Френк Ллойд Райт. Общественные здания и культовые постройки
1) Ларкин - билдинг. Впервые в офисном здании рабочие пространства обращены в многосветный внутренний двор, перекрытый стеклянной кровлей. В Ларкин-билдинг отсутствовал каркас. Райт так же, как и при строительстве небольших жилых домов, применил только кирпич. В здании компании Ларкин также впервые использовались кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция помещений. Сам мастер охарактеризовал это сооружение следующим образом: «Изолированное здание (...), стальная встроенная мебель и сейфы для документов (...), первое здание для контор, в котором применена установка кондиционированного воздуха, впервые обвязка стеклянных дверей и окон выполнена из металла...».
2) Первым было построено здание управления компании «Джонсон» (1936 – 1937). Перекрытие основного зала опирается на круглые колонны высотой 6,5 м, полые внутри, имеющие внизу диаметр 22,5 см. Расширяющиеся кверху колонны завершаются дисками, приобретая грибовидную форму. Пространства между этими капителями-дисками застеклены. Зал по периметру окантован полосой стекла под потолком. Здание спроектировано на основе сетки 6 Х 6 м. Отопление проложено в полу, что создает равномерный обогрев всего помещения. Стены здания выложены из лицевого темно-красного кирпича, который открыт и в интерьере.
3) Через 13 лет рядом со зданием управления был построен комплекс исследовательского центра. Башня-лаборатория высотой 47,6 м имеет внутренний стержень-опору, заглубленный в землю на 15 м, на который нанизаны консоли перекрытий. Пространство лаборатории двухсветное. Остекление выполнено из стеклянных трубочек для того, чтобы создать равномерное освещение. Опора состоит из 6 шахт: лифт, лестница, коммуникации и разводки кондиционированного воздуха, канализация, 2 шахты для вентиляции. Диаметр этого ствола 7 м, толщина его стенок 19 – 25 см.
Штаб-квартира фирмы «Джонсон Вакс», Расин, шт. Висконсин
4) Вершиной творчества Райта стал музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, расположенный в Нью-Йорке. Проектирование и строительство музея продолжалось на протяжении 16 лет. Снаружи фасад музея напоминает опрокинутую спираль, а внутренний интерьер здания напоминает раковину остекленным внутренним двориком в центре. По замыслу Райта экспозиция должна осматриваться сверху вниз. Поднявшись на лифте, посетитель постепенно спускается по центральному пандусу, вдоль которого на наклонных стенах, как на мольберте, расположены картины.
5) Отель «Империал», Токио, Япония, 1916 – 1922 гг.
Для этого сооружения была разработана особая антисейсмическая конструктивная структура – плита, которая позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город. Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению». Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, то архитектурное решение перегружено сильно декорированными, монументальными элементами, воспроизводящими древние японские сооружение.
6) Конторское здание «Башня Прайса»,
Здание состоит из 4 крестообразно расположенных пилонов, на них нанизаны 18 плит перекрытий. Пилоны делят здание на 4 отсека, в трех из которых расположены конторы, а в одном – 2-этажные квартиры. Второй этаж квартиры представляет из себя антресоль со спальным местом. Антресоль выходит углом наружу в виде балкон.