Культура России в XVII-XVIII веках

План:

1. Обучение грамоте. Школы и академия. Научные знания.

2. Фольклор. Литература. Театр.

3. Архитектура. Изобразительное искусство.

4. Русская культура XVIII века.

1.В ХVI в. грамотных людей можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в ХVII в. их уже было немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, прежде всего черносошных, отчасти крепостных и холопов, имелись грамотеи — старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян оставалась неграмотной. Грамоте посадские и крестьяне учились у мастеров из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей.
Учили, прежде всего, элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздавали. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дёшево по тогдашним ценам. Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета — таблицу умножения. За вторую половину ХVII в. Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных Псалтирей и Часословов. Многие продолжали учиться и по рукописным азбукам и арифметикам. Значительно расширился круг чтения: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники религиозного, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. От иноземцев русские перенимали навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, металлургического и военного производства, обучались языкам — греческому, латинскому, польскому.

В 1640-х гг. в Москве при Андреевском монастыре шло обучение грамоте, славянскому и греческому языкам, философии и риторике. В 1660-80 гг. существовала «школа для учения детям» в городе Боровске, при Спасском монастыре и при Печатном дворе в Москве. В 1687 г. начало работать Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. Первые преподаватели, профессора были греки — братья Лихуды, русские ученые Ф. Поликарпов и И.С. Головин. Учиться принимали людей «всякого чина, сана и возраста».

Русские люди писали практические руководства, в которых обобщали накопленный опыт, давали наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, олифы, чернил и др. Подобные пособия содержали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам.

В 1615 г. русский мастер изготовил пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола большие и малые (славился их «малиновый звон»).

Успешно владели русские мастера строительной техникой возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. Особо следует сказать о крепостных стенах: точные расчёты высоты и толщины позволяли нередко обходиться без контрфорсов, что широко практиковали зодчие в Западной Европе.

При устройстве водяных мельниц, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Уже тогда мехи у домен и тяжелые молоты, ковавшие железо, использовали энергию воды.

В травниках-лечебниках, описывались свойства разных трав, предлагались рекомендации по лечению ими от болезней.Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней церковных праздников. Из рукописей астрономического характера читатель мог узнать об основах геоцентрической системы Птолемея. В середине ХVII в. появились переводы с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника.
На рубеже ХVI-ХVII вв. появилась общая карта государства, основанная на чертежах отдельных его регионов. Этот «Старый Чертеж» не сохранился. В 1627 г. составили «Новый Чертеж» земель между Доном и Днепром, так называемого Поля, вплоть до Черного моря, и «Книгу Большому Чертежу»: перечень городов России, расстояний между ними со сведениями этнографического, географического характера. Пять лет С.У.Ремезов работал над картой «Чертежная книга Сибири».

Еще большее распространение получили исторические сочинения — летописные своды, повести, сказания. К ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания, исторические сочинения нового типа: переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему. К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве». Это единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстания 1682 г. и начале регентства Софья Алексеевны. «Синопсис» Иннокентия Гизеля, архимандрита Киево-Печерского монастыря даёт краткий обзор русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил его автор.

2. Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, содержания, сборники песен и «крюков», пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговор и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и С. Разине.Сборники пословиц и поговорок того времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени: «Баснями соловья не кормят», «Взялся за гуж — не говори, что не дюж», «Аркан не таракан: хоть зубов нет, а шею ест» (об ордынской неволе), «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (об отмене Юрьева дня).

События начала ХVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Дьяк И. Тимофеев во «Временнике», И.М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений — взволнованно говорят о Смуте. Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Фёдор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска донского, создает в 40-е гг. ХVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»: эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637-1642 гг.).

По-прежнему русские люди любили читать жития святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского. «Житие» Аввакума — талантливая и яркая автобиография, острая, полемическая и живая. «Просторечие», яркость зарисовок, наглядность образов, индивидуальная манера письма делают «Житие» новаторским произведением, несмотря на консерватизм взглядов автора-старообрядца.

Столь же ярким явлением русской литературы этого времени являются сатирические повести и сказания. Их авторы вышли из низших слоев приказной и духовной среды, отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Калязинская челобитная». Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.
В литературе ХVII в. появились новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям. Родились новые жанры — светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означали лишь первые шаги к новому. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.

Театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен в театре ставились пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного, звучал напыщенный, тяжеловесный язык. Царь Алексей Михайлович поручил в 1672 г. организацию театра И.Г. Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев и русских, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы. После кончины царя (1676) театр закрыли.

3. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры ХVII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Основные элементы деревянного дома — квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна - устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания. Деревянные церкви сохранились в Карелии, Архангельской, Вологодской, Костромской, Тверской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя — при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым чудом света. Своей сказочностью и красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную и уникальную игрушку.

Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. ХVII в. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви и соборы — Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове (имение князя Д.М. Пожарского), Успенская «дивная» церковь в Угличе и др. В городах богатые бояре, дворяне и купцы стоят каменные палаты, всё более «узорочные», особенно во второй половине столетия. Таковы дома бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге, Иванова в Ярославле и для царской семьи пышные «чертоги» Троице-Сергиевой лавры.

К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, и величавый, парадный н нарядный. В палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и других используется башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций.

В живописи, как и в архитектуре, русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с её мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин — наиболее замечательные представители этой школы, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.
В творчестве С.Ф. Ушакова - мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника и других мастеров - Ивана Максимова, Михаила Милютина намечается стремление к реализму. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве (возможно, их авторы Владимиров и Ушаков), Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин) поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если портреты царя Федора Ивановича (1600), М. В. Скопина-Шуйского (1610) сделаны в обычной иконописной манере, то изображения середины и второй половины ХVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс).

4.Россия уже в ХVIII в. ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов откры­ли школы: навигацкую, артиллерийские, инженерные - в обеих сто­лицах; горные - на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизон­ные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую ака­демию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Ни­дерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Ос­новы математических наук излагал Л.Ф. Магницкuй в своей «Арифметике» (первое издание 1707 г.). «Ведомости», первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и по­нятный, а церковно-славянский шрифт употреблялся отныне толь­ко в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые бук­венные обозначения.

Для обучения дворян возможностей было больше – частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артил­лерийский, Инженерный). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штур­манские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух де­сятков. В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней ­университет и гимназия. В 1755 г. основали по почину И.И. Шу­валова и М.В. Ломоносова Московский университет. Университет выпустил боль­шое число специалистов по разным отрас­лям знаний, из них вышли многие круп­ные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств. В 1764 г. был открыт Смольный институт в Петербурге для женщин.

В 1782-1786 гг. была проведена школьная реформа: в со­ответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в каждом губерн­ском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах - малые народные училища с двумя класса­ми. В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и т. д.

Развитие науки вызывалось практическими потребнос­тями государства. И.К. Кириллов свел во­едино географические открытия в своем «Атласе Российской им­перии» (1734 г.). В.Н. Татищев создал обобщающий труд - «Историю Российскую. Ученым-энциклопедистом, первым рус­ским академиком стал М. В.Ломоносов. М. В. Севергин стал основоположником русской ми­нералогической школы. С. П. Крашенинников составил знамени­тое «Описание земли Камчатки», И. И. Лепехин – описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»). Н.И. Новиков в своих журналах «Трутень» И «Живописец» поместил немало статей об аморальности крепостного права. А.Н. Радищев в знаменитой книге «Путешествие из Петер­бурга в Москву» (1790 г.) осудил крепост­ничество.

В середине ХVIII в. в русской литературе утверждается клас­сицизм. Родоначальником классицизма в России стал А.Д. Кантемир. Вершины это направление достигло в торжественных, фило­софских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и обще­народного культурного прогресса. Русский классицизм представлен также именами А.П. Сумаро­кова, М.М. Хераскова (тоже выходца из Молдавии), В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие граж­данские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государ­ственности. На смену классицизму в конце ХVIII в. приходят сентимента­лизм (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»), элементы реализма (Д.Н. Фонвизин «Недоросль»).

В середине - второй половине ХVIII в. в архитектуре господ­ствовал классицизм. В Петербурге и его окрестностях замечатель­ные творения оставили А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Г. Каме­рон, Д. Кваренги и многие другие зодчие. Выдающиеся образцы этого стиля - Таврический дворец в Петербурге (Н.Е. Старов); в Москве дом П.Е. Пашкова (В.Н. Баженов), здание Сената в Кремле (М.Ф. Казаков) и т. д. В стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах).

В середине и второй половине ХVIII в. получили изве­стность живописцы-классицисты: А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»), Г.И. Угрюмов («Торжественный въезд Алексан­дра Невского во Псков») и другие. «Чувствительные» сюжеты, пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления (М.М. Иванов - «Дое­ние коровы», пейзажи С.Ф. Щедрина, портреты В.Л. Боровиков­ского ). Ф.С. Рокотов писал портреты Петра III, Екатерины II.

В Петровское время работал крупный скульптор К.Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.). Позднее памятник Петру I - «Медный всадник» создал Э.М. Фаль­коне. Скульптор-реалист Ф.И. Шубин создал бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.

В 1756 г. в Петербурге возник стараниями купеческого сына Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие исторические события повлияли на развитие русской культуры ХVII в.?

2. Какие новые идеи и стремления появились в культуре ХVII в.?

3. Укажите достижения литературы и театра XVII в.

4. Укажите достижения архитектуры, изобразительного искусства XVII в.

5. Каковы основные черты развития культуры XVIII в.?

Основная литература:

1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2005. – с. 261-271.

2. Буганов В.И., Зырянов П.И. История России: конец XVII-XIX вв. – М.: Просвещение, 2003. – 102-115.

Дополнительная литература:

1. Апальков И.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.- с. 135-141, 199-208.

Наши рекомендации