Навигатор для профессионала № 3 «Показываем бизнес-процессы»
3.2. МВА о бизнес-процессах
Модель – отображение процесса, создаваемого для решения прикладных задач.
Основные бизнес-процессы – создают добавленную стоимость продукта, создают продукт, предоставляющий ценность для внешнего клиента, формируют результат, потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги, нацелены на получение прибыли.
Поддерживающие бизнес-процессы – поставщики основных процессов, создают инфраструктуру компании.
Бизнес-процессы развития –не создают текущей прибыли, нацелены на ее получение в долгосрочной перспективе, обеспечивают развитие или совершенствование деятельности компании в перспективе.Процессы управления –направлены на управление основными и поддерживающими бизнес-процессами.
3.3. МВА об управлении, ориентированном на бизнес-процессы, и об организационном интеллекте
Бюрократия – административное регулирование.
Управление по целям – цели + модели + мотивация + бюрократия.
Управление через регламенты – регламентация бизнес-процессов + управление по целям.
Управление через распределение ресурсов – распределение ресурсов по бизнес-процессам + управление через регламенты.
Управление неправильное через распределение ресурсов по бизнес-процессам – управление без регламентов или с некачественными регламентами.
Управление интегрированное – различные интеграции: на базе ИТ, частных решений.
Модель управления функционально-ориентированная –регламентация работ через функции, при этом единственным «владельцем» (терминология ISO) всех процессов в компании является «первое лицо» компании: гендиректор единолично отвечает за «выход» и показатели результативности деятельности компании. Руководители более низкого ранга отвечают за функции, а не за бизнес-процессы. Они не отвечают за работу от начала до конца, формально говоря, для них работа попросту не определяется таким образом.
Модель управления процессно-ориентированная – регламентация работ через бизнес-процессы, при этом ответственность за «выход» и результаты деятельности компании во многом переносится и на руководителей бизнес-процессов, поскольку именно они отвечают за предоставление внутренних продуктов и услуг, но именно продуктов и услуг, а не за исполнение функций.
Бизнес-процесс выделить – дать описание существенных характеристик и порядка исполнения деятельности на уровне современных требований: назвать определенный вид работ, обозначить начало и конец, найти «владельца» процесса (того, кто отвечает за результат) и определить требуемый результат (в том числе показатели качества и эффективности).
Управление в общем виде – воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей. При этом подразумевается, что субъект управления имеет представление о том, чем он управляет.
Управление организационными системами – объектом управления является сама деятельность людей. При этом руководитель (менеджер): определяет субъект и объект управления, ставит цели; собирает необходимую информацию; выбирает способ управленческого воздействия; разрабатывает план деятельности (или программу воздействий); реализует этот план; отслеживает результаты деятельности (то есть осуществляет учет), сравнивает план-факт (проводит анализ); корректирует воздействия на объект управления, в том числе и на людей (правильно их мотивирует). Это и есть описание алгоритма управленческих действий, своего рода типовой «архитектуры» системы управления.
Управления виды –административно-командное; через цели; через регламентацию процессов; через распределение ресурсов; через интеграцию компонент перечисленных выше решений с применением ИТ.
Управление административно-командное –система управления первого поколения. Управление осуществляется посредством административных указаний. Содержание деятельности управляющих слабо структурировано, их действия сильно бюрократизированы. Низкий уровень системности компенсируется постоянным присутствием управленца-бюрократа, надзирающего за процессом исполнения работ. Директор единолично отвечает за результаты деятельности предприятия, четкой ответственности менеджеров среднего звена за результаты нет. Главный инструмент управления – оперативное совещание.
Управление по целям – система управления второго поколения. Управление через людей. Метод довольно простой и эффективный. Алгоритм управленческих действий выглядит следующим образом: поставить цели; выбрать исполнителей, которые смогут их реализовать; довести цели до исполнителей, перевести цели в задачный план; мотивировать исполнителей; проконтролировать результат; в случае необходимости скорректировать цели или задачи. Необходимым условием постановки управления по целям является жесткая модель ответственности. Эта модель очень эффективна в первую очередь по соотношению простота – результативность.
Управление через регламентацию бизнес-процессов – система управления третьего поколения. На первой стадии процессное управление осуществлялось в рамках функционального подхода.Линейно-функциональная модель – процессная модель, в которой есть всего лишь один владелец бизнес-процесса – генеральный директор, отвечающий за все процессы, которые исполняются в компании. При переходе ко второй стадии – собственно процессной моделибизнес-процессы выделяются, описываются и их владельцам передается часть ответственности за исполнение – происходит демократизация, децентрализация управления. В крупных корпорациях может быть выделено и описано до нескольких сотен бизнес-процессов. В итоге система управления компанией становится более сложной, она состоит из двух контуров управления: через постановку целей и управление мотивацией людей; через регламентацию самих процессов. Причем оба процесса «встроены» друг в друга, они не протекают параллельно и независимо друг от друга.
Управление через распределение ресурсов – система управления четвертого поколения. Управление через ресурсные системы – широко известные и уже более 20 лет применяющиеся информационные интегрированные системы класса ERP(Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Они представляют собой комплекс программных средств планирования, учета, контроля и оптимизации использования всех ресурсов предприятия и анализа основных бизнес-операций. Унифицированная централизованная база данных помогает управлять различными направлениями деятельности крупной компании (закупкой, производством, финансами, взаимодействиями с клиентами, сбытом и т. д.), поддерживает принятие управленческих решений. В итоге система управления компанией включает уже три контура управления: через постановку целей и управление мотивацией людей; через регламентацию самих процессов; через распределение ресурсов.
Управления интегрированная система – система управления пятого поколения. Выстраивается в компании, когда генеральный директор управляет и по целям, и через регламентацию бизнес-процессов, и через распределение ресурсов, а для интеграции управленческих воздействий используются информационные технологии. Такой подход соединяет преимущества каждого из предыдущих уровней и позволяет получить дополнительный синергетический эффект, комплексно использовать все механизмы реализации целей. Регламенты обеспечивают порядок функционирования компании, а распределение ресурсов «материально» обеспечивает достижение результатов.
Бизнес-инжиниринг – специальный вид деятельности по описанию и совершенствованию исполнения работ, выделяемый в самостоятельный управленческий процесс. Владельцем этого процесса в компании является директор по бизнес-инжинирингу, директор по развитию или директор по системе менеджмента качества. Директор по развитию совместно с генеральным директором (или директором по стратегии – в крупных корпорациях появляются и такие позиции) занимается оптимизацией всех бизнес-процессов компании. Совместно – потому что оптимизировать процессы нужно под конкретные цели, на конкретный промежуток времени. Регламентация самих процессов позволяет управлять через качество проектирования и качество исполнения работ.
ERP(Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов предприятия. ERP это информационные интегрированные системы, представляющие собой комплекс программных средств планирования, учета, контроля и оптимизации использования всех ресурсов предприятия и анализа основных бизнес-операций. Унифицированная централизованная база данных помогает управлять различными направлениями деятельности крупной компании (закупкой, производством, финансами, взаимодействиями с клиентами, сбытом и т. д.), поддерживает принятие управленческих решений.
3.4. Бизнес-процессы в корпоративной архитектуре
Корпоративная архитектура (бизнес-модель) –общая модель бизнеса, определяющая политику инвесторов, стратегии, продукты, технологии, процессы, структуры и информационную поддержку деятельности.
Бизнес-инжиниринг – создание и применение бизнес-приложений при использовании системных и электронных моделей деятельности компаний и организаций.
Корпоративная архитектура – своеобразная «генетическая» память компании, система документов и моделей, база знаний о том «как устроен бизнес». Это весьма ценный актив компании, обладающий реальной управленческой стоимостью.
Реестр документов компании – предназначен для структурированного представления, учета, актуализации и анализа документации компании.
Стратегия компании – нормативно-методический документ, представляющий структуру целей деятельности компании: миссию, генеральные и стратегические цели, стратегические задачи развития компании, показатели результативности решения стратегических задач, функциональные стратегии (рыночная, производственно-техническая, финансовая, кадровая, ИТ-стратегия), политику в области корпоративного управления; распределение сфер ответственности за решение и достижение стратегических задач и целей развития компании по основным подразделениям компании. В рамках функциональных стратегий определяются стратегические планы развития компании по основным направлениям деятельности. В стратегии приводятся общие данные о состоянии и динамике развития компании, ее организационная структура, данные о механизме согласования процессов стратегического и оперативного планирования и соответствующих планов, о порядке оценки результатов выполнения стратегического плана компании.
Видение и миссия – руководящие принципы деятельности компании и разработки стратегического плана ее развития. Видение и миссия определяют вклад компании в общественное достояние и задают долгосрочную и ясную перспективу ее деятельности. Может быть и одна, и две, и более миссий, если, например, имеется несколько полей бизнеса компании.
Видение – желаемое, выраженное в концентрированной форме будущее предприятия.
Миссия – общественное предназначение, смысл, главная содержательная цель бизнеса. Термин, по смыслу аналогичный «видению», однако используется применительно к отдельным видам бизнеса.
Генеральные цели – стратегический замысел развития компании и главные цели в сжатой форме.
Стратегические цели – то, каким образом компании реализовать миссию.
Сценарий развития компании – описание предположений об условиях и последовательности развития компании.
Деятельность компании – описание деятельности, организационная схема компании, описание действующей в компании системы оценки результатов ее деятельности (по итогам за отчетные периоды).
Сценарные условия, негативные факторы, риски, оценка проблемной ситуации – результаты оценки состояния компании и среды ее деятельности, SWOT-анализа, описание внешних факторов (изменения экономической и прочих политик, технологии, законодательства, конъюнктуры рынка и пр.), которые могут повлиять на достижение целей планируемого периода, описание предполагаемой реакции компании на эти факторы. Заключение о приемлемом курсе развития предприятия, возможных вариантах и ограничениях развития его деятельности на рассматриваемый период.
Сводные данные по целям и задачам компании – сводная таблица целей и задач компании.
Функциональные стратегии – цели и планы деятельности компании по основным областям деятельности в привязке к стратегическим целям и задачам компании (корпоративная стратегия, рыночная /сбытовая стратегия, производственно – технологическая стратегия (включая инвестиционные программы), финансовая стратегия, ИТ-стратегия и др.
Планы деятельности бюджетных центров – цели и планы деятельности бюджетных центров (ЦО) компании в привязке к стратегическим целям и задачам компании.
Программа развития компании – сводная программа деятельности / стратегический план деятельности компании.
Взаимосвязь стратегического и оперативного планирования –описание взаимосвязи между процессами и разделами документов стратегического и оперативного планирования (схема, иллюстрирующая место и взаимосвязь процессов в общем процессе планирования и бюджетирования компании).
3.5. Менеджмент ОАО РАО «ЕЭС России» о внедрении систем менеджмента качества
Звезда качества – система мотивации, система обучения персонала, система взаимоотношений с потребителями, система взаимоотношений с поставщиками, документированная организационная система управления качеством (функции и процессы).
3.6. Подходы менеджмента качества
Качество – степень соответствия характеристик требованиям.
Характеристика – отличительное свойство.
Требование – потребность или ожидание, которое установлено (обычно предполагается или является обязательным).
Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Система менеджмента – система для разработки политики и целей и для достижения этих целей.
Система менеджмента качества (СМК) – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
ISO серии 9000 – комплекс международных стандартов под общим названием «Система менеджмента качества» (СМК) аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний.
Особенностью стандарта является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления предприятием, которая, в свою очередь, обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества продукции/услуг. Изначально стандарты ISO были задуманы как универсальные, и поэтому они в равной степени применимы к деятельности любых организаций – начиная от небольших и заканчивая гигантскими международными холдингами.
Управление документацией – функция менеджмента, которая распространяется на жизненный цикл документов компании, включая их создание, «прохождение по службе», временное хранение, передачу на постоянное хранение и уничтожение. Управление документацией является составной частью управления информационными ресурсами компании, одной из основных функций управления в организациях. Управление документацией основывается на Государственной системе документированного обеспечения управления (приказ Главархива ССР от 25 мая 1988 г.).
3.7. Политики компании в области регламентации бизнес-процессов
Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, информацию о бизнес-процессе, управляет его ходом и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса.
Модель бизнес-процесса функциональная – модель бизнес-процесса, отражающая его функциональный состав, закрепление функций процесса за исполнителями.
Регламентация бизнес-процессов – применяемые компанией способы описания (формализации – последовательность, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и др.), а так же порядок улучшения бизнес-процессов, отражаемые в нормативно-методических документах.
Функции – обособленные повторяющиеся виды деятельности компании, выполняемые на постоянной основе.
Модель бизнес-процесса – прикладное представление, в заданной нотации, исполняемых компанией работ.
Модель бизнес-процессов верхнего уровня – агрегированная наиболее общая модель бизнес-процессов компании.
Модель бизнес-процесса алгоритмическая – модель бизнес-процесса компании, отражающая состав и логику исполнения компанией работ при реализации бизнес-процесса.
Модель бизнес-процесса потоковая – модель бизнес-процесса компании, отражающая потоки объектов (материальные, финансовые и информационные).
Модель бизнес-процесса функциональная – модель бизнес-процесса компании, отражающая функциональный состав бизнес-процесса, закрепление функций процесса за исполнителями.
Политика – документально оформленное заявление руководства о политике и целях предприятия в области качества, охраны окружающей среды и охраны здоровья и безопасности труда.
Цели и задания – то, чего добивается предприятие или к чему стремится в области качества, охраны окружающей среды и охраны здоровья и безопасности труда.
Руководство – документ, определяющий систему предприятия.
Методологические инструкции, стандарты предприятия – документы, описывающие способ выполнения определенной деятельности в системе.
Методика – документ, конкретизирующий один или несколько методов осуществления деятельности.
Инструкция – документ, устанавливающий правила выполнения определенной деятельности.
Записи (зарегистрированные данные) – документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности в системе.
Политики представления и регламентации бизнес-процессов Компании – нормативно-методический документ (раздел нормативно-методический документа), представляющий стратегические цели компании, задачи в сфере представления и регламентации бизнес-процессов, модель процессов верхнего уровня, классификатор процессов, показатели результативности компании, риски компании.
Политики представления и регламентации бизнес-процессов по направлению деятельности компании – нормативно-методический документ, представляющий, для конкретного направления деятельности, стратегические цели компании, детализированный классификатор бизнес-процессов, ключевые показатели эффективности, риски исполнения бизнес-процессов, меры по минимизации рисков.
Политика и цели в области качества – устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют применению организацией своих ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества создает основу для установления и анализа целей в области качества. Цели в области качества должны быть согласованы с политикой в области качества и обязательствами в отношении постоянного улучшения, а их достижение должно быть измеряемым. Достижение целей в области качества может положительно влиять на качество продукции, результативность производства и финансовые показатели и, тем самым, на удовлетворенность заинтересованных сторон и доверие с их стороны.
Порядок регламентации бизнес-процесса – нормативно-методический документ (раздел нормативно-методический документа), представляющий процедуру взаимодействия участников в рамках одного из бизнес-процессов (может содержать детализацию описания бизнес-процесса с указанием процедуры исполнения бизнес-процесса, исполнителей (подразделения, уполномоченные лица), их прав и ответственности; в качестве входящей и исходящей информации – документов. Глубина описания порядка регламентации может увеличиваться за счет включения дополнительных характеристик бизнес-процессов.
Инструкция – нормативно-методический документ, представляющий процедуру взаимодействия участников в рамках одного из бизнес-процессов (содержит детализацию описания бизнес-процессов, где в качестве исполнителей указываются должностные лица, выполняющие конкретные роли в бизнес-процессе, их права и ответственность; а в качестве входящей и исходящей информации – документы (или поля документов).
Документы нормативно-справочной информации – методические указания, положения, нормативы, процедуры.
Документ «Модель бизнес-процессов» – нормативно-методический документ, представляющий, на основе принятой нотации, описание деятельности компании, взаимосвязь бизнес-процессов, подпроцессов и процедур с использованием принятых в нотации моделирования текстовых, табличных и графических информационных объектов. Обычно документ «Модель бизнес-процессов» разрабатывается в контексте той или иной методологии моделирования и предполагает использование принимаемых в ней решений в качестве дополнительных методических материалов.
Электронная модель компании – использование информационных технологий в интересах разработки модели деятельности компании. Для ее создания применяют специализированные программные продукты, которые позволяют: создавать электронные модели деятельности компании «как есть» и «как надо» («as is» и «to be»); автоматизировать процесс разработки регламентных документов (создаваемые на выходе регламентные документы не требуют дополнительной доработки); уточнять требования к регламентным документам; корректировать документы в соответствии с изменяющимися требованиями; создавать информационные системы доведения регламентов до исполнителей с заданными параметрами.
Бизнес-процесса элементы – планирование деятельности(планируют как саму деятельность, так и показатели эффективности процесса); осуществление деятельности(собственно выполнение работы); регистрация фактической информации(группа функций по регистрации фактической информации по выполнению процесса, как правило, это функции учета: производственного, управленческого, бухгалтерского и т. п.); контроль и анализ(функции по контролю и анализу исполнения плановых показателей); принятие решений(эта группа функций является одной из самых сложных для описания, т. к. сочетает в себе элементы оперативного (ежедневного) управления и стратегического управления – изменения планов и стратегии развития).
Риск допустимый – риск, при котором возможный ущерб не превышает ожидаемой пользы.
Риск критический – риск, при котором возможный ущерб превышает ожидаемую пользу. Зона критического риска характеризуется опасностью значительных потерь.
Риск недопустимый – любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей, повреждением (разрушением) основных производственных фондов, опасностью экологической катастрофы, а также угрожающий банкротством.
3.8. Политики компании в области разработки положений о подразделениях
Корпоративная архитектура компании – системное представление способов и документов в области организации, регламентации и управления деятельностью компании.
Модель организационной структуры – представление, в заданной нотации, организационных звеньев, их соподчинения, связей и их ответственности.
Модель распределения ответственности – представление, в заданной нотации, закрепления за организационными звеньями (исполнителями) прав и ответственности за реализацию бизнес-процессов (операций, функций), ответственности за реализацию стратегии, целей (задач, целевых показателей) деятельности и других организационных характеристик.
Нормативно-методический документ – принятая к исполнению методика осуществления деятельности. Выделяются следующие виды нормативно-методических документов (политика, порядок, инструкция, модель, нормативно-справочная информация).
Организация деятельности – осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение результата деятельности, предусматривающее участие организатора в достижении результата деятельности, а также в контроле за данными мероприятиями.
Корпоративные стандарты –формирование корпоративных принципов регулирования деятельности и совокупности внутренних нормативных документов, закрепляющих эти принципы. Наличие внутренних нормативных документов создает предпосылки для реализации двух важнейших управленческих функций: планирования(поскольку корпоративные стандарты отвечают не только на вопросы «что делать» и «как делать», но и на вопрос «что для этого нужно», т. е. обеспечивают планирование потребностей в необходимых ресурсах – материальных, информационных, мощностей, рабочего времени); контроля(поскольку корпоративные стандарты определяют требования к результатам деятельности, т. е. формируют «базу» для сравнения фактических и плановых показателей).Политика компании в области построения корпоративной архитектуры – устанавливает стратегические цели в области организации деятельности, модель бизнес-процессов верхнего уровня, состав компонент корпоративной архитектуры, подходы к формированию и совершенствованию компонент корпоративной архитектуры, состав документов и моделей, определяющих компоненты корпоративной архитектуры, пользователей документов и моделей, подходы к автоматизации процессов мониторинга и совершенствования компонент корпоративной архитектуры.
Порядок разработки положений о структурных подразделениях – устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, учета положений о структурных подразделениях, а также контроль за их соблюдением.
Порядок разработки должностных инструкций – устанавливает требования, предъявляемые к порядку разработки, изменения, согласования должностных инструкций для работников компании.
Распределение ответственности между руководителем подразделения и его заместителями – основной внутренний документ, определяющий правовой статус, направления деятельности, функциональные обязанности, определяющие конкретные трудовые функции, ответственность и права руководителя и заместителей руководителя подразделения.
Вертикальная модель управления – предполагает, что основные задачи, полномочия и ответственность за их реализацию, в части касающейся филиалов, возлагаются на исполнительных директоров филиалов. При этом возложенные на заместителей генерального директора компании задачи, как правило, носят общесистемный, «штабной» характер (выработка стратегии, методологии, методов и стандартов, а также осуществление контроля за их реализацией).
Горизонтальная модель управления – предполагает, что основные задачи, полномочия и ответственность за их реализацию, указанные ниже, в полной мере, как и на исполнительных директоров, возлагаются на заместителей генерального директора и управление осуществляется через его заместителей по функциональным направлениям.
Устав компании – правовой акт, представляющий собой свод правил, регулирующих деятельность компании.
Положение о компании – определяет задачи, устройство и ответственность компании. В документе представляется организационная структура компании, распределение функций структурных подразделений, предусмотрено рациональное их выполнение, применение современных методов организации управленческого труда.
Положение о филиале – определяет правовой статус, цели и предмет деятельности, функции, права, взаимоотношения и ответственность филиала.
Положение о структурном подразделении – определяет задачи, функции, права, взаимоотношения и ответственность подразделений. В документе должны быть реализованы прогрессивные тенденции в организационной структуре подразделения, распределении функций внутри подразделения, предусмотрено рациональное их выполнение, применение современных методов организации управленческого труда.
Штатное расписание – правовой акт, устанавливающий штатную численность компании, состав должностей и размер оплаты труда. Разрабатывается отдельно на исполнительный аппарат и филиалы.
Должностная инструкция работника – определяет основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника компании при осуществлении им деятельности в определенной должности. Он составляется по каждой штатной должности руководителей (включая генерального директора, его заместителей, начальников структурных подразделений), специалистов, служащих, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового договора (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).
Положение о рабочем органе компании – определяет задачи, функции, права, взаимоотношения и ответственность членов рабочего органа.
Модель организационной структуры, функций распределения ответственности – представляет на основе принятой нотации и с использованием текстовых, табличных и графических информационных объектов, описание организационной структуры, функций, распределение ответственности. Создание перечисленных моделей возможно, в том числе, и на основе использования специализированных программных средств.
Распорядительные документы – предназначены для регулирования и координации деятельности компании, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности. Распорядительные документы содержат управленческие решения, обязательные для выполнения. В юридическом плане распорядительные документы относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления.
Приказ – правовой акт, издаваемый единолично генеральным директором в целях разрешения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов деятельности. Приказы издаются по вопросам основной деятельности и по личному составу.
Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично генеральным директором, его заместителями по вопросам их компетенции, руководителями филиалов компании. Право издания распоряжений генеральным директором закрепляется в уставе компании.
Решение – правовой акт, издаваемый коллегиально в целях разрешения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов деятельности компании. Решение оформляется на специальном бланке и содержит следующие реквизиты: эмблему, название компании, название вида документа (решение), дату и номер документа, заголовок к тексту, текст, подпись, визы.
3.9. Применение информационных технологий при разработке регламентирующей документации
Регламентирующая документация – занимает ведущее место при построении и функционировании системы управления организации.
Положение о компании – дает представление о составе бизнесов, основных и управленческих функций, поддерживаемых на предприятии, а также стратегических решениях по распределению ответственности за их реализацию внутри предприятия.
Положения о функциональных областях деятельности – детализированные описания функций, относящихся к каждому из контуров управления и сведения об их распределении по организационным звеньям.
Положение о подразделении – содержит перечни функций, выполняемых подразделением и их закрепление за элементами его внутренней структуры (отделами, группами и пр.).
Должностные инструкции сотрудников – включают перечисление функциональных обязанностей каждого сотрудника.
Регламент процесса (подпроцесса) – документ, в котором в общем виде описывают порядок функционирования процесса (подпроцесса) в целом.
Регламент процедуры – документ, в котором описывают конкретное действие, выполняемое в рамках одного процесса.
Руководство по качеству – включает политику в области качества; схему, описывающую верхние уровни организации; процессную модель; описание оборудования, продукции и услуг, производственных мощностей; ссылки на документы нижнего уровня: процедуры, инструкции, положения, регламенты, карты.
ARIS-методология и базирующееся на ней семейство программных продуктов, разработанных компанией IDS Scheer AG(Германия) для структурированного описания, анализа, последующего совершенствования бизнес-процессов предприятия и управления ими, а также для подготовки к внедрению сложных информационных систем. Программные продукты ARIS используются на этапах цикла работ по созданию и развитию бизнеса – от разработки стратегии предприятия до реорганизации основополагающих бизнес-процессов, от управления стоимостью процессов до внедрения информационных систем и последующей оптимизации деятельности предприятия. ARIS очень функционален и в тоже время довольно сложен для использования.
Требует значительных усилий по программированию, чтобы получить удобную отчетность на выходе
BPWin – программный продукт, совмещающий в одном инструменте средства моделирования процессов (нотация IDEF0), потоков данных (нотация DFD) и потоков работ (нотация IDEF3), координируя эти три основных аспекта бизнеса. BPwin – средство, позволяющее адекватно отслеживать соответствие структуры бизнеса, документооборота, финансовых потоков жестким и динамичным требованиям экономики. BPwin дает возможность наглядно представить деятельность и структуру в виде модели, что позволит оптимизировать работу организации. С помощью функционального моделирования (нотация IDEF0), можно провести систематический анализ бизнеса, сосредоточившись на регулярно решаемых задачах (функциях), свидетельствующих об их правильном выполнении показателях, необходимых для этого ресурсах, результатах и исходных материалах (сырье). Если говорить о недостатках, то в программе отсутствует отчетность, позволяющая сформировать необходимые документы автоматически. Требуется применять решения Crystal Reports.
ОргМастер – предназначен для составления, хранения и загрузки иерархических классификаторов и установки взаимосвязей между ними (проекций), создания единой бизнес-модели, а также формирования удобного пользовательского представления результатов работы по одной из методик, разработанной Консалтинговой группой «БИГ». Для каждого процесса определяются целевое назначение, сопряженные процессы: предшественник и потребитель, информационное взаимодействие и обрабатываемые информационные ресурсы, средства реализации и регламенты исполнения. Формирование диаграммы модели бизнес-процессов выполняется из набора проекций, что не всегда беспроблемно для редактирования и актуализации диаграмм.