Особенности культуры Древнего Египта
Основной доминантой культуры Древнего Египта была ориентация на вечность. Этой идеей была проникнута египетская религия, ей были подчинены обряды, в том числе обряды мумификации, помогающие умершему вступить в вечность, а также архитектура, изобразительное искусство и литература. Своеобразие древнеегипетской культуры определили:
- раннее зарождение классовых отношений и государственности;
- изолированное географическое положение страны;
- тесная связь искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала.
Древнеегипетская цивилизация возникла в результате объединения правителем первой династии Миной в единое государство отдельных соседских общин — номов.
Религия. Религия Древнего Египта была политеистической. В Египте существовал культ животных, священным животным поклонялись, после смерти их тела бальзамировали и погребали в саркофагах при храмах. Звероподобными были и многие боги египтян: бог Солнца Ра мог предстать бараноголовым, владыка царства мертвых Анубис имел облик шакала, покровитель власти фараонов бог Гор выступал как антропоморфное существо с головой сокола, богиня войны Сохмет была львиноголовой, бог мудрости Тот имел голову ибиса, бог водной пучины Себек — крокодила. Богиня Небет представала в облике стервятника, превратник царства Осириса Хенти реку — в облике женщины с головой гиппопотама, богиня Серкет — со стилизованным скорпионом на голове. Фараонов, которые причислялись к богам еще при жизни, часто изображали в виде сфинкса — льва с головой человека.
Могущество фараона было так велико, что и после смерти он продолжал поражать воображение размерами своей усыпальницы — пирамиды, ставшей символом Египта и средоточием его достижений.
Архитектура пирамид характерна для эпохи Древнего царства. Пирамида — это не отдельно стоящее сооружение, а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды-спутницы, гробницы вельмож и сановников фараона. Одним из семи чудес света слыли пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура в III тыс. до н. э. Все они имеют одинаковую конструкцию и точно ориентированы по сторонам света, а вершины их юго-восточных углов лежат на одной линии. Самая высокая из них — пирамида Хуфу (Хеопса) — имеет высоту 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Она сложена из 2300 тыс. каменных блоков общим весом около 7 млн тонн.
Пирамиды, как и большинство культовых сооружений иных цивилизаций, мыслились как модель Космоса — вход в пирамиду находился на северной стороне, ориентированный по световому лучу на полюс мира, которым египтяне считали звезду Альфа созвездия Дракона. Стены пирамид не отбрасывают тени, так как имеют наклон граней в 51’52’’ и совпадают с углом падения солнечных лучей (по представлениям египтян, погребенные в них фараоны после смерти становились богом Солнца и, следовательно, не могли отбрасывать тени). Форма пирамид гармонична и пропорциональна благодаря применению при их сооружении правила золотого сечения треугольника.
Для продления «жизни» собственного тела покойного существовали обряды мумификации, которых было несколько, но все они продолжались 70 дней (согласно мифам, именно через 70 дней воскрес к новой жизни умерший Осирис). В течение этого срока над телом совершались различные процедуры: внутренности и мозг вынимались и помещались в специальные сосуды — канопы, тело бальзамировалось смолами, плотно обматывалось пропитанными растворами бинтами. Благодаря традиции мумификации египетские врачи изучили строение человеческого организма и славились как самые искусные целители, умеющие не только залечивать раны, сращивать переломы и сверлить зубы, но и осуществляющие трепанацию черепа.
На случай порчи мумии в гробницу помещались скульптурные изображения умершего, имеющие портретное сходство, но идеализированные. Сюда вселялась душа умершего — Ка. Ритуальный характер скульптуры Древнего царства определил ее особенности: строгую пропорциональность, фронтальность и статичность.
Те же принципы характеризуют и плоскостные изображения, где тело человека показывается как бы сразу в нескольких наиболее выразительных ракурсах: лицо и ноги — в профиль, торс и глаз — в фас. При этом все части тела должны быть хорошо видны для того, чтобы после оживания в царстве мертвых умерший не оказался лишенным руки или ноги.
Новое царство (II тыс. до н. э.) было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта, который к данному времени стал мировой державой, активно взаимодействующей с культурами соседних народов. Такое положение Египта, ставшего культурным центром, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
В эпоху Нового царства пирамиды сменяются гробницами, вырубленными в скале, например, усыпальница Тутанхамона, открытая в 1922 г. Говардом Картером. Эта единственная оставшаяся почти нетронутой гробница показала всему миру меру богатства фараонов — общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну!
В это же время появляются и храмовые здания, в которых наиболее выразительным архитектурным элементом становятся колонны. Храмы, как и пирамиды, строились по одному плану и мыслились такой же моделью Вселенной. Они состояли из трех частей, каждая из которых воспринималась более близкой, нежели предыдущая, к таинству Космоса и олицетворяла его. Так, из открытого для солнечного света двора, окруженного колоннадой (перистиль), входящий попадал в колонный зал (гипостиль), куда доступ солнцу был ограниченным, и затем — в святилище с кладовыми. Эта часть храма, наиболее сакральная, закрытая для света, была доступна только жрецам. Типичными образцами архитектуры этого времени являются Карнакский и Луксорский храмы, посвященные богу Амону и расположенные возле древней столицы Египта — города Фивы.