О славном граде Порхове
Новгородский летописец отмечает, что герой "Невской битвы" и "Ледового побоища" Александр Невский в 1239 году срубил, то есть построил городец на Шелони, нынешний город Порхов.
Народное предание, в свою очередь, тоже освещает историю основания города.
Два охотника-зверолова - Василий и Феофил (по другой версии-посадники) поссорились с новгородскими боярами, которые присудили их к смертной казни, а дома и добро решили предать потоку (разграблению).
Узнав об этом, Василий и Феофил, захватив свои семьи, ночью тайно бежали из Новгорода на то место, где река Шелонь впадает в Ильменское озеро. Берега этой реки в те времена были покрыты непроходимыми дремучими лесами. Соорудив плоты, охотники поплыли вверх по течению реки. Встречные люди сказали им, что далее есть остров, покрытый лесом, где когда-то было поселение, и что там можно жить в безопасности, заниматься пушным промыслом.
Приплыв на указанное место, где ныне стоит древняя крепость, звероловы поселились здесь, построили хижины и начали промышлять охотой. К ним стали приходить жители окрестностей и, таким образом, возникло большое и богатое селение.
Новгородские бояре, проведав про беглецов, решили известить их. Для этого послали людей разыскать их, прикинуться друзьями, войти в доверие и умертвить охотников сильным ядом. По одной версии удалось отравить Василия и Феофила с семьями, а по другой посланные не выполнили поручения бояр, присоединились к охотникам и стали сообща промышлять звероловством.
После смерти Василия и Феофила селение продолжало быстро расширяться, богатеть, благодаря своему положению на торговой дороге между Великим Новгородом и Господином Псковом. Впоследствии Порхов становится богатым посадом, укрепленным пригородом и, наконец, городом.
Потомки Василия и Феофила верно служили Родине. И когда великий князь Московский решил наказать новгородских бояр за их сговор с врагами, то дружина порховичей влилась в московскую рать и приняла участие в замирении и покорении Новгорода.
айна Гремячей башни
Гремячая гора - одно из самых красивых мест города Пскова. И одновременно самых загадочных. С башней, которая сейчас носит название Гремячей, связано множество легенд и преданий.
Одна из них повествует о том, что в тайниках башни хранится богатый клад, который был скрыт псковитянами от врагов в давние времена.
Есть и история о заколдованной принцессе, которая спала непробудным сном в глубоком подземелье, одетая в роскошный наряд. Несметные сокровища окружали ее ложе. И по поверию разбудить и вернуть ее к жизни мог только тот смельчак, который чист душой и помыслами и будет пребывать неотлучно у ее гроба двенадцать дней и ночей, выполнит все обеты, начертанные у се изголовья. Тогда она воспрянет от векового сна, станет женой смельчака, и все несметные богатства будут их общим достоянием.
Многие молодые и отважные люди искали здесь счастья. Но никто из них не мог выдержать тяжелого испытания: злая сила выбрасывала их из тайника башни, и они умирали, не приходя в сознание.
До сих пор Гремячая гора привлекает молодежь для романтических встреч.
Легенда о том, как в реке Великой жили крокодилы
В 1582 г. псковский летописец сделал такую запись: "В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша" (Псковские летописи, М., 1955, т. 2, с. 262). Летописец сообщает об из ряда вон выходящем событии: из реки Великой вышли крокодилы и учинили в городе панику.
Чтобы прокомментировать столь необычное происшествие, нужно вразумительно ответить на два вопроса. Можно ли считать это свидетельство достоверным? И могли ли крокодилы в столь недалеком прошлом самостоятельно существовать на территории Псковской области? Сначала займемся первым вопросом. Можно, конечно, допустить, что лето писец зафиксировал "утку", пущенную тогда в городе. Однако такой самый простой ответ надо отвергнуть. Многолетние исследования древнерусских летописей свидетельствуют, что летописцы всегда сообщали достоверные факты. Жанр фантастики был им чужд. Летопись - официальный документ. Летописцы могли о чем-то умолчать, но ничего не придумывали.
Разумеется, сказки и легенды в то время были, но они не подлежали внесению в летописи, а если и встречались там, то именно как фольклор с указанием источника. Кроме того, в данном случае автор писал о событии в родном городе, которое каждый пскович мог легко проверить.
Возможность неправильного наименования животных в летописи тоже следует отбросить. В 80-е годы ХVI века для образованного русского человека за словом "крокодил" (старое написание "коркодил") стояло вполне реальное животное. Русские узнали об этом пресмыкающемся из текста "Хроники" александрийского монаха Георгия Амартолы, которая была переведена на русский язык еще в ХI веке и по тем временам получила широкое распространение. О крокодилах были сообщения и в "Хронографе" (летописи) 1512 года. Так что псковский летописец понимал, о чем писал.
Если все это так, то нужно ответить на второй вопрос - как же крокодилы могли оказаться в реке Великой? Ведь они просто не могут жить в этих широтах. Минимальная среднегодовая температура для них должна быть около +11°. Морозы крокодилы перенести никак не могут. И хотя крокодил обладает четырехкамерным сердцем, таким же, как у теплокровных животных, эффективность работы его кровеносной системы намного ниже, чем у млекопитающих. Дело в том, что у крокодила имеется так называемая левая дуга аорты (признак примитивной организации), выходящая из желудочка сердца и связанная со спинной аортой. Из-за этого ткани снабжаются смешанной кровью, только частично обогащенной кислородом. Это и не позволяет сохранить активность при низких температурах. Да и вообще, физиологические особенности крокодила не дают ему ни малейшей возможности пережить русскую зиму - даже в состоянии анабиоза, то есть в спячке. А что, если летописец писал о каком-то особом, неизвестном науке представителе отряда крокодилов, адаптированном к жизни на севере? Это предположение не выглядит убедительным хотя бы потому, что летописное свидетельство единственное, больше никто никогда не видел в здешней реке крокодилов. Популяция же из нескольких экземпляров длительное время существовать не может.
Выходит, что есть только одно разумное объяснение - несколько крокодилов были привезены из жарких стран предприимчивыми купцами. Ближайшее к Пскову место, где издревле обитают крокодилы - Египет. В 1559 г. в Каире гостил смоленский купец Василий Поздняков. Иван IV включил его в состав русского посольства с заданием описать обычаи стран Ближнего Востока. А в 1582 г. (!) в Египте побывал дворцовый дьяк Трифон Коробейников, "Хождения" которого сразу же стали популярной книгой. Имеются сведения и о Других русских посетителях берегов Hила. Всех наших путешественников поражали крокодилы, о которых они неизменно упоминают в своих записках. Псков же был звеном оживленного торгового пути, связывающего Грецию и Ближний Восток со странами северной Европы. Hередко по этому пути ходили и арабские купцы. Особо оживленные связи были между Россией и Сирией, в то время православной. В Сирии крокодилов нет, но их могли держать в зверинцах или специально для продажи вывозить из соседнего Египта. Вполне возможно, что какое-то посольство или купеческий караван вез нескольких крокодилов для подарка русским или прибалтийским высокопоставленным особам или для показа на ярмарках.
Кстати, австрийский дипломат С. Герберштейн в первой половине XVI века опубликовал "Записки о Московии", где говорилось, что в Литве (один из путей на Литву с Ближнего Востока лежал через Псков) держат в неволе крупных ящеров. По его описанию они соответствуют крокодилам или варанам. Так что идея привезти крокодил в другую страну в то время была вполне заурядной. Ведь крокодилы особенно молодые, прекрасно выдерживают длительные вояжи без воды и пищи. Добавим, что техника транспортировки животных на Руси была на высоком уровне. Hапример, строили специальные баржи (прорези) с небольшими отверстиями в бортах, сквозь которые легко проникала речная вода. В таких баржах на громадные расстояния перевозили живых осетров. А что если во время перевозки нильских крокодилов через Псковщину произошла какая-то авария, и животные оказались на свободе? До начала морозов крокодилы могли безбедно прожить в реках средней России, кишевших рыбами. Даже в наше время было несколъко подобных случаев: крокодилы убегали из зоопарков или частных коллекций и какое-то время обитали в близлежащих водоемах. По нашему мнению, именно крокодилы, убежавшие во время перевозки, и могли стать причиной переполоха наших предков ХVI веке. Особого урона крокодил не причинили. Слово "поядоша" соответствует современному "покусать", а не "съесть". Везли скорее всего не очень крупных, молодых крокодилов, не столь опасных для людей. Поскольку африканские рептилии не могли пережить зиму, в дальнейшем упоминаний о них в летописях быть не должно. Упоминаний действительно нет. Мифы же, как правило, обладают куда большей живучестью. Так что сама единичность упоминания о таком событии говорит в пользу его достоверности. Разумеется, у нас нет прямых доказательств, что дело обстояло именно так. Однако изложенная версия не противоречит ничему из того, что мы знаем об истории и обычаях России того времени и о биологии крокодилов.
Б.Сапунов
Камни-следовики
По всей России можно встретить огромное количество каменных валунов, так называемых «следовиков», на которых изображены животные, рисунки иногда не очень понятного содержания, а в большинстве - отпечатки человеческих рук и ног. До сих пор ученые не могут ответить на элементарный на первый взгляд вопрос: зачем наши предки так «наследили» по всей Земле?
В России интерес к «следовикам» начал проявляться в XIX веке, когда археология и краеведение были в нашей империи на подъеме. Даже знаменитый Н.М.Карамзин в своей «Истории государства Российского» счел необходимым упомянуть подобные камни: «Памятником каменосечного искусства древних славян остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.».
Местные жители называли следы на камнях то «чертовыми следами», то «Божьими ножками», «следами Христовыми», «стопами Богородицы». Если первые пользовались дурной славой, то последние были в почете. Считалось, что вода из «Божьих следков» является целебной, помогает излечивать от болезней.
Псковщина - край древний, и подобных валунов здесь (по самым скромным подсчетам) не менее нескольких сотен. К сожалению, не сохранился широко известный «Ольгин камень» в Выбутах, на котором был виден след изящной женской ножки. Его взорвали в 30-х годах прошлого века.
Говорят, на этом камне Ольга устраивала встречи с простыми людьми. Сейчас на его останках сооружена своеобразная пирамида из валунов, увенчанная кованым крестом.
В Печорском районе на краю колхозного поля лежал еще совсем недавно огромный камень. На нем был виден след детской ножки в обрамлении трех солнц. К этому камню в старину приносили больных детей: считалось, что если ребенок три раза умоется утренней росой с этого камня, то от него отступят все болезни.
Обнаружили его где-то в 70-х годах прямо посредине поля в цветущей ржи. Все жители были твердо уверены, что еще весной, когда поле засевали, камня там не было. После уборочной страды его трактором отволокли ближе к лесу. Но на следующую весну он опять оказался на своем старом месте посреди поля. Вот тогда-то и решили местные бабки, что камень этот не простой. А о его целебных свойствах узнали случайно. Кто-то из мальчишек на поле сильно поранил ногу. Друзья посадили парнишку на камень, перевязали ему рубашкой ногу и побежали в деревню за фельдшером. Пока тот подоспел, прошло около получаса. Какого же было всеобщее удивление, когда на ноге мальчишки вместо раны обнаружили только хорошо затянувшийся шрам. С тех пор к камню стали приносить и приводить больных людей со всей округи. Но спустя несколько лет валун исчез так же загадочно, как и появился.
Еще один случай, почти фантастический, в Островском районе. Рассказывали, что в одной из деревень в 50-е годы жил душевнобольной парень - юродивый, по-старому. Был он верующий, в церкви все время по хозяйству прислуживал, там почти и жил. А еще его частенько видели возле большого валуна, что лежал на берегу Великой. На камне том были выбиты какие-то непонятные знаки и отпечаток правой руки человека. И вот однажды местные мальчишки увязались тайно за парнем и стали следить. Этот деревенский дурачок опять привел их к реке, где долго сидел возле камня и о чем-то с ним разговаривал. А затем вдруг он встал, положил обе руки на камень и… легко, как пушинку, поднял в воздух этот тяжеленный валун, весивший, наверное, не одну сотню килограммов. Повисев несколько секунд в воздухе, камень так же очень плавно опустился на прежнее место.
Любознательные псковичи могут полюбоваться «следовиками», не покидая пределов родного города. К примеру, если прогуляться по аллее Героев возле Зеленого театра, то без труда можно обнаружить огромный камень с культовыми знаками. На поле возле радиозавода есть несколько интересных камней-чашечников с круглыми отверстиями глубиной 10 см.
Один из самых интересных камней находится на берегу Псковы, на Запсковье, напротив Финского парка.
"Комсомольская правда", Виктор Корнеев
"Любовка" и "Изменка"
С давних пор две деревни, расположенные поодаль одна от другой на берегах Псковско-Чудского озера, народ называл (да и теперь именует): одну — «Любовкой», а другую — «Изменкой».
... Это было в те времена, когда ливонские рыцари совершали частые набеги на землю Псковскую. Вел в «зажитье» свою дружину храбрую молодой псковский князь, чтобы покарать разбойников за насилия, грабежи, за кровь русскую.
Стоял лютый январь. Спустилась ночь, разбушевалась снежная пурга. Заблудился князь, отстал от своих друзей-воинов.
Долго блуждал он по оврагам и сугробам, пока не набрел по огоньку на деревушку, стоящую на крутом берегу озера.
Здесь он, изнемогший, нашел приют, и голубоокая девушка не покидала князя, пока не вызволила его из цепких когтей смертной болезни.
Долго дружина искала своего князя и, наконец, нашла его бодрым и здоровым.
Тепло попрощался князь с любезной девушкой и направился со своей дружиной в путь. Долго смотрела девушка вслед князю и только когда последний воин из дружины скрылся за оврагом, с грустью в сердце вернулась домой. Днями и ночами тосковала девушка по князю и часто с любовью произносила его имя, а свою деревню ласково назвала «Любовкой».
Тянулись дни и недели ожидания. С тревогой ждала девушка весточки о любимом князе.
Наконец, дошла весть до девушки, что князь здоров и с победой вернулся в свой родной город. За ней — другая молва: князь в последнем переходе задержался в соседней деревушке, на берегу того же озера, на Узмени. Не могло сердце девушки простить князю, что он в своем победном походе не навестил ее, позабыл, изменил любви к простой крестьянке.
Шли годы. Как и прежде, называла она свое селение ласковым именем «Любовка», но к этому слову, как туча к ясному солнечному дню, присоединилось другое — тяжелое и мрачное — «Изменка».
Так и до сего времени на берегу озера стоят селения, именуемые «Любовкой» и «Изменкой».
Почему Петра I "Антихристом" величали
Нежданно и негаданно приехал в наш город Петр-царь, великий государь. Строго приказал он, чтобы все горожане, окрестные крестьяне и всякие священнические и монашеские чины стали древний город укреплять. Но укреплять по-новому: не стены и башни починять, а большие горы земли насыпать, да башни землей начинять, да все лазы и подземные ходы засыпать. Все по-новому делать, а не так, как при дедах и прадедах было заведено. Долго, долго по-мирному жили и от ратных дел отстранились. А теперь беда пришла: швед от Наровы стал Пскову и Новгороду грозить. Да еще сумления всякие пошли.
В церквях, что на Пскове-реке, на левом берегу, стали своды пробивати, а нутро землей засыпати и всякую церковную ругу выносити, в другие церкви передавати.
Со звонниц и колокольниц множество колоколов поснимали да на пушечный двор отправили, чтобы пушки оборонные отлить.
С Талибских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой-реке, близ церкви Степана корабли против шведов готовить.
Печерский монастырь с крепостью царь облюбовал и на работы всех с посада людей и монахов согнал, да коменданта поставил, чтобы за работными людьми и монахами зорко следил.
Приехал как-то царь в монастырь ни свет ни заря. Работные люди знай да трудятся, а только самого коменданта не было: в келье почивал. Осерчал царь-государь, приказал его на работу доставить и сам, царственной рукой, такие «почести» воздал, что тому ни сесть, ни встать, ни лечь. Образцовым стал комендант, на работу начал первым являться.
Горожане, крестьяне и люди ратные работали, не помня времени. А вот монахи с челобитной к царю обратилися: не положено де нам, сану нашему монашескому, по черной работе промышляти, не богу, а земле спину гнути; отстрани нас от черного труда, великий царь, денно и нощно богу молити за тебя, государь, будем.
Разгневался государь, грамоту разорвал да растоптал, словами срамными многих пузатых монахов да священников помянул, да чревоугодием попрекнул. А молиться господу-богу сам своей персоне заказал.
Не приведи бог скрытно помыслить: глазищи у царя—как у самого аспида, голос — как труба иерихонская; а силища — как у Самсона, а великанище — как Голиаф; спаси бог, точно «Антихрист».
Так, с легкой руки псковских монахов, Петр I получил прозвание «Антихрист».
Спаситель Пскова
Ливонская война тогда шла, с немцем то есть. Неспокойно и в самой Матушке-России было: заговоры, козни, измена. В одну из таких суровых военных зим двинул царь Иван Васильевич Грозный свои полки против русского же города, Новгорода Великого. Наветом донесли Грозному, что отдается Новгород под Литву, а, уверовав в измену, пощады Грозный царь не знал. Целый месяц свирепствовали в Новгороде царские псы-опричники. Говорили, что даже вода в Волхове стала красной от крови безвинно загубленных новгородцев. Разгромив ненавистный сердцу некогда вольный город, Грозный поспешил к Пскову с тем же намерением: не щадя, наказать псковичей за их якобы тайный сговор с новгородцами.
Поздним февральским вечером рать Ивана Грозного остановилась на ночлег вблизи Пскова в Любятове, на подворье Никольского монастыря. Была как раз суббота второй недели великого поста, думать бы о спасении, но вместо этого страшные мысли теснились в голове царя. С великой яростью пришел он под Псков, рыча, говорят, как лев, с неуемным желанием разорить псковичей и пролить многие крови ни в чем неповинных людей.
Тем временем псковичи, охваченные страхом, не спали всю ночь, ожидали кровавой расправы. Все люди в городе были в движении, ободряли друг друга, прощались с жизнью или молились: отцы с детьми, жены с мужьями, соседи с соседями.
В самую полночь до слуха бодрствующего царя донесся негромкий звон колоколов псковских храмов и монастырей. И тут сердце богомольного царя не выдержало, печальный перезвон колоколов затронул и его ожесточенную душу. Или, быть может, припомнились бездыханные тела новгородцев, предсмертные крики и стоны? Так или иначе, только в неизъяснимом порыве жалости Иван Грозный обратился к своим воеводам со скорбью в голосе:
- Иступите мечи о камень! Да престанут убийства...
Ранним воскресным утром все население Пскова вышло встречать Грозного-царя. Встречали крестным ходом, колокольным звоном, хлебом-солью. По совету своего князя Юрия Токмакова псковичи на всех улицах перед домами выставили столы с яствами, чтобы умилостивить государя и его опричников, а сами, держа в руках хлеб-соль, преклонили перед ним колена, приветствовали царя и говорили ему:
- Государь, князь великий! Мы, верные твои подданные, с усердием и любовью предлагаем тебе хлеб-соль; а с нами и животами нашими твори волю свою: ибо все, что имеем, и мы сами - твои, самодержец великий!
Такая покорность и изъявление преданности льстили слуху царя Ивана. Но суров и грозен был лик его, не осталось и следа от ночного приступа милосердия, изгладилось чувство собственной вины. Зло скалились позади царя слуги-опричники в ожидании скорого кровавого разгула.
Тогда-то перед Грозным-царем и появился верхом на палочке известный всему Пскову юродивый Николка.
- Иванушко, Иванушко! - закричал он, приплясывая перед Грозным. - Покушай хлеба-соли, а не христианской крови!
Царь и его свита даже онемели от такой неслыханной дерзости. Но Грозный быстро оправился и приказал слугам схватить наглеца юродивого. Однако, когда опричники приблизились к блаженному, тот словно растворился в воздухе.
Ужас охватил Грозного, и, забыв на время о расправе, он поспешил в главную святыню Пскова, Свято-Троицкий собор, где его торжественно встретило псковское духовенство. На коленях царь выслушал молебен, затем поклонился гробу святого Всеволода-Гавриила, с почтением и удивлением рассматривал меч сего достославного псковского князя.
Выйдя из Троицкого собира, Грозный пожелал зайти в келию к юродивому Николке, не побоявшемуся открыто обвинить царя в святотатстве. После того как побывал у Николки, Грозный приказал послать блаженному подарок. В ответ Николка прислал Грозному кусок мяса. Получив такой подарок, Грозный велел сказать Николке, что он удивляется, как это святой муж предлагает ему есть мясо в великий пост.
- Да разве Ивашко думает, отвечал юродивый, - что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?
-Ты делаешь хуже, - бесстрашно поучал царя Николка, -питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и Бога! Перестань от кровопролития, не дерзай грабить церкви...
Но и эти слова не образумили Ивана Грозного, и вскоре он приказал слугам снять колокол с соборной церкви. Но в ту же минуту прямо под царем пал его лучший конь. Тогда Николка заявил Грозному, что если тот коснется хотя бы волоска любого из жителей Пскова, то Всевышний жестоко покарает самого царя.
- Ангел Божий хранит Псков для лучшей участи, а не на разграбление. И ты, царь, должен уйти из города прежде, чем Божий гнев разразится в огненной туче, которая, как сам видишь, висит над твоей головой...
И действительно, в подтверждение слов юродивого над Псковом разыгралась самая настоящая снежная буря. Грозный содрогнулся и, не решившись больше испытывать судьбу, стал просить Николку молиться об его избавлении и прощении ему его жестоких замыслов. А опричникам и воеводам настрого приказал впредь в этом городе ни церквей, ни жителей не трогать. С тем и уехал из Пскова.
Надо ли говорить, что признательность псковичей Николке не знала границ. Когда Николка умер, псковичи с почестями похоронили его в усыпальнице Троицкого собора, а на гробнице написали: «Преставися св. праведный Николай Псковский чудотворец в лето 7084 (1576 г.) месяца февраля 27». На особой доске псковичи поместили тропарь и кондак святому, прославляющие его святость и главный подвиг - укрощение гнева Ивана Грозного.
Степанов Ю. Легенды и предания Псковщины. Псков. 1993 г.
Почта
Старая почта на улице Советской знаменита тем, что там бывал Александр Пушкин. Дом, где разместился губернский почтамт, построили в 1793 году. Живя в Пскове, Владимир Ильич Ленин каждое утро приходил получать и отправлять письма. Активная переписка была связана с изданием «Искры».
Здание губернского почтамта на улице Советской, 7, построил псковский губернский архитектор Иван Альбрехт для коллежского советника Михаила Брылина. В документах 1805 года оно значится уже как почтамт. Сегодня здание сохранило свое назначение, здесь находится управление ФПС Псковской области.