Искусства и ремесла 1880-1920
Вступление
Движение Искусства и Ремесла зародилось в Англии во второй половине 19-го века. Это был бунт против Викторианского стиля, против шаблона и позорного копирования, попытка прорвать узаконенный барьер между художниками, дизайнерами и ремесленниками. Развивалась борьба не только стилей, но и взглядов на труд, искусство и общество. Инициаторами ее стали известные писатели, архитекторы и художники от Томаса Карлиля (1795-1881), А.В. Пьюджина (1812-52) и Джона Раскина (1819-1900) до Уильяма Морриса (1834-96), который и возглавил это движение.
В 1861 году Моррис и его друзья организуют компанию "Моррис, Маршалл, Фолкнер & Ко." с целью проектировать и выпускать вместе с витражами на религиозную тему художественные ремесленные изделия. В ней сотрудничают архитектор Филип Вебб (1831-1915), прерафаэлиты Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Берн-Джонс (1833-98), Данте Габриэль Россетти (1828-82) и сам Моррис. В 1870-х годах торговая компания "Моррис & Со." принимает на работу молодых дизайнеров, в том числе дизайнера по металлу У.Э.С. Бенсона (1854-1924). Уильям Де Морган (1839-1917) делает дизайны изразцов для "Моррис & Со." и для Century Guild, которую в 1882 году с похожими целями основал А. Макмердоу (1861-1942). В небольшую по объему производства гильдию Century, состоящую из мебельщиков, обойщиков и текстильщиков, входили К.Ф.Э. Войси (1857), другие английские художники и ремесленники, авангардист Анри ван де Вельде (1863-1957), который был тесно связан с Арт Нуво.
Личность Морриса, его публикации, лекции и практическая деятельность оказали большое влияние на последующее поколение. В 1884 г. архитекторы, дизайнеры, художники и производители создают Гильдию Ремесленников, которая становится первой межотраслевой организацией. Она сближает процесс создания дизайна и процесс производства. Выставочное общество искусств и ремесел в 1887 г., с легкой руки переплетчика Т.Дж. Кобден-Сэндерсона (1840-1922), получает название "Искусства и Ремесла", это имя унаследовало и само движение.
увеличить
К.Ф.Э. Войси, Британия, дизайн футляра для часов, расписанный маслом, 1895. Войси изобразил зеленый островок и украсил деревья символической надписью. Эти элементы свойственны движению Искусства и Ремесла. Выс. 78,5 см.
Движение Искусства и Ремесла пропагандирует безыскусные формы, удобные для обработки материалы и узоры с мотивом природы. Во главе этого движения встает поколение, рожденное в 1850-60-х гг. Оно одержимо декоративным искусством и процессом его воплощения. Даже когда работы художников замысловато декорированы, они всегда понятны, в них присутствуют местные традиции. Иногда изделия из-за шероховатости и простоты отделки кажутся грубоватыми, однако богатство замысла и творческая индивидуальность оказывают сильное воздействие.
К обычным изделиям домашнего обихода для среднего класса - кухонным принадлежностям, кастрюлям, шторам - отношение было как к предметам, достойным художественной отделки. Приветствуются любительские работы, выполняемые женщинами, поскольку женщина считается основным потребителем и главным оформителем домашнего очага.
Движение Искусства и Ремесла - это протест как против сути существующего в прикладном искусстве порядка, так и его стиля. Это идет от убеждения, что искусство и ремесло могут изменить и исправить жизнь человека. Многие из сторонников движения были социалистами с радикальными взглядами на искусство, труд и общество.
увеличить
Необычайная простота и чистота работ мастеров движения Искусства и Ремесла очень подходит для интерьера жилых помещений. Узорчатые набивные ткани компаний Морриса показаны в сочетании с керамикой Мартина Бразерса и Уильяма де Моргана, а также серебряным подсвечником У.Э.С. Бенсона.
Писатели и ассоциации типографов сыграли важную роль в становлении и популяризации движения. Моррис в 1890 г. совместно с печатником Эмери Уолкером (1851-1933) основал Kelmscott Press. Подобные предприятия образовывались в Британии, Германии и США. Совершенствуется искусство переплета, набора, печатания, и в первой половине 20-го века благодаря, в частности, работе Эдварда Джонстона (1872-1944) происходит прорыв в книжном дизайне.
Художники направления Искусства и Ремесла бунтуют против существующего способа производства. С одной стороны, это реакция на низкое качество Викторианской массовой продукции, с другой - стремление сделать труд более творческим. Дизайнеры Войси и М. Байи Скотт (1865-1945) отдают свои проекты мелким малоизвестным мануфактурам. Машинное производство используется лишь там, где оно необходимо, например, в точной обработке изделий из металла У.Э.С. Бенсона. Так или иначе, ручное производство предпочтительнее и в эстетическом смысле, и в смысле обеспечения работой ремесленников. Гильдии или ремесленные мастерские стимулируют создание Раскином Гильдии св. Георгия. Гильдия кустарей (1888-1908) Ч.Р. Эшби и Объединение крестьян-кустарей (1896-ок. 1931) в Британии, Колония Бердклифф (1902-15) в США - типичные кустарные мастерские, которые способствуют обучению и обеспечивают работой.
Сторонники движения уверены, что традициям можно обучить, изучая исторические и зарубежные стили. Дизайнеры де Морган и Эшби (1863-1942) путем проб и ошибок возвращают к жизни забытую технику глянцевания и утраченную технику вощения.
увеличить
Эрнест Бансли, библиотека в поместье Роудматон, Глостершир, 1909-26. Местный дуб и камень словно объединяют пейзаж, дом и мебель. Создана спартанская и умиротворяющая атмосфера. Сад спроектирован так, будто он составляет часть дома. Дается тип ландшафтного дизайна.
Архитектор и дизайнер Эрнест Джимсон (1864-1919) пишет о движении Искусства и Ремесла: "Возвращаясь к прошлому, я никогда не ощущал себя оторванным от времени, точнее говоря, мы жили полной жизнью в прошлом, будущем и настоящем". Как для Морриса, так и для других средневековье с его богатой повествовательной традицией является важным источником творчества. Дизайнеры в своих работах используют образцы японского искусства, Эстетического направления, европейского Ренессанса, Индии и Ближнего Востока.
Во многих декорах, кроме исламских мотивов, используются мотивы растений. Моррис и Джон Седдинг (1838-91), чья архитектурная мастерская готовила фоны некоторым лидирующим дизайнерам, в том числе Джимсону и Генри Уилсону (1864-1934), подчеркивали, что мотив природы имеет большое значение для того, чтобы художественная ценность изделия не устаревала. Натуралистичные ритмы узоров растений и цветов придают декору чистоту.
Художники движения Искусства и Ремесла остро реагируют на нарушение природной формы, пришедшее в Европу с Арт Нуво. Тем не менее символизм играет большую роль в обоих направлениях. Мотивы сердца и парусника постоянно присутствуют в творчестве художников общества Искусства и Ремесла.
Движение Искусства и Ремесла, возникшее в Англии, к 1890 годам охватило Северную Америку. Сразу после окончания Гражданской войны началась промышленная экспансия, централизация и урбанизация, индустриальные общества возникают во многих частях США.
увеличить
Ящик для цветов, изготовленный Compton Pottery, 1910. Проект Ассоциации Home Arts and Industries, Мэри Сетон Уотте (1849-1938) давала уроки местному населению Комптона, близ Гилдфорда, Суррей. Школа при посредничестве Либерти, Лондон, делала садовые вазоны из серой и красной терракоты, декорированные кельтскими мотивами. Шир. 51 см.
Между 1860 и 1900 годами число фабрик утроилось, для кустарей движение Искусства и Ремесла становится альтернативой урбанизации и потери индивидуальности. Регионы распространения художественного промысла: по побережью - от Бостона к югу до Филадельфии, в центральной части - вокруг Чикаго, на юге - Калифорния. Дизайнеры-кустари открывают в этих местах студии и полупромышленные мастерские.
Движение Искусства и Ремесла в Британии, США и континентальной Европе использует дизайн для улучшения условий работы на фабриках. В некоторых местах оживают сельские и народные художественные промыслы. Возрождение народных традиций сближает движение Искусства и Ремесла с движением за национальное освобождение в Норвегии, Финляндии, Ирландии и Венгрии.
Движение Искусства и Ремесла внесло большой вклад в дизайн многих стран мира. Художественные школы и технические колледжи, в частности Центральная школа искусств и ремесел в Лондоне, сыграли важную роль в укреплении этого направления.
Движение последовательно влияет на преподавание искусства, ремесла и дизайна в Британии, США и лишь к 1950-м гг. в Германии. Его идеи пережили Арт Нуво, Баухауз, Модернизм и Современность, многие мебельщики по сию пору работают, сверяясь с дизайнами Байи Скотта, Джимсона и Войси.
Конец XIX века. Зарождение новой философии формообразования.
Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.
В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования общенациональных рынков начинает возрастать роль выставок.
Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм.
Задолго до начала выставки был объявлен архитектурный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята к осуществлению. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Этот опыт конструирования из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца. Огромный павильон, равный по площади четырем соборам святого Петра в Риме, был собран за рекордно короткий для того времени срок - 6 месяцев, и состоял из унифицированных элементов: 3300 чугунных колонн, соответствующее количество однотипных металлических балок и деревянных рам, 300 тыс. листов стекла для стен и крыши. Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889 г. После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853 г.), Вене (1873 г.), Сиднее (1879 г.), Мельбурне (1880 г.). Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры. Ее называют самой знаменитой парижанкой нашего времени, хотя жители французской столицы далеко не сразу признали это творение Постава Александра Эйфеля ко Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Великой революции. Прожекторы-маяки, укрепленные на ее вершине служат ориентиром для авиалайнеров и морских судов. Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий Новые технологии практически не затронули архитектуры интерьера и предметного творчества. Аляповатые, вычурные подражательные произведения искусства и предметы быта подвергались критике многих современных искусствоведов, и в первую очередь Джона Рескина и Уильяма Морриса.
Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX в.
Создаваемые принципиально новые по своему функциональному содержанию объекты довольно часто получали и затем долгое время имели архаичный внешний вид своего прототипа. Крылья птицы мы видим в конструкции первого планера Лилиенталя, образы духовых инструментов - в форме трубы, изобретенного позже граммофона, конный экипаж - в основе формообразования первого автомобиля и трамвая. С одной стороны, это можно объяснить инерцией человеческого - мышления, с другой стороны, - определенным отставанием дизайнерской мысли от инженерной. Инертность мышления, консерватизм формообразования. Новые изделия повторяют устаревшие формы своих предшественников: первый автомобиль - форму конного экипажа, первые летательные аппараты -крыло птицы, а граммофонная труба напоминает формы духовых музыкальных инструментов. Инженерный стиль относится прежде всего к "поисковым" инженерным разработкам, опытным лабораторным образцам, как правило, вновь создаваемых предметов и механизмов (станков, рабочих инструментов, различных технических устройств). Архитектурный стиль принесли с собой в индустриальное формообразование пришедшие сюда на рубеже Х1Х-ХХ вв. архитекторы. В его основе лежат классические архитектурные каноны ордерных систем, трехчастное построение композиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и заканчивая ажурными карнизами, полками, капителями и прочими архитектурами элементами. Художественный китч (от нем. Kitsch, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект). Относится к художественной промышленности второй пол. XIX - нач. XX вв. Выражается в промышленной имитации уникальных ручных изделий). Украшение индустриально выпускаемых изделий было особенно распространенным на начальной стадии промышленного формообразования для продукции массового потребления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.
Конец XIX века. Первые теории дизайна.
История теории дизайна традиционно начинается с теории английских искусствоведов и художников, поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса, пытавшихся сделать искусство социально полезным. Движение "Искусства и ремесла" возглавил Уильям Моррис, пропагандировавший средневековую гармонию ремесленного труда. С 1855 года Земпер возглавляет кафедру архитектуры в Высшей технической школе в Цюрихе. Здесь в 1860-63 годах был издан главный теоретический труд его жизни "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика" - исследование исторических закономерностей формообразования в искусстве, где аргументируется мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения. Готфрид Земпер родился в Гамбурге в семье купца. По окончании Геттингенского университета изучает архитектуру в Мюнхене (1825 г.) и Париже (1826). В 1834 г. получает кафедру архитектуры в Дрезденской академии художеств.