Основные принципы Райта
Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.
1. Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.
2. Не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.
3. Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.
4. Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно – то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен, потому что вся так называемая «архитектура» дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие».
5. Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.
6. Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.
7. Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.
8. Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».
Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт "древоподобные" структуры высотных зданий с бетонными "стволами", вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них "ветвями" — консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; "Башня Прайса" в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30—50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60° и 120°, круга и спирали ("дом-соты" — дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов — здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943—1946, строительство 1956—59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность "текучей" формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте "Бродэйкр-сити" (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.
Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальни и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства. Центральная часть дома — общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством). Новшества Райта в свое время воспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них. В 30-х годах Райт интенсивно занимался проектированием и строительством одноквартирных «домов умеренной стоимости», стремясь в них решать во взаимосвязи функциональные, технико-экономические и эстетические задачи. Проектирование этих особняков началось с 1934 г. Он их построил множество, а также опубликовал ряд «образцовых» проектов. Дом Уилли — первое из значительных произведений этого периода творчества Райта. Облик дома сдержан и рационалистичен. Конфигурация объемов, по сравнению с композицией многих других особняков, запроектированных Райтом, более простая. Более замкнуты интерьеры, потому что постройка находится в северной, с относительно холодным климатом, зоне страны. Но и здесь значительную долю наружных ограждений занимает остекление, через которое открываются широкие виды наружу. Архитектор уделил также внимание проблеме единства внутреннего пространства. С этой целью связь между помещениями осуществляется не через двери, а посредством свободных переходов. а общую комнату и кухню разделяет остекленная перегородка. Материалы—обычные для Райта: кирпич и дерево. Кладка не оштукатурена, дерево не окрашено. Кровля двускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола. Здание установлено на бетонной платформе, мощенной кирпичом; бетон уложен по подстилающему слою из шлака с песком.
В июне 1943 года Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) получил письмо от Хиллы Рибей (Hilla Rebay), консультанта по искусству Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim). Она просила архитектора построить новое здание для собранной Гуггенхаймом коллекции нефигуративной живописи. В процессе исполнения проекта архитектор поссорился с заказчиком, с городскими властями, разругался со всей художественной тусовкой, газетами и журналами. Оба, и Гуггенхайм, и Райт, умерли до окончания строительства здания в 1959 году. После окончания строительства оба были признаны гениями.
"Я могу назвать несколько мест в мире, более подходящих для постройки", - писал Райт, - "но придется остановиться на Нью-Йорке". Для Райта город не обладал достаточными архитектурными достоинствами, он нехотя подчинился заказчику и выбрал место на Пятой Авеню между 88-й и 89-й улицами. Выбор определила близость Центрального парка: ближе к природе, дальше от шума и тесноты города.
Музей Гуггенхайма - воплощение райтовской идеи органической архитектуры, которая развивается естественно, как растение. Перевернутый зиккурат музея меняет обычную музейную схему, когда посетитель движется сквозь анфиладу залов и возвращается по пройденному пути. Райт поднимает людей наверх здания на лифте, откуда они не спеша спускаются по наклонному пандусу. Музейные залы разделены, как мембраны в цитрусовом плоде - изолированные, но зависимые части целого. Открытый атриум дает возможность видеть разные части здания одновременно. Спираль напоминает раковину моллюска, с пространствами, свободно перетекающими одно в другое.
Потребовались десятилетия, чтобы замысел был исполнен. Первоначально большая ротонда должна была быть дополнена малой ротондой и башней. Малая ротонда задумывалась под апартаменты для Рибей и Гуггенхайма, но вместо этого стала офисным и складским помещением. В 1965 году второй этаж здания был обновлен для показа разросшейся постоянной экспозиции музея, и после реставрации музея в 1990-92 годах был полностью превращен в выставочное пространство и переименован в корпус Тангаузера (The Thannhauser Building), в честь самого щедрого дарителя музея. Райтовский замысел башни - студий и квартир для художников, первоначально не был реализованным по финансовым причинам. В 1968 году на ее месте зять Райта Уильям Уесли Питерс (William Wesley Peters) построил небольшой объем под офис и запасник. Однако в процессе реставрации пристройку разобрали и все-таки выстроили башню по проекту Гвэтми Зигеля (Gwathmey Siegel). Там расположились четыре дополнительные выставочные галереи. Так, через тридцать пять лет после начала истории, проект Райта все-таки был реализован. Сегодня он является образцом для Гуггенхайма, и при объявлении конкурса на новое здание, фонд специально включает требование использовать архитектуру Райта.
Музей Гуггенхайма.
Основу музея составила коллекция произведений абстракционистов, собранная в 20-е годы прошлого века семьей американских промышленников и филантропов швейцарского происхождения В июне 1943 года Фонд заказал строительство музейного здания знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. И хотя место для своего будущего творения Райт посчитал неудачным (Нью-Йорк, по его мнению, слишком застроен, перенаселен и не обладает архитектурными достоинствами), тем не менее за выполнение заказа взялся.
Проектируя здание, архитектор отказался от традиционной концепции музейных построек, когда посетители, пройдя через примыкающие друг к другу залы, вынуждены повторить тот же путь, направляясь к выходу. Здесь зрителям предлагается подняться на лифте на верхний этаж и по внутренней непрерываемой спирали спускаться вниз, осматривая по пути экспозицию как на самом пандусе, так и в примыкающих к нему залах. Внешне музей выглядит как перевернутая пирамидальная башня. Это здание считается одним из самых ярких произведений архитектуры ХХ века, бросивших вызов грубой "решетке" нью-йоркских улиц. Строительство было завершено в 1959 году, когда Соломона Гуггенхайма и Фрэнка Райта уже не было в живых.
«Дома прерий» уже можно определить понятием органичная архитектура, которым сам Райт характеризовал свой стиль. Для него органичность означала включение построек в ландшафт, свободные композиции, применение природных материалов (дерева, камня) не только снаружи, но и в интерьере, внимание к человеческим нуждам и чувствам. За десять лет архитектор построил более ста частных домов, каждый раз создавая нечто уникальное, учитывая не только особенности окружающей местности, но и характер, привычки заказчиков.
В 1904 г. Райт возвёл административное здание Ларкин-билдинг в Буффало, в 1904—1906 гг. — церковь в Оук-парке, где одним из первых применил в качестве строительного материала бетон.
В его первых произведениях - собственный дом в Ок-парке (1895), мельница в Спринг-Грин (1896) - очевидны следы многих влияний, среди которых влияние романтической архитектуры Г. Ричардсона было наиболее сильным. Творческая зрелость мастера приходит с наступлением нового века. В 1900 году постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых домов прерий, наиболее значительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902), дом Мартин в Буффало (1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Эти постройки невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового уклада буржуазной семьи. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. "Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры". Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только не нужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции. Из всех выше перечисленных работ Райта дом Роби оказал, по-видимому, наибольшее влияние на развитие архитектуры. История Роби-хауза относится и к одной из самых печальных глав непонимания архитектурной ценности здания. Дирекция университета в Чикаго, которая позже использовала здание для семинара по теологии, намеревалась его разрушить, чтобы построить на его месте студенческое общежитие. Но как раз перед непосредственной угрозой сноса этот дом приобрел известный строительный подрядчик и этим спас здание. Идея единства внутреннего пространства была использована Райтом и в здании конторы фирмы Ларкина в Буффало (1904), массивные объемы которого так же свободны от декоративных деталей, как и "дома прерий". В Ларкин-билдинг каркас отсутствовал. Райт так же, как и при строительстве небольших жилых домов, применил только кирпич. Здание перекрывает плоская застекленная крыша. Сам мастер охарактеризовал это сооружение следующим образом: "Изолированное здание... стальная встроенная мебель и сейфы для документов... первое здание для контор, в котором применена установка кондиционированного воздуха, впервые обвязка стеклянных дверей и окон выполнена из металла..." За первое десятилетие века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре. В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику в Гарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и 1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влияния на архитектуру за пределами Америки. В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается монография. Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы в Западной Европе. Творчество Гропиуса, Мис ван дер Роз, Мендельсона, голландской группы "Стиль" в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния. С особенным энтузиазмом были восприняты идеи Райта о целостности внутреннего пространства зданий, о роли новой техники, машины для современной архитектуры. Следующее десятилетие, однако, не было для Райта столь же плодотворным. В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель "Империал" (1916 - 1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. |
· Резиденция Талиесин (Taliesin)
· Строительство своей северной резиденции «Талиесин» (Taliesin), названной так по имени легендарного валлийского барда, Фрэнк Ллойд Райт начал в 1911 г.
· Первоначально в 1911 г. Райт построил дом с мастерской (студией), который дважды отстраивался после пожаров 1911 и 1925 г.г. Впоследствии, «Талиесин» расширялся
· Главное здание «Талиесина» — П-образное в плане. Одно его крыло — это и есть собственно дом Райта; здесь размещены 3 спальни, общая комната с местом для приема пищи и примыкающей кухней и так называемая «лоджия».
· Здесь снова прослеживаются характерные для «домов прерий» черты: низкие крыши крытые гонтом, огромные карнизные свесы, каменные стены, врезающиеся в окружающую среду террасы.
· Новым приемом явилось использование в проекте местного известняка, что дополнительно усилило эффект единства строений и внешней среды: дом словно вырастает из холма.
·
· У водопада (Fallingwater)
· В 1937 г. была построена вилла Э. Кауфмана «У водопада» (Fallingwater). Это произведение архитектуры сделало Фрэнка Ллойда Райта всемирно знаменитым.
· Fallingwater — загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья. Основной принцип конструктивно-пространственной структуры сооружения состоит в том, что перекрытиями служат консольные железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Помещения имеют с одной стороны каменные, а с другой, наружной, стороны — стеклянные стены. Общий вид здания представляет собой живописную композицию массивов каменной кладки, стекла и больших железобетонных балконов с глухими парапетами. Оперируя рваным камнем, железобетоном и стеклом, Райт сумел достичь здесь необыкновенной художественной выразительности.
·
· . Вилла Э. Кауфмана (Fallingwater). Коннелсвил (Пенсильвания), 1936-1937 г. Общий вид.
· Основную часть площади первого этажа занимает большая общая комната, к которой примыкают сообщающиеся с ней свободно, по принципу «перетекающего пространства», столовая, кухня, прихожая и которая связана, благодаря обильному остеклению и множеству стеклянных дверей, с внешним пространством террас, а также посредством лестницы с ручьем внизу. Во втором этаже — три спальни, имеющие каждая свой санузел и свой балкон, на третьем этаже — тоже спальня с санузлом и балконом; отсюда переходной мостик ведет к домику для гостей и прислуги и к гаражу.
· Интерьер и внешняя среда практически не разделены: помимо того, что для беспрепятственной зрительной связи применены большие плоскости остекления, наружное пространство проникает внутрь между выступающими консолями плит перекрытий, а пространство помещений продолжается наружу, на террасы.
· Как и в других домах Фрэнка Ллойда Райта, фактура стен внутри такая же, что и снаружи; штукатурка отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает суровость камня и железобетона. Остекление неизменно защищено от солнца. Над входами установлены консольные козырьки, сплошные или решетчатые.
· В процессе строительных работ были приняты все меры, чтобы оставить нетронутыми естественные условия площадки: русло ручья, камни, растительность.
·
· Дом Герберта Джонсона (Wingspread)
· Дом Wingspread (Размах крыльев) в «стиле прерий», являющийся одним из выдающихся творений Фрэнка Ллойда Райта, был спроектирован для семьи Герберта Фиска Джонсона в 1937 г. и построен в 1938—39 г.г.
· Расположенный на земельном участке площадью в 12 га с оврагами и прудами дом, имеющий четыре огромных крыла и площадь помещений 1300 м2, словно парит над землей.
· Эффект полета еще более усиливают консоли, расположенные на концах крыльев.
· Ядро дома — большой зал, в центре которого находится вертикальный кирпичный массив, включающий в себя несколько каминов. Высота центрального зала составляет 7,5 м. Помимо огромных витражей освещение зала обеспечивают три ряда верхних окон куполообразной крыши.
· Каждое крыло дома имеет свое собственное назначение. В одном находятся жилые помещение хозяев, в другом — кухня. В третьем крыле расположены помещения для гостей, а последнее крыло используется в качестве офиса.
·
· Второй дом Джекобса (Solar Hemicycle)
· В поисках все новых форм и приемов построения объемно-планировочной структуры здания Райт нередко экспериментировал в вопросах формообразования.
· Второй дом Джекобса (Solar Hemicycle) изогнут в плане, и составляет, таким образом, часть кольца, окружающего сад. Дом стоит на склоне холма и обращен своей выпуклой (тыльной) стороной к нагорной части и к северу. Вследствие этого тыльная сторона дома — глухая и заглублена в землю. Вогнутый же фасад, обращенный на юг, сплошь стеклянный.
· Это жилище представляет собой как бы одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через главную комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме.
· Постройка возведена с использованием местных строительных материалов: стены из рваного камня, перекрытия из дерева.
·
· Дом Ханна (Honeycomb House)
· ВС, 2007-11-11 19:53 — mensh
· Планировочным модулем дома Ханна (Honeycomb House) принят шестиугольник. В плане постройки нет прямых углов. Райт называл ее «дом-соты».
· Дом окружен террасами, которые являются продолжением выходящих на них комнат. Постройка размещена на участке таким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья. Основными строительными материалам, из которых она возведена, являются кирпич, бетон, дерево, стекло. Кровля медная. В покрытии проложена алюминиевая фольга для теплоизоляции. Полы из цветного бетона, отопление подпольное.
·
· Дом Аблинов (Ablin House)
· Дом Аблинов (Dr. George and Millie Ablin House) является одним из последних проектов домов Фрэнка Ллойда Райта в стиле «домов прерий». Дом был построен на вершине холма на участке площадью 0,6 га. Строительство было завершено в 1961 г.
· Неоштукатуренные бетонные блоки, перфорированные блоки, полностью остекленные фасады, деревянные панели из кипариса и филлипинского красного дерева — характерный классический дизайн Фрэнка Ллойда Райта.
· Планировочным модулем дома является ромб. На площади в 312 м2 расположены: 5 спален, 4 ванных комнаты, гостиная, столовая, кухня с баром, офис, прачечная, игровая комната, терраса, кладовая. Возле дома устроен треугольный бассейн.
·
· Дом Сета Петерсона (Seth Peterson House)
· Дом Сета Петерсона (Seth Peterson House), спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом в 1958 г., — яркий пример претворения в жизнь архитектурных принципов Райта.
·
Рис. 1. Дом Сета Петерсона (Seth Peterson House), Лейк-Делтон (Висконсин), 1958.
· Планировка этого небольшого, но необыкновенно просторного и комфортабельного коттеджа исключительно рациональна.
· Дом построен из песчаника и дерева, пол каменный. Фокусом гостиной является массивный каменный камин. Южный фасад дома — сплошное остекление. Огромные французские двери ведут на каменную террасу, с которой открывается прекрасный вид на гладь Зеркального озера.
· Дом Симса (Solar Hemicycle II)
· Этот роскошный пассивный солнечный дом был спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом в 1950 г., но построен лишь в 1996 г. на Ваймеа (Гавайи).
· Дом представляет собой дугу в 120° с цилиндрической башней, подвесным вторым этажом и красным шлифованным бетонным полом.
· Интегральность райтовского дизайна отражена в обстановке, включающей в себя знаменитый «баррель» и «крылатые кресла», подушки и светильники, полукруглый обеденный стол и альков.
·
· Дом Гордонов (Gordon House)
· Дом Эвелин и Конрада Гордонов (Gordon Residence)в «юзонианском стиле» входит в состав второй серии домов для рабочего класса Америки, проектировать которые Фрэнк Ллойд Райт начал в конце 1930-х годов. Проект дома был выполнен в 1957 г., а строительство завершено в 1963 г. (через 4 года после смерти Райта).
· Фрэнк Ллойд Райт, будучи истинным патриотом, считал Usonia (USA) «Страной равных возможностей», отсюда и его представление о том, что каждая семья должна иметь собственный дом на отдельном земельном участке, площадь которого по его мнению должна составлять не менее 0,4 га. В 1939 г. американский рабочий зарабатывал $5,000–6,000 в год. Исходя из этого стоимость дешевых каркасных домов Фрэнка Ллойда Райта составляла $4,500–6,000.
· Дом Гордонов построен из кедра и шлакоблока. Часть окон (преимущественно клерестории) украшены резными деревянными наличниками.
· Отопление дома водяное, подпольное. Трубы уложены под бетонной плитой пола главного этажа дома.
· Площадь помещений дома дома составляет 203 м2, высота — 3,66 м (гостиная и столовая).
· На первом этаже расположены также: спальня хозяев, кухня, постирочная, офис и 2 санузла. На втором этаже дома находятся 2 спальни, санузел, а одна из стен представляет собой сплошной ряд шкафов.
· Вход в дом скромен и непрезентабелен. Перед входом устроен навес для стоянки автомобиля (carport).
· Райт использует здесь свой обычный прием: фасад, выходящий на улицу имеет лишь верхнебоковое остекление под самым потолком (клересторий
), а стены же, выходящие во внутренний двор, на террасу, остеклены от пола до потолка (3,66 м).· Даже в ограждении балконов второго этажа чувствуется рука Мастера. Ощущение громоздкости ограждений устраняется незначительным завалом их внутрь.
В 2001 г. Gordon Residence Комитетом Ф.Л. Райта был перемещен в Силвертон, т.к. новые владельцы дома намеревались его снести.