали достаточно прочными для поддержания несущей структуры здания, то анты превратились в декоративный элемент.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падежἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Впервые апсиды появились в древнеримскихбазиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Однако существуют и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя апсидами — на востоке и на западе.[1]
Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря.
К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричныотносительно вертикальной оси.
Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся наколонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркадуантаблемент.
Использование ряда арок увеличивает прочность конструкции, поэтому аркады используются для поддержки крыши или антаблемента и могут выдерживать большие нагрузки.
Аркады применялись при строительстве древних акведуков, позднее римляне использовали их при постройке больших стен (Колизей).
В средневековых английских соборах и монастырях встречались крытые аркады, представляющие собой крытый проход, ведущий от трансепта или нефа церкви к внутренним помещениям. Часто крытая аркада примыкала к монастырю с восточной стороны, закрывая проходы, расположенные в крестообразных церквях южнее трансепта. В Глостерширском соборе (1029 г.) крытая аркада располагается в западном конце нефа. Крытая аркада встречалась в больших христианских церквях XI века (Винчестерский и Даремскийсоборы).
Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образуетаркатуру.
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуре Владимиро-Суздальского княжества
Аркбута́н (фр. arc-boutant) — один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.[1][2]
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романскихсооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях какШартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепнойархитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колоннылибо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Слово произошло из греческой мифологии, где Атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращенным в камень (скалу).
Самые первые атланты найдены в греческом храме Зевса в Долине храмов Агридженто(Сицилия), но похожие фигуры из монолита уже были сделаны в Древнем Египте. Позже атланты были использованы в многих других культурах и играли важную роль в архитектуребарокко. Самый известный пример скульптур атлантов находится у входа в музей Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.
Ба́за — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны впортике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны).
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko — балка) — в архитектуре — разновидность террасы — площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Также балконом именуются места против сцены в средних ярусахтеатра
Балдахин (итал. baldacchino — «шёлковая ткань из Багдада») — нарядный навес надтроном, парадным ложем, церковным алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла.
Появились балдахины на древнем Востоке, где, на ассиро-вавилонских и древнеперсидских барельефах, над царём носили большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя.
В традиционном искусстве Китая символизирует «счастливую судьбу», покровительство. Во многих культурах балдахин — символ власти.
В XII веке в западно-европейском романском, а затем и в готическом искусстве под влиянием арабского Востока появляются каменные балдахины. В древнерусском искусстве принято название сень.
Балдахин над кроватью — ткань, подвешенная на карнизе или колоннах, которая прикрывает кровать. Изначально балдахин над кроватью был предназначен для защиты от сквозняков и помогал укрыться от любопытных глаз. До ХIХ в. балдахины шили из тяжелой, плотной ткани. Лишь в XX в. балдахины претерпели изменения: сегодня их чаще всего шьют из льна, шелка или хлопка
Балюстра́да (фр. balustrade изитал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкцииэскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х годах прошлого века) эскалаторы ограждались настоящей балюстрадой, без всяких движущихся поручней. Такой эскалатор можно увидеть в фильме «Контролёр универмага»
Изобретение балюстрады приписывается ассирийцам, которые использовали их в фасадном декоре дворцов как ограждения оконных проёмов.
Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание неротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, т.е. нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформленаркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.
Безрамное остекление – это конструкция из стекла и алюминиевого профиля, позволяющая временно ограждать балкон, лоджию, терассу, полностью или частично от внешнего мира стеклянными элементами.
Бегуне́ц — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Для этого ряд кирпичей ставится наклонно на ребро. Вместе с поребриком использовался в древнерусской архитектуре.
Бельведер (от итал. belvedere — «прекрасный вид») — легкая постройка (вышка, надстройка над зданием (часто круглая в плане) или небольшая отдельная постройка) на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности.
Слово впервые вошло в употребление в Италии, такие постройки стали распространены в Риме, например у Латеранского дворца или Виллы Медичи. В русском языке слово обозначает преимущественно надстройку, во французском так обычно обозначается беседка или павильон в конце сада с хорошим видом.
Также бельведерами называются многие дворцы в Европе, расположенные в особенно красивых местах
Веранда — неотапливаемое помещение, встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к жилому дому, остекленноеили неостекленное. Слово «веранда» пришло в европейские языки из языков Индии.
Вестверк (англ. Westwork, нем. Westwerk) — монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк, как правило, состоит из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится главный церковный портал и хоры.
Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения. Современный оккультист Кавендиш объясняет это тем, что если восток (место восхода Солнца) ассоциируется с Христом, то запад (место заката) ассоциируется с силами зла и смерти, которым нужно противостоять. Часто в вестверке располагается алтарьАрхангела Михаила — борца с силами зла.
Первые вестверки появились в Сирии. Старейшим из известных вестверков является вестверк церкви в аббатстве Сен-Рикье возле Амьена во Франции. Старейший вестверк в Германии находится в аббатстве Корвей.
Ви́мперг (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра) — остроконечный щипецнад порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивалсякрестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.С давних пор витраж использовался в храмах
Ворота — проезд в стене или ограде, запираемый створами. Ворота могут использоваться для ограничения доступа на определённую территорию, а могут быть чисто декоративным элементом. Декоративные ворота, как правило, не имеют створов и представляют собой отдельно стоящую арку.
Укреплённые ворота являются неотъемлемой частью фортификационного сооружения, например замка, городских стен (городские ворота), кремлей. Поскольку ворота были уязвимым местом крепости, нередко перед воротами устраивался барбакан — оборонительное сооружение, охранявшее подступ к воротам. Сверху над воротами часто надстраивалась башня. Проход в воротах нередко перекрывался решеткой-катарактой.
Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Древнейшей восьмигранной постройкой, вероятно, является Башня Ветров в Афинах, построенная в середине I века до н. э. Восьмерик — один из распространённых планов для ветряной мельницы. Восьмигранные дома были очень популярны в США в середине XIX века.
При равных периметрах, восьмиугольная форма позволяет получить примерно на 20 % большую площадь строения. За счёт меньшей при равных объёмах поверхности достигается экономия строительных материалов, меньшее охлаждение зимой и нагревание летом, а кроме того — улучшение освещения. Похожие преимущества лежат в основе конструкции дома Мельникова.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Происходит из итальянского языка, где означает церковная паперть.
Галереи в виде дворцовых залов с одной стеной в виде сплошного ряда больших окон появились в начале XVI в. и особенно распространились в стилевую эпоху барокко. Противоположная окнам глухая, как правило, стена, использовалась для размещения произведений живописи и скульптуры, что давало хорошее естественное освещение.
Удобство размещения экспозиций в галереях привело к тому, что галереями стали называть художественные музеи или их части вообще, без привязки к архитектурным особенностям.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в класcической архитектуре. Гильоши втречаются в романскойархитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.
Ги́рька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутойпирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладкежелезном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI—XVII веков в декоре ворот, крылец,оконных проёмов
Глава в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Соответственно, к главам часто относят и простейшие посводные покрытия (металлом либо лемехом непосредственно по своду).
Голубе́ц — двускатная, коробовая или килевидная крыша для защиты от непогоды икон и фресок на внешних стенах храмов.
Также — крыша на могильном или поклонном кресте, и вообще — надгробный памятник с схематической кровлей или в форме избушки. Символически — дом умершего человека. В этом значении — также «голбец». Были запрещены, но встречаются на старообрядческих захоронениях.
Гопурам (или гопура) — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет тоже функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений (храмовых комплексов) на территории Юго-Восточной Азии.
Городские ворота — фортификационный элемент, получивший наибольшее распространение в период Средних веков.
Грот — тип паркового сооружения; павильон, имитирующий естественный грот,пещеру.
Первые гроты появляются в эпоху барокко и классицизма в 17 веке. Местом появления и распространения таких сооружение приходится на Европу, что повлияло на европейскую садово-парковую архитектуру.
На территории Росиийской империи первые гроты возводятся в начале 18 века, в Петровскую эпоху. Главными архитекторами русских сооружений стали мастера эпохи барокко Земцов, Миккети и др.
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, характерный элемент русской архитектуры.
Гульбище являлось обычной деталью русского частного дома и храма. По-видимому, изначально происходит из Пскова, где гульбища (деревянные крытые балконы-галереи) использовалось в жилых постройках уже в XI веке. Позднее (в XVI—XVII веках) получило распространение в архитектуре Северо-Восточной Руси. Как показали раскопки 1954—1955 годов, церковь Покрова на Нерли имела пристань и белокаменное гульбище с выложенным майоликой полом
Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Денти́кулы (от лат. denticulus — зубец), или «ордерные сухарики» — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма инеоклассицизма.
Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чащескульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
Как характерный архитектурный элемент барокко получил широкое распространение в XVII—XVIII веке; парадные интерьеры дворцов этого периода почти всегда включают в себя десюдепорты. Часто встречаются в интерьерах классицизма и периода эклектики, в дальнейшем использование элемента становится редким. В современной архитектуре не применяется, если только речь не идёт о стилизации.
Закома́ра (от др. русского комара — свод)[1] — в русской архитектуре полукруглое иликилевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый)свод.
Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов главцерковных зданий.
Зубец (мерлон) — одинаковые выступы с равными просветами, завершующие крепостную стену. Служат для обороны, для защиты стрелков от вражеских стрел.
Декоративная форма зубцов с раздвоением верха от середины в стороны называетсяласточкиным хвостом. Часто встречается в Больцано в Северной Италии. Часто применялись в русской архитектуре
Канелю́ра (фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе пилястрыили колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 — начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. Вдорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, имеющих форму трети круга и разделенный углом; в ионическом ордере — 24 канелюры, имеющие форму полукруга и разделенными полоской в ширину имеющей треть диаметра полукруга. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Используется во многих архитектурных стилях, начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колоннуили пилястру
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы, и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.
В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — атланты.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся надфризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служитвыносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами —мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтономразнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, ленты, свитка, лепное или графическое украшение в виде щита, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
Как элемент орнамента картуш часто употреблялся в позднем ренессансе и барокко.
Картушами часто украшались парадные входы дворцов, гравюры, географические карты, надгробные плиты и т. д. Картушами называются также овальные рамки, заключающие египетские иероглифы с именами фараонов и богов, а также современные туристические сувениры с имитацией древнеегипетских картушей (см.Картуш (Египет)).
Кессоны (фр. caisson — ящик) — кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).