Площадь перед собором Санти Джованни э Паоло в Венеции
Один из самых больших и известных соборов Венеции. Вторым, не менее распространенным названием собора, в соответствии со спецификой венецианского диалекта, является наименование Сан-Заниполо (San Zanipolo). Строительство современного здания собора закончилось в 1430 году и посвящено римским мученикам Иоанну и Павлу.
1- школа св. Марка, 2 конный монумент Коллеони. 3 собор Санти Джованни э Паоло
с установкой памятника Коллеони создается пространство, — и именно в духе Ренессанса, — прямоугольно построенное. Сознательно строится нишеобразная церковная площадка.
10. Градостроительная оценка вариантов проекта собора св. Петра в Риме.
Проектные планы собора св. Петра в Риме: 1 - Браманте; 2 - Рафаэля; 3 - Перуцци; 4 - Антонио да Сангалло младшего (масштаб для всех планов общий)
План собора св. Петра в Риме по проекту Микеланджело
Религиозным центром средневекового Рима являлась базилика св. Петра, основанная на месте цирка Нерона,
С точки зрения градостроительства. Отличие греческого креста от латинского, что предпочтительнее для города. Проект Микеланджело 16в. Центричность композиции (равноконечный греческий крест)строительство шло 60 лет. Изменение здания . в1607г. Присоединение к передней части старую базилику , форма изменилась на латинский крест. Купол собора в глубине, для его видимости строится площадь(Бернини)
Вопрос 11. Планировочная реконструкция Рима XVI - XVII веков.
XVI - XVII веков.
Создание пространственных коридоров, выявляется важность фокусных планов, расположение объектов в узлах пересечения улиц. Рим – католический центр. Создание паломнического пути для прохождения 7 главных базилик за 1 день.
1 – площадь дель Пополо; 2 – Испанская лестница; 3 – мавзолей Августа; 4 – перекресток 4 фонтанов; 5 – площадь Колонны; 6 – площадь Квиринала; 7 – ворота Пиа; 8 – площадь Санта Мария Маджоре; 9 – Латеранская площадь; 10 – Колизей; 11 – Капитолий; 12 – Пантеон; 13 – площадь Навона; 14 – площадь Фарнезе; 15 – замок св. ангела; 16 – площадь св. Петра; 17 – Ватикан; 18-19 – улица Рипетта; 18-20 – улица Корсо; 18-21 – улица Бабуино; 22-22 – улица систина; 23-23 – улица Номентана; 24-24 улица Карло Альберто; 25-25 – улица Мерулана; 26-26 – улица Сан-джованни ин латерана; 27-27 – улица Джулиа.
Система по прежнему связана с топографией – холмы.
Наиболее важные фокусные точки, которые явились лучеиспускательными ядрами. Центральная фокусная точка – это площадь Дель Пополо, от которой идет знаменитое трелучие с центральной Ведель Корса. Это произошло впервые в истории градостроительства.
12. Трехлучевая система улиц Рима и ее значение в развитии регулярного планировочного искусства.
Рим в начале XV века находился в плачевном состоянии. Однако, в XV–XVII в. ситуация меняется, Рим – центр папской области, доходы от сборов католической церкви по всей Европе, запрет на разрушение памятников, интерес к античности. В XVI, XVII вв – масштабные градостроительные решения. Папа Сикст V поручает планировочные работы Доменико Фонтана.
Д.Фонтана наметил систему главных прямолинейных улиц, связавших основные планир. узлы города. В т.ч. площадь дель Пополо от которой отходят три луча улиц. Будущие площади обозначил монументами, обелисками, которые впоследствии определяли масштаб и организацию пространства площадей.
Три луча составляют улицы:
1. Рипетта (выводит к берегу Тибра),
2. Корса (бывш. виа Фламиниа, соединяет северный въезд в Рим с капитолийским холмом)
3. Бабуино – к Испанской лестнице.
Такое решение – впервые в истории градостроительства. Характерный прием – высотная доминанта в месте схода лучей. Площадь перестает быть незастроенным пространством. Улицы приобретают архитектурное оформление, начало и конец.
Схема трехлучия была использована в Версале, Париже, Петербурге, Вашингтоне...
В Версале: королевский дворец (доминанта), дороги из Парижа, Сен-Клу и Со;
В Санкт-Петербурге: Адмиралтейство (доминанта), Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект.
В Вашингтоне: Капитолий (доминанта), Пенсильвания авеню, Национальная аллея, Мэрилэнд авеню.
1 – площадь дель Пополо;
18-19 – улица Рипетта
18-20 – улица Корсо
18-21 – улица Бабуино
2 – Испанская лестница;
13 – площадь Навона
10 – Колизей;
12 – Пантеон