Сен-Сернен в Тулузе (Франция)
Искусство западноевропейского средневековья. Романский стиль.
1.О Средневековье – как помним по прошлому билету, в 395 г. н.э. произошло разделение Римской Империи на восточную (Византию) и западную. В Западной части происходили постоянные переселения народов-варваров со своей культурой и искусством. Карта Европы кроилась, шли завоевательные войны.
2.Что вы знаете еще о Средневековье? Какие ассоциации возникают? (рыцари, замки, соборы, Крестовые походы…): немного вспомнить (это все говорить НЕ НАДО на экзамене – просто для вас!!!!
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095-1270),
военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11-13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от "неверных" (мусульман). Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название "крестоносцы".
Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети.
Рыцари
Большие изменения в экономической жизни средневекового общества произошли в XI веке, с началом крестовых походов. Были проложены новые торговые пути, оживились ремесла. В этот период складывается рыцарское сословие — первоначально как объединение людей, профессионально занимающихся военным делом. Сначала рыцарство было избранным войском королевства, конной милицией, как показывает и само его название, маленькой армией феодальных замков.
В кругу рыцарей создаются определенные этические представления — понятие долга, чести. Рыцарь — это поборник справедливости, защитник угнетенных, воплощение ранее не существовавшего идеала нравственности и вежливости.
Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря определили мужественность его облика.
С появлением культа рыцарства в эстетических взглядах европейского общества впервые мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах.
Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь.
Нужно заметить, что все современные правила этикета, все представления о том, как себя вести за столом, как ухаживать за телом и одеждой, восходят к временам куртуазной культуры.
Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура.
*Небольшой словарик:
Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.
Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
Капитель – венчающая часть колонны или столба.
Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
Портал – архитектурно оформленный вход в здание.
Тимпан – углубленная часть арки над входом.
Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма.
Термин “романское искусство”появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого “романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название “романское искусство” сохранилось.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением
Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания и искупления грехов.
В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом.
Но ведущим началом романского зодчества была стена.
Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)
Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.
В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).
Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.
К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной. (Про др. примеры смотри в Приложении к билету).
Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
Таблица разных типов сводов.
Иллюстрация | Определение |
Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:
| |
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах. | |
Сомкнутый свод — образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.
| |
Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном). |
Сен-Сернен в Тулузе (Франция)
Опыт церквей в Туре и Конке был использован в паломнической церкви Сен-Сернен в Тулузе. Строительство началось в 1080 году и продолжалось до середины XII столетия. Основной план строго пропорционален, и во всем соблюдаются единицы измерения. Боковые нефы идут вдоль центрального, пересекая трансепт, и продолжаются за хором в виде деамбулатория. Столбы средокрестия поражают своей мощностью и несут высокую башню из пяти ярусов аркад, которая сужается кверху и заканчивается высокой балюстрадой. Пять нефов состоят из одиннадцати пролетов (в Сен Мартен было десять пролетов). При взгляде из разделенного пополам входного пролета кажется, будто церковь уходит в бесконечность.
Трехъярусная область хора очень напоминает хор в Конке. Она состоит из аркад, галереи и клирестория. Это строение подхватывается в удлиненной травее боковыми нефами, уходя вверх до самой границы перекрытий. Дополнительными элементами являются круглые окна («окули»), пробитые между перекрытиями капелл деамбулатория и освещающие галерею над хором. Декор храма кажется гораздо более оживленным: форма элементов, членящих стены, варьируется в разных секциях, окна имеют разнообразные колонки и перспективные арки, а контуры арок и импостов подчеркиваются орнаментальными фризами. В Сен-Сернен тоже есть крипта – мистическое взаимодействие пространства на разных ярусах, в котором хранятся бесценные реликвии.