Современные тенденции в дизайне СП

На примере освещения станций московского метро можно проследить семидесятилетнюю эво­люцию формы и стиля светильников с лампами накаливания, люминесцентными, ДРЛ, НЛВД и МГЛ с не всегда удачными попытками замены одних типов ламп другими.

Сложились целые школы, определившие стиль светильников и освещения на десятилетия, например Баухауз (20—30-е годы XX века) или совре­менная скандинавская школа, развивающая эсте­тику функционализма. В наши дни на мировом рынке светильников, особенно бытовых, лидируют итальянские дизайнеры.

В дизайне комплектной арматуры (световой прибор, кронштейн, опора и др.) для условий го­родской среды в Европе наиболее преуспели фран­цузы. Впрочем, каждая крупная фирма-производитель, ориентирующаяся на мировой ры­нок, вопросам дизайна своих изделий придает пер­востепенное значение.

При конструировании светильника или осве­тительного устройства стремятся к получению наивысшего значения его коэффициента полезно­го действия. Это достигается применением отра­жателей соответствующей, математически рассчи­танной формы с высоким коэффициентом отраже­ния, рассеивателей или преломлятелей с высоким коэффициентом пропускания, а также максималь­но возможным увеличением отношения площади выходного отверстия к площади отражающей поверхности осветительного устройства. При этом принимаются меры к ограничению слепяще­го воздействия ламп и дискомфортного действия чрезмерно ярких поверхностей (отражателей, рассеивателей) путем создания необходимого защит­ного угла, а также с помощью применения соответ­ствующих материалов и экранирующих уст­ройств.

Многие светильники и приборы прожекторно­го типа выпускаются с комплектом экранирующих решеток и козырьков с разными защитными угла­ми. При устройстве световых карнизов прямого (сверху вниз) и обратного (снизу вверх) света, как правило, из люминесцентных и линейных све­тильников с зеркальными отражателями на фаса­дах зданий и инженерных сооружений защитные экраны конструируются обычно по месту.

Для целей светоцветового зонирования или получения декоративных эффектов выпускаются приборы цветного света, в том числе с переменной цветностью излучения. Стационарный цветной свет излучают стандартные приборы с цветными лампами или, реже, с помощью светофильтров. Динамический свет всех цветов радуги получают, используя более дорогие приборы, как правило, с разрядными лампами белого света и встроенными светофильтрами, обеспечивающими смешение и смену цветов.

Для обозначения устройств, состоящих из на­бора световых приборов, отдельных оптических элементов, конструктивных, электротехнических и других деталей, сборных единиц и блоков, соби­раемых у потребителя и выполняющих свои фун­кции освещения или сигнализации только в со­бранном виде, применяют термины «световой комплекс» и «комплектное осветительное устрой­ство».

К последним относятся световоды — полые, клиновидные или стекловолоконные, все чаще на­ходящие применение в системах функционального, архитектурного и светоинформационного освеще­ния. На основе полых или клиновидных светово­дов с МГЛ созданы «световые колонны» и светиль­ники для освещения пешеходных зон, удобные для обслуживания доступностью скрытого источника света (рисунок 2.2). Стекловолоконные световоды боко­вого и торцевого свечения (иначе — устройство «Fiber Optic», т.е. фиброоптика, оптоволоконная си­стема, «гибкий свет») используются для подсветки водоемов, фонтанов, мостовых, архитектурных де­талей, особенно в труднодоступных местах, для со­здания светоцветодннамических панно на фасадах и т.п. Они имеют определенные преимущества, от­сутствующие у других систем: абсолютная элект­рическая безопасность в любой, в том числе вод­ной, среде, поскольку стекловолоконный кабель транслирует лишь свет без тока, долговечность светопроводящего материала, отсутствие теплово­го воздействия на освещаемый объект, возмож­ность обслуживания светоизлучающего устройства, располагаемого в удобном месте, относитель­ная простота получения светоцветодннамических эффектов и т.п. В качестве источников света могут использоваться любые эффективные лампы, а так­же светодиоды..

Известны впечатляющие образцы архитектур­ного и ландшафтного освещения с помощью систе­мы Fiber Optic, реализованные еще в 1990-х годах, например, готический собор Святого Петра в Нан­те (светодизайнер Я. Керсале) или большие фон­таны в Сеит-Джеймском парке в Лондоне (R Виль­сон и М. Райт).

Современные тенденции в дизайне СП - student2.ru

Рнсунок 2.2 – Полые (Л -В) и клиновидные (Г. Д) световоды в качестве уличных светильников в пешеходных зонах: «световые колонны» фирмы Thom (А) и Philips (Б), светильники «Кондулюкс» фирмы ВНИСИ ШРЕДЕР на улицах Барселоны (Г). Схемы устройства полых (В) и клиновидных (Д) световодов

К световым комплексам в городской среде относятся рекламно-информационные, иллюминационные (гарлянды, световые шнуры и сетки типа «дюралайт», «клиплайт», «белтлайт», строб-лампы и др.), для транспортных средств и т.п. Иллю­минационные световые комплексы широко при­меняются в системах временного праздничного освещения городов и стационарного светового оформления объектов игрового, торгового и шоу-бизнеса.

Голограммы. Любопытные образно-световые эффекты можно получить с помощью голограмм. Разработанный в 1962 году голографический процесс позволя­ет создавать превосходные трехмерные изображе­ния на пластинах со светочувствительным матери­алом, обработанных лазерным лучом, - голограм­мах, освещаемых специально подобранным свето­вым прибором. Голограммы, в соответствии со средствами, используемыми для записи и репроду­цирования изображений, делятся на отраженные и переданные. Чаще используются отраженные голограммы для изготовления, которых необходимо расположение источника света со стороны наблю­дателя. Изображение сфотографированного объекта кажется находящимся вне пластины и из­вестно как «виртуальное». Более захватывающий эффект дает «реальное» изображение, сформиро­ванное переданной голограммой. Это изображение формируется перед пластиной и кажется плаваю­щим в пространстве. Делая запись двух голограмм на одной пластине, можно получить изображение, которое кажется проникающим сквозь нее. К сожа­лению, размеры голограмм пока ограничены тех­нологическими возможностями, однако можно со­здавать мозаичные композиции из небольших пла­стин, которые могли бы украсить ночные пейзажи в городских скверах, садах и парках.

Лазерные установки. Нетрадиционным и пока дорогим, но уже по­лучившим многократное экспериментальное при­менение во временных установках архитектурно­го освещения городов, источником света является лазер, который в будущем может играть более ак­тивную роль в формировании световой среды и создании иллюзорных, виртуальных эффектов в связи с развитием лазерной голографии и переда­чей информации с помощью лазерного луча. Этот узкий и практически параллельный световой луч обычно характеризуется определенным цветом и мощностью видимого излучения в ваттах. Эта мощность — лишь маленькая часть общей элект­рической мощности, потребляемой лазером. Мощным лазерам необходимо активное водяное охлаждение, поскольку электроэнергия концент­рируется в небольшом объеме.

Ионный лазер наиболее подходит для различных шоу. Неон-гелиевые ла­зеры красного цвета при мощности менее 50 мВт слишком слабы; кристаллические лазерыимеют пульсирующее излучение.

Ионный аргоновый лазер может иметь мощ­ность от 1000 мВт до 20 Вт. Главная спектраль­ная линия находится в зеленой области, но мож­но получить фиолетовые и синие линии с помо­щью призменного разложения или дифракции.

Ионно-криптоновый лазер (мощность от 1,2 до 6 Вт) имеет красное излучение, но его номи­нальный световой поток в 4 раза меньше, чем у аргонового лазера. Пучок может быть разложен призмой на более слабое синее, зеленое и желтое излучения.

Белый лазер.Лазерный пучок хорошо виден, если в атмос­фере имеются примеси — пыль, дым, туман, облака. Мутный воздух характерен для большинства современных больших городов. Перемещая луч на достаточно высокой скорости, можно создать плоские или конические световые поверхности в пространстве и, проектируя их на экран, стену, облако, можно писать ими или рисовать. Движение луча может быть осуществлено с помощью зеркал, управляемых двигателями по компьютерной программе, что позволяет получить любое необходимое движение. Сканирующий луч лазера эффектно применяется, например, в спектаклях «Звук и Свет» на пирамидах в Гизе близ Каира.

Наши рекомендации