Постройка грузового автомобиля
Задача - восстановить приобретенные ранее детьми приемы конструирования, совершенствовать умение выделять при рассматривании отдельные части постройки, называть их, определять, из каких деталей они сделаны, строить по образцу. Дети узнают, что кубик и пластины можно заменить другими деталями.
Материал: Детали набора знакомы детям — кирпичики, пластины, цилиндры, бруски; новой является фанерная дощечка из набора Могилевского, на которую следует обратить внимание детей. Дощечка используется для основания небольшого автомобиля.
Предшествующая работа: Во время прогулок дети рассматривают грузовики. Воспитатель знакомит их с названиями частей машины: впереди — мотор, за ним — кабина шофера, сзади кузов, куда кладут груз; фары нужны, чтобы освещать в темноте дорогу.
Наблюдая за тем, как на грузовиках перевозят самый разнообразный груз, дети узнают назначение машин.
Ход игры: детали раскладываются по формам. Воспитатель говорит детям, что на столах у них много строительного материала, просит вспомнить название отдельных деталей, обращает их внимание на гонкую фанерную пластину, затем сообщает, что дети будут строить грузовой автомобиль, как у нее на столе (воспитательница строит его до занятия).
Рассматривая с детьми конструкцию, воспитатель просит рассказать, какие части из каких деталей сделаны; помогает вопросами. Обратив внимание детей на то, что мотор сделан из кубика, просит подумать и сказать, из чего еще можно его сделать (из 4 малых брусков), а также, чем можно заменить пластину у кузова, если всем детям их не хватит.
Затем предлагает детям рассказать, как они будут строить автомобиль, с чего думают начать. После этого дети приступают к стройке (рис. 15).
Воспитательница наблюдает за работой детей, помогает им восстановить последовательность в работе.
Рис. 15. Грузовой автомобиль,
Постройка моста
Цель - восстановить и закрепить навыки, приобретенные детьми в младшей группе. Усложнение заключается в том, что детям показываются разные варианты оформления мостов. Дети учатся сооружать мосты для машин и для пешеходов. Для этого им приходится познакомиться с новой деталью строительного набора — треугольной пластиной. Одновременно они узнают, что большие бруски можно заменить пластинами.
Предшествующая работа - с детьми средней группы тоже следует пойти к мосту: дети знакомятся не только с общей конструкцией моста, но и с устройством перил, узнают, что у мостов есть скаты или лестницы, по бокам которых тоже устроены перила. Кроме того, с детьми можно рас» смотреть фотографии больших и маленьких мостов разного назначения.
Ход игры: Предварительно воспитательница строит мост с перилами для машин. Она предлагает детям рассмотреть, из чего построен мост и объяснить, почему внизу положены кубы и бруски, а также, из чего сделаны подставки под площадкой. Она просит детей подумать и сказать, из чего еще можно сделать такие подставки, если не хватит брусков (чем можно заменить один брусок).
Затем выясняется, как можно узнать, что этот мост для автомашин. Как можно сделать мост для пешеходов (для пешеходов нужна лестница с обеих сторон). Воспитательница убирает призмы и из кирпичиков строит лестницу с одной стороны. Затем она обращает внимание детей на перила, показывает несколько вариантов их и говорит, что можно придумать и по-другому.
После этого детям предлагается построить мост, какой они хотят (большой или маленький, для пешеходов или для автомашин), с красивыми перилами.
Когда постройки будут готовы, дети рассматривают их, высказывают свое мнение о том, какие лучше, красивее, почему.
Постройка парохода
Цель - познакомить детей с новой постройкой, развить умение анализировать постройку, правильно называя ее части; определять, из каких деталей построена каждая часть; развить умение творчески передавать в постройке свои наблюдения. Одновременно дети знакомятся с новыми деталями — кольцами и их назначением, узнают, что поставленные рядом два куба можно заменить брусками или пластинами.
Предшествующая работа: До постройки парохода хорошо рассмотреть с детьми настоящий пароход. Если такой возможности нет, воспитательница рассматривает с детьми картины, фотографии, рассказывает, как называются отдельные части парохода (борт, корма, нос, каюты, капитанский мостик, труба), показывает игрушечные пароходы. Воспитательница рассказывает, что пароход перевозит людей, груз по воде. Обращает внимание детей на то, что передняя часть парохода (нос) более острая.
Хорошо также предварительно провести с детьми беседу, в которой выяснить, что дети знают о пароходе или, может быть, кто-нибудь из них плавал на нем. Можно прочитать детям художественные произведения о работе речного транспорта, о жизни моряков.
Ход игры: В начале воспитательница сообщает детям, что они будут сегодня строить пароход, и показывает образец постройки, выполненный ею до занятия. Дети рассматривают образец. Вопросы воспитательницы направляют внимание детей на анализ конструкции, помогают выяснить, из каких деталей построена каждая часть парохода. В ходе анализа выясняется, что иллюминаторы сделаны из новой детали — из колец.
Воспитательница обращает внимание детей на форму борта, помогает уяснить, из каких деталей он сделан, что изображает каждая часть постройки, что еще можно изобразить. Воспитательница сообщает также, что дети могут сделать пароход большой и маленький, с одной и с двумя трубами.
Далее воспитательница спрашивает у детей, что они будут делать, если им не хватит кубов, чем их можно заменить (два куба можно заменить четырьмя брусками или двумя стопками пластин, в каждой стопке четыре пластины).
После этого дети приступают к работе .
В конце следует рассмотреть конструкции вместе с детьми, выяснить, правильно ли дети построили пароходы (все ли основные части изобразили). Обязательно отметить проявление инициативы, творчества детей в обыгрывании постройки.