Исторические и социальные особенности городской застройки
В процессе исторического развития человечества постоянно создаются материальные ценности самых различных видов. Наиболее долговечными и доступными восприятию являются строительные объекты. Эти объекты различны по своим функциональным и техническим свойствам и качествам, по удобству пользования, прочности и долговечности, по размерам и расположению в населенных пунктах.
По своему историческому и социальному значению, эстетическим качествам здания и их комплексы также далеко не равнозначны. Некоторые являются выразителями своей эпохи, символами ее, но большая часть строительных объектов являются как бы фоном, а по своим строительным качествам их жизненный цикл исчерпан.
Однако впечатление от того или иного периода истории всегда воспринимается как градостроительная среда или комплекс застройки, характерный для своего времени.
Город, городская среда, застройка всегда находятся в состоянии изменений. Все в городе постоянно меняется. В этом отражается ход истории. Изменения происходят по многим причинам. Главные из них старение или физический износ, а также отставание возможностей удовлетворения функциональных задач, что называется моральным износом, кроме того, само развитие города также требует в тех или иных его районах замены части зданий и сооружений при трассировке новых и улучшении старых городских проездов и площадей.
При всех изменениях основной причиной служит постоянное развитие потребностей и возможностей населения, народного хозяйства страны.
Каждое изменение своего материального окружения расценивается современниками и потомками по-разному, причем эти оценки не остаются постоянными, а также непрерывно меняются.
В каждый период истории человеческое общество оценивает все свое окружение и, в том числе, городскую среду и отдельные строительные объекты по некоторой схеме, сущность которой можно представить в виде нескольких условных определений:
• все, что создано позавчера достойно одобрения и дальнейшего сбережения;
• все сделанное вчера устарело, требует улучшения и даже замены;
• все, что выполнено сегодня современно и хорошо, при некоторых замечаниях;
• все, что будет создано завтра — это мечта, стремление, совершенство!
Эта схема или закономерность наблюдается с далеких исторических времен.
Средневековая культура, сменившая античность, сочла все классические ценности
вчерашними и, в течение тысячи лет расценивала все созданное в ту эпоху, как каменоломни, или в лучшем случае, как скопище строительных деталей.
Наступившая эпоха Возрождения оценила античное наследие уже как позавчерашнее и соответственно появилось новое, уважительное отношение к нему. В то же время застройка Средних веков, и даже выдающиеся сооружения того времени уничтожали или в корне переделывали. Известно, что сам Палладио имел намерение перестроить Дворец Дожей. Близким нам примером является уничтожение застройки эпохи классицизма в г. Москве.
Другой характерной чертой процесса изменения оценок наследия является ускоряющийся темп замены оценок, что соответствует постоянному ускорению развития человеческого общества.
Обратимся к примерам нашего времени. В первые десятилетия Советского государства памятники истории расценивали очень высоко, были приняты законы и действия по их сохранению и популяризации. «Позавчерашние» дворцы, усадьбы, музеи свято охранялись и являлись предметами заботы, которая была под силу молодому государству.
Исключением, правда, были культовые здания, уничтожение и разрушение которых стало следствием и выражением борьбы с влиянием религии. Так, большая часть ансамбля Симонова монастыря была разрушена, чтобы освободить место для строительства дворца культуры автозавода им. И.А. Лихачева.
«Вчерашние» здания в те же первые советские годы не одобрялись. Такие объекты, как ГУМ, Политехнический музей, Исторический музей в мечтах о будущем подлежали уничтожению, как недостойные для центра г. Москвы. Что касается доходных домов, то даже лучшие из них, предреволюционных десятилетий, воспринимались и оценивались как досадная неизбежность, а их внешний облик постоянно подвергался насмешкам, в первую очередь, в среде специалистов-архитекторов и искусствоведов.
Все осуществляющееся «сегодня» воспринималось как достойное, если не восхищения, то одобрения. Первый в советское время очень скромный жилой дом, построенный в 1923 году на Динамовской ул. 9/2, был объявлен предвестником новой архитектурной эпохи. Аскетические поселки и городки Дубровка, Шмидтовский, ул. Усачева, ул. Восточная и другие, которые по своему существу действительно были новым словом в градостроительстве, противопоставлялись вчерашнему наследию буржуазии, которое лишалось каких-либо достоинств.
А как высоко оценивались в 30-х и 40-х годах такие, по сегодняшним воззрениям не слишком удачные новые и реконструированные здания, как гостиница «Москва», дома на Арбате, ул. Горького, проспектах Кутузовском, Мира, Ленинградском.
В то же время в 30-х и 40-х годах практика начального советского периода уже становилась вчерашней и оценивалась соответственно. Многие дома того времени были от души украшены чужеродными им архитектурными деталями.
В настоящее время оценки прошлых свершений во многом изменились. ГУМ, Политехнический, Исторический музеи и подобные им здания становятся уже «позавчерашними», при ускорившемся темпе и не безобразят, а украшают столицу. Доходные дома, лучшие из них, начинают причисляться к памятникам архитектуры. Появился ряд исследований и печатных трудов, где они разбираются на строгом искусствоведческом уровне с весьма высокими оценками и по функциональным, и по эстетическим качествам.
«Вчерашними» становятся первые серии домов полносборного индустриального строительства, в первую очередь, «пятиэтажки». Они оказываются чуть ли не позором для города, возникла необходимость их обновления, реконструкции и сноса. За ними наступает очередь и многоэтажных индустриальных домов.
«Сегодняшние» строительные ансамбли, начиная от отдельных уникальных объектов и до массовой застройки оцениваются достаточно высоко. Что-то будет с ними, когда они станут «вчерашними».
Город, городская среда имеют большое значение в жизни людей. Это место рождения, детства, юности, учебы, трудовой деятельности. Для обитателей города, его района, кварталы и дома становятся объектами привязанности, патриотического чувства.
Неизбежность развития и видоизменения города чрезвычайно усложняет отношение населения к его истории, к ценностям, возникшим и сохранившимся на каждую определенную дату. С одной стороны, известно, что сохранение любого наследия является патриотической потребностью человеческого сообщества, а с другой стороны развитие города требует замены многих его элементов.
К сохранению исторических ценностей призывали выдающиеся деятели человечества всех времен, стран и социальных систем.
Диалектическое единство патриотического стремления к сохранению исторических черт города и необходимость роста, изменения и совершенствования его является крайне серьезной задачей, в особенности в наше время, с его растущими объемами свершений и убыстряющимися темпами.
Стремление сохранить хотя бы малые остатки памятников истории свойственно каждому человеку, любящему свою родину и гордящемуся его культурой.
Архитектурно-эстетические характеристики сложившейся застройки и отдельных зданий зависят, в первую очередь и в решающей степени, от времени их осуществления. Подавляющее число зданий массовой застройки дореволюционного периода, относится к последней четверти XIX века и первым десятилетиям XX столетия. Еще три десятка лет тому назад здания той поры, отличающиеся признаками стилизации и эклектики, вызывали лишь пренебрежение. В настоящее время эти воззрения уже значительно изменились, так как предреволюционная застройка из категории «вчерашних» переходит в «позавчерашние».
Если еще не вызывают умиления все дома и домики тех лет, то застройка в целом признается своеобразной городской средой и ее сохранение по мере возможности считается нормальным и непрерывным действием.
Препятствием к сохранению всей застройки служит процесс развития города, потребность в территориях и отдельных местах для строительства в районах, освоенных городом, но имеющих недостаточно экономичную планировочную структуру.
Дома старой застройки отдельных периодов кроме общих стилевых черт имеют большие различия в качествах архитектурно-художественной композиции и выполнении элементов внешней отделки.
Более сложными решениями отличаются многоэтажные дома, расположенные в г. Москве, в первую очередь, в районах Арбата, Пречистенки, Мясницкой ул., где селились семьи чиновников, лиц свободных профессий и другие с вышесредними заработками. Эта группа домов отличалась индивидуальностью решения симметричных фасадов. Архитектурные композиции их основаны на устройстве крупных декоративных элементов, таких, как пластоки стены, силуэт дома, эркеры, обрамление входов, балконы.
Внешний облик домов, построенных в первые годы советского государства, отличается крайней рациональностью и даже аскетичностью, основанных на выражении во внешнем виде домов функциональных параметров.
Для этих зданий характерно свободное расположение различных по размерам окон, отсутствие каких-либо декоративных деталей и украшений.
Дома второй половины 30-х, первой половины 50-х годов XX столетия, в период освоения наследия, отличаются, как правило, большими объемами. Композиции их обычно ясны и просты, архитектурно-декоративные фрагменты и детали исходят от классических образцов, в большей массе эпохи Возрождения, нередко, правда, далекие от совершенства.
В процессе реконструкции отдельных зданий задачи по изменению их внешней архитектуры могут и должны осуществляться в тех объектах, которые не отнесены к числу памятников, не прошли проверки временем.
Однако практическая деятельность показывает, что введение каких-либо изменений во внешний облик почти каждого здания, даже рядового, ничем не примечательного, «малоценного» по градостроительной терминологии, является крайне ответственным решением. Прежде чем осуществить какие-то переделки фасадов надо глубоко обосновать и доказать их необходимость.
При обоснованной целесообразности или необходимости введения изменений во внешний облик существующих объектов, следует различать два направления в этом деле.
Существующие здания, их группы или кварталы могут, при дальнейшем развитии застройки оказаться или большей, или меньшей частью в составе вновь создаваемых композиций.
В первом случае новые элементы композиций должны быть дополнениями существующих. Масштабность, ритм, материалы, весь стиль добавлений должны в возможно большей степени продолжать особенности существующей основы.
В другом случае существующие элементы, которые войдут в новые композиции, должны стать подчиненными составными частями этих композиций. Тут сохраняемое должно быть включено с возможно более полным сохранением их особенностей.
На общем фоне городской застройки особое положение занимают памятники истории и культуры. Среди них памятники архитектуры включают в себя здания, построенные в XVII, XVIII и первой четверти XIX веков. При этом здесь имеет место историко-искусствоведческая оценка - чем старше, тем ценнее, хотя и не всегда красивее. Однако некоторые здания, вплоть до сегодняшних, тоже могут относиться к памятникам архитектуры, но уже по эстетическим признакам.
Памятники истории и культуры - это здания, чем-либо знаменательные, обычно проживанием или пребыванием в них выдающихся личностей, а также проведением каких-либо исторических событий. Следовательно, к этому виду памятников могут относиться строения любого периода развития города.
Объекты и комплексы застройки, являющиеся памятниками, должны сохраняться и улучшаться методами реставрации. Ее содержание — приведение объекта в состояние, соответствующее его первоначальному или оптимальному облику. Функциональная сторона должна подчиняться структуре памятника, с необходимыми уступками, а иногда превышениями современных требований.
Методы реставрации в практике перестройки рядовых зданий, как правило, не применяют. Поэтому вопросы реставрации, являющихся специфической областью архитектурно-строительной деятельности в данной работе не рассматриваются.
В процессе развития городов неизбежны изменения в его исторической застройке.
Эти изменения подчиняются меняющейся оценке всего существующего, с почитанием «позавчерашнего», пренебрежением «вчерашнего», удовлетворением «сегодняшнего» и предвосхищением «завтрашнего».
Архитектурно-эстетические качества рядовых зданий позволяют вносить изменения в их структуру и внешний облик.
Исключение составляют памятники истории и культуры, которые подлежат реставрации, с приданием им первоначального или оптимального состояния.