Процессы и их структуризация
Рис. 2.5.1. Пиктограмма «Бизнес-процессы»
Рис. 2.5.2. Пиктограмма «Стандарты ISO»
Структуры процессов. Выделению отношений, реализующихся одновременно в пространстве и времени, а также в определенной логике, соответствуют пространственно-временные и причинно-следственные структуры. В 1960 г. специалисты предложили расширить традиционное употребление понятия структуры, включив в него не только законы строения объектов, но и законы строения процессов. Перенесение понятия структуры на рассмотрение процессов – важный шаг в развитии этого понятия.
В менеджменте в качестве процессов наиболее часто рассматриваются административные процессы управления, функции менеджмента, процессы обмена информацией, материально-вещественные процессы преобразования ресурсов в продукты и услуги.
Идея структуризации процессов получила интенсивное развитие за последние несколько десятков лет. Повсеместно массовое внедрение и использование описания процессов инициировало создание международных стандартов по описанию процессов. В частности, стандарты описания процессов можно найти в стандартах качества ISO 9000, принимаемых более чем в ста странах мира, в том числе и в России.
Международные стандарты семейства ISO 9000 основываются на понимании того, что любая работа выполняется как процесс (см. рис. 2.5.3).
Рис. 2.5.3. Пример изображения процесса
Каждый процесс имеет вход и выход – результат процесса. Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет стоимость. Каждый процесс включает определенным образом трудовые и (или) другие ресурсы. Выход – это продукция, материальная или нематериальная.
Выходом может быть, например, счет-фактура, программный продукт, жидкое топливо, прибор для клиники, банковская услуга или промежуточная продукция любой общей категории.
Применяются несколько определений процесса, а сама концепция определения процесса претерпела определенную эволюцию.
Рис. 2.5.4. Иллюстрация понятий, связанных с процессом
Словарь ISO от 1994 г.: процесс – это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в исходящие. Существенным в определении является упор на организацию и преобразование ресурсов в ходе реализации процесса, а сами ресурсы часто рассматриваются как вход процесса.
В более позднем определении от имени системы менеджмента качества – TQM (от англ. total quality management) внимание фокусируется на понимании процесса как организованной деятельности, предназначенной генерировать предварительно установленный определенному пользователю выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса. При такой точке зрения ресурсы, как и деятельность, включены в процесс, а входом являются приходящие извне потоки от других процессов.
Определение процесса дополняется рядом поддерживающих понятий (см. рис. 2.5.4).
Выход (результат) процесса – продукция или услуги.
Вход процесса – комплектация и поставки.
Руководитель процесса – РrМ (от англ. process manager) – лицо, ответственное за его качественную реализацию.
Границы процесса – определяют начальный и конечный интерфейсы проекта, интерфейс между процессом и его пользователем и потребителем.
При построении цепочек границы и интерфейсы процессов требуют согласования (см. рис. 2.5.5).
Рис. 2.5.5. Согласование входов и выходов бизнес-процессов
Рис. 2.5.6. Границы процесса можно проводить по-разному
Границы процесса устанавливаются в процессе его описания и допускают определенные подвижки (см. рис. 2.5.6).
Граница выхода – располагается за последней операцией процесса.
Граница входа – предшествует первой операции процесса.
Интерфейсы процесса – зона, в которой взаимодействуют операции.
Первичный выход – основной выходной результат процесса.
Вторичный выход – побочный выходной результат процесса, который может быть востребован вторичными клиентами процесса.
Первичный вход – поток объектов, инициирующих запуск процесса (заказ клиента, сырье, материалы).
Вторичный вход – поток объектов, обеспечивающих штатное протекание процесса.
Выходные требования – отражение нужд и ожиданий потребителя.
Входные требования – отражение требований к входу, обеспечивающих выполнение выходных требований.
Описание процесса
Формулировка названия процесса
Задание границы процесса
Задание входов процесса, классификация их на первичные и вторичные
Задание выходов процесса, классификация их на первичные и вторичные
Назначение владельца процесса
Паспортизация процессов
Выделение процессов
Согласование (с привлечением владельцев процессов) границ и интерфейсов процессов
Согласование карты процессов
Составление классификатора процессов с необходимыми атрибутами
Документированное описание процессов
Типология процессов
Рис. 2.6.1. Общая типология процессов
В популярных классификациях часто называется пять базовых видов процессов (см. рис. 2.6.1).
• Индивидуальные горизонтальные процессы, выполняемые отдельными исполнителями (организационными звеньями).
• Межфункциональные горизонтальные процессы, выполняемые многими исполнителями (организационными звеньями).
• Вертикальные процессы, отражающие взаимодействия исполнителей (организационных звеньев) по вертикали.
• Интегрированные процессы, отображающие деятельность исполнителей по вертикали и по горизонтали.
• Вложенные процессы, входящие в состав более сложного процесса.
Рис. 2.6.2. Пиктограмма «Процессы управления»
Распространенные на практике методологии моделирования процессов придерживаются этих конструкций, но не буквально, а скорее ориентировочно. В результате чего детализированные описания процессов часто бывают гетеротонными (состоящими из разнородных компонент и интегрированными относительно приведенных определений). Более того, и сама приведенная базовая классификация не единственно возможная. Многие классификации строятся на типологии предназначения процессов. Как распространенный пример классификации такого рода можно привести выделение в компании основных бизнес-процессов (поставки, производство, сбыт), поддерживающих процессов и процессов управления (см. рис. 2.6.2 и рис. 2.6.3).
При проведении инжиниринга одним из первых специалисты рекомендуют решать вопрос о способе представления описания процессов верхнего уровня.
Рис. 2.6.3. Пример представления модели процессов верхнего уровня
• Основные бизнес-процессы, горизонтальные, обеспечивающие преобразование входов в выходы и достижение финальных результатов, соответствующих интересам компании. Бизнес-пороцессы часто пытаются представить как последовательную цепочку процессов, добавляющих стоимость, поскольку каждый последующий процесс определяет требования к предыдущему. Например, для дистрибьюторской компании: маркетинг и планирование сбыта, закупки, транспортная логистика, складская логистика, продажи, послепродажное обслуживание.
• Поддерживающие бизнес-процессы, горизонтальные, обеспечивающие исполнение основных процессов. Например, для дистрибьюторской компании: поддержка и развитие дистрибьюторской сети, обеспечение информационными ресурсами, обеспечение инфраструктурными сервисами.
• Управленческие (административные) процессы, вертикальные, обеспечивающие управление деятельностью компании, основными и обеспечивающими процессами. Например, стратегическое управление, управление финансами, управление персоналом, операционное управление бизнес-процессами.
Популярный вариант изображения процессов верхнего уровня показан на рис. 2.6.4.
Рис. 2.6.4. Пример изображения процессов верхнего уровня
Процесс или функция
Рис. 2.7.1. Варианты соотношения моделей процессов и функций
Понятия процесс и функция применяются как модельные конструкции для описания способов исполнения работ и организации функционирования компании. Соотношения между этими понятиями относительные и зависят от принятой договоренности при моделировании (см. рис. 2.7.1).
Возможен и часто применяется вариант, когда принимается договоренность о моделировании, при которой каждый процесс декомпозируется на функции и моделирование идет от процессов верхнего уровня к составляющим их функциям.
В другой системе договоренностей сначала задаются функции, понимаемые как «свернутые» процессы, а затем представляются процессы их реализации, связи между процессами и снова более мелкие функции, составляющие процессы.
В практике моделирования организации деятельности для одной и той же компании могут применяться одновременно несколько разноцелевых и разноуровневых моделей, в которых взаимное позиционирование бизнес-процессов и функций может меняться в зависимости от ракурса рассмотрения. Например, функция может получаться как результат декомпозиции модели бизнес-процессов более верхнего уровня и выступать как операция в модели бизнес-процессов более нижнего уровня модели процедур (рис. 2.7.2).
Рис. 2.7.2. Пример взаимного позиционирования разноуровневых моделей процессов и функций
Концепция проекта
Рис. 2.8.1. Компоненты организации проекта
Впервые подход, получивший название «управление проектами», или PМ (от англ. project management), был практически реализован в 50-е годы прошлого века в военной и аэрокосмической отрасли США. Однако само управление проектами, например строительство дома, осуществлялось с незапамятных времен. Появление новой сфокусированной на выделенном проекте технологии управления было обусловлено необходимостью поставить на индустриальную основу создание сложных уникальных объектов с вовлечением большого числа участников, повышением требований к срокам выполнения работ и эффективности использования различных видов ресурсов, качеству и результатам (разработка самолета, запуск спутника и т. п.).
Проект – уникальная сборка бизнес-процессов, обеспечивающая реализацию поставленных целей в заданный срок с заданными ресурсами
Особенности управления проектом (рис. 2.8.1):
• рассмотрение проекта как уникальной комбинации процессов;
• сосредоточение прав и ответственности за достижение результатов проекта у руководителя проекта и проектной группы;
• выделение бюджета проекта;
• применение специальной проектной организационной структуры и проектной мотивации его участников;
• разработка и применение специальных стандартов реализации составляющих проект процессов.
Рис. 2.8.2. Пиктограмма «Проекты»
При декомпозиции проект (рис. 2.8.2) может разбиваться на субпроекты, а те, в свою очередь, на процессы. Процессы могут разбиваться на подпроцессы или функции. В итоге возникает «слоистое» описание порядка исполнения проекта: проект – субпроекты – процессы – функции.
На следующем шаге так выделенные сферы проекта могут закрепляться за исполнителями (организационными звеньями), и таким образом формируется проектная модель ответственности.
Экспресс-оценка организации проекта
Припомнить и написать название проекта.
Оценить по пятибалльной шкале компоненты организации проекта:
– назначение уполномоченного руководителя проекта;
– наличие выделенного бюджета проекта;
– применение проектной организационной структуры;
– применение проектной мотивации;
– наличие регламента проекта
Процесс или проект
Рис. 2.9.1. Разделение управления на процессное и проектное
Процессная форма предполагает управление повторяющимися операциями, объединенными в достаточно стабильные повторяющиеся бизнес-процессы.
Проектная форма предполагает управление уникальной комбинацией операций, объединенных в рамках уникального проекта.
С учетом разделения организации деятельности на процессную и проектную в системе управления компанией можно выделить две формы:
• управление процессами;
• управление проектами.
Соотношение процессов и проектов в различных компаниях может проявляться по-разному. Одни компании, например производители массовых товаров, применяют преимущественно процессную форму организации работ. Другие компании, например строительные, применяют преимущественно проектную форму организации работ. Значительная часть компаний одновременно использует и проектные и процессные формы организации своей деятельности.
Под процессом понимается связанный комплекс работ, реализуемый по заданным требованиям и обеспечивающий достижение нужного результата (планирование, проектирование, производство, торговля и т. д.). Получение конечного результата обычно требует реализации совокупности связанных процессов.
Рис. 2.9.2. Пиктограмма «Система менеджмента качества»
Система менеджмента качества – TQM (от англ. total quality management) уточняет понятие процесса, рассматривая его как любую организационную деятельность (в том числе и проектную), предназначенную генерировать предварительно установленный для определенного пользования выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.
Относительно этого определения проект понимается как связанный комплекс работ, направленный на изучение уникального объекта или решения.
Рис. 2.9.3. Сравнение длительности этапов реализации процессов и проектов
Определение проекта фокусируется на уникальности получаемого в проекте результата. Признаки проекта:
• уникальность и неповторимость;
• координированное выполнение взаимосвязанных действий;
• направленность на достижение конкретных целей;
• ограниченность по времени (наличие начала и окончания);
• ограниченность по ресурсам.
Уникальность события, координирование взаимосвязанных действий, определенные цели и ограничения по ресурсам являются основными отличительными признаками бизнес-проектов. В то же время часть этих признаков в той или иной мере присуща и бизнес-процессам. Полезно различать процессную и проектную форму организации деятельности, чтобы правильно организовать управление.
В жизненных циклах бизнес-процессов и бизнес-проектов можно выделить одинаковые этапы: разработка, реализация, завершение, но временные пропорции этих этапов в проектах и процессах различны (см. рис. 2.9.3).
Процесс, будучи однажды разработан, потом довольно долго работает в режиме повторения заданного порядка действий, поэтому этап реализации занимает наибольшую часть жизненного цикла бизнес-процесса. Этап завершения бизнес-процесса гораздо короче этапа его реализации.
В проекте в связи его уникальным характером этапы разработки и завершения пропорционально увеличиваются, а этапы реализации соответственно уменьшаются.
Описание проекта может детализироваться. Так, логику исполнения проекта показывают с помощью процессов. При таком взгляде проект показывается как совокупность процессов по его реализации (см. рис. 2.9.4).
Большие проекты могут состоять из субпроектов, а те, в свою очередь, реализуются как совокупность процессов (см. рис. 2.9.5). Возникает схема вложений описания проекта, использующая «принципы построения матрешки».
Рис. 2.9.4. Вложенные в проект процессы
Рис. 2.9.5. Вложенные в проект субпроекты с вложенными в них процессами