Триумфальная арка тита

Выполнила студентка

ГруппаТ-ИЗО 141

Таршилова

Наталья Сергеевна

Научный руководитель

Алексеева Т.П

Оценка ____________

«___» ___________ год

Подпись ____________

Бийск – 2016

Оглавление

Оглавление. 2

Правление Августа. 3

Триумфальная арка Тита. 5

Колизей. 6

Форум и колонна Траяна. 7

Список литературы.. 9

Правление Августа

После длительных и кровавых распрей в Римском государстве приходит к власти внучатый племянник Цезаря Октавиан Август. Он утвердил строй, при котором формально сохранялась республика, но все важнейшие должности в государстве сосредоточивались в руках императора.

Античные историки характеризуют время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г н.э.) как "золотой век" Римского государства. Прекращены гражданские войны, экономика находится на подъёме, расцвет переживают все виды искусств, творят лучшие римские поэты: Вергилий, Овидий, Гораций, историк Тит Ливий, складывается классический римский стиль, оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейской культуры.

Вот что пишет Светоний о деятельности "божественного Августа" по украшению Рима:

"Вид столицы ещё не соответствовал величию державы, Рим ещё страдал от наводнений и пожаров. Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным; и он сделал всё, что может предвидеть человеческий разум, для безопасности города на будущие времена.

Общественных зданий он выстроил очень много... Форум он начал строить, видя, что для толп народа и множества судебных дел уже недостаточно двух площадей... Некоторые здания он построил от чужого имени, от лица своих внуков, жены и сестры... Да и другим настойчиво советовал украшать город...

Весь город он разделил на округа и кварталы... Для охраны от пожаров он расставил посты и ввёл ночную стражу, для предотвращения наводнений расширил и очистил русло Тибра... Чтобы подступы к городу стали легче со всех сторон, но взялся укрепить Фламиниеву дорогу... а остальные дороги распределил между триумфаторами, чтобы те вымостили их на деньги от военной добычи. Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями."

Благоустройство великого города и всей великой империи - такова была первейшая задача Августа. Благоустройство и культурный расцвет. В римской истории век Августа имел для культуры такое же значение, как в греческой - век Перикла.

...Девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Рим. римский писатель Юлий Фронтин уверенно заявляет, что нельзя сравнить их "каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков".

В этих словах - ключ к пониманию едва ли не главного стимула римского искусства.

Культ полезности, даже пафос. Во имя государства! ибо пафос Рима имел очень конкретную основу; то был не пафос борьбы со смертью, как у египтян, не пафос красоты, облагораживающей мир, как в Элладе, не пафос борьбы со Зверем, как во многих древних цивилизациях то был пафос государственности, перерастающий в пафос мирового господства. Владычество как самоцель. Грандиозные вожделения, не устремлённые ввысь. Нужным, полезным было лишь то, что удовлетворяло таким вожделениям, будь то акведук, из окрестных гор доставляющий живительную влагу в столицу мира, или триумфальная арка, вдохновляющая римлян на новые ратные подвиги.

Для растущих городов империи требовались всё новые форумы, где в важные дни собирался народ; доходные жилые дома в несколько этажей; просторные портики, разделённые продольными рядами колонн, где заседали судьи и шла торговля; грандиозные амфитеатры, вмещающие десятки тысяч зрителей; термы - роскошные бани, часто служившие средоточием общественной жизни, - с огромными плавательными бассейнами, площадками для физических упражнений и... обширными библиотеками; монументы, прославляющие императоров и победы римских легионов.

Все эти сооружения прекрасно отвечали своему назначению, выражали в то время последнее слово техники, и их несколько тяжёлая величавость отличала зародившийся римский стиль от его эллинского прообраза. То было умелое развитие уже найденных архитектурных форм в соответствии с новыми потребностями.

Так как покорённые народы, будь то варвары, греки или иудеи, должны были зримо ощущать непоколебимое превосходство Рима, по всей необъятной империи воздвигались памятники, поражавшие воображение своей грандиозностью и своей пышностью, порой даже чрезмерной.

Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, т.е. въезд победоносного полководца в Рим, - одно из самых замечательных новшеств римского зодчества.

Главными мотивами творчества римских художников и поэтов становятся идеализация старины, воспевание "римского мира", прославление "божественного Августа". Художественное творчество этого периода в архитектуре воплощает идею мощи Рима, идею вселенского господства и непобедимости. Эта идея осуществлена в двух ведущих постройках: триумфальной арке Тита и Колизее.

Триумфальная арка Тита

Арка Тита - "прародительница" всех триумфальных арок нынешних европейских столиц - была возведена в 81 г. н.э. у входа на Римский Форум в честь победы в Иудейской войне. Она является классическим сооружением данного типа и представляет собой совершенную по форме, сверкающую белизной однопролетную арку, которая служит основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в её формы, пластическую и живописную выразительность которых усиливают контрасты света и тени благодаря выступающему антаблементу и аттику (стены над антаблементом). Пространство арочного пролёта расширяется небольшими углублениями на поверхности свода (кассетами), а глубину пролёта усиливают настенные рельефные композиции, изображающие торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями.

Позднее были воздвигнуты более сложные трёхпролётные триумфальные арки: Септимия Севера (III в. н.э.), Константина (IV в. н.э.).

Колизей

В конце I века н.э. около Республиканского Форума было возведено самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - амфитеатр Флавиев или, как его ещё называют, Колизей. Такой амфитеатр является чисто римским изобретением: не разомкнутый полукруг, открывающийся в естественный природный ландшафт, как в Греции, а замкнутый эллипс, отъединённость которого от окружающего ещё усилена высокой внешней стеной. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамично развёртывающихся зрелищ - гладиаторских боёв, являющихся порождением древних жертвоприношений в честь погибших на поле боя воинов.

Снаружи Колизей представляет собой трёхъярусную систему, основанную на применении римской архитектурной ячейки - ордерной аркады, - совмещающей два взаимопротивоположных принципа перекрытия - архитравный (балочный, как в Элладе) и сводчатый, воспринятый римлянами от этрусков.

В Колизее аркады пробивают единое мощное кольцо внешней стены, выявляя её толщу, а колонны, связанные с плоскостью, отмечают промежутки между арками, облегчая стену постепенной сменой тосканского , ионического и коринфского ордеров. Основой архитектурного образа Колизея является не пространство, как в греческом периптере, а глухая стена в сочетании с проёмами аркад, напоминающих о мостах, акведуках и триумфальных арках, воплощающих в себе эстетику римского техницизма. Их многократно повторяющийся ритм, их широкая победоносная поступь свидетельствуют о сложившемся и воплощённом образе имперского римского искусства.

Наши рекомендации