Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера
Барочное художественное мышление усложнено, подчас вычурно.
Радикальное, т.н. «динамическое» направление в барокко создает иллюзию движения пространства и формы.
Этому способствует: сложность объемов, пересечение геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей.
Игра цветотени, световые контрасты, активное использование живописи и скульптуры.
ШТУКАТУРКА, толстым слоем покрывающая поверхность стен – основа для «штукатурной архитектуры» - лепнины, покрытой позолотой.
Основные понятия:
КАРТУШ (наибольше распространение получил в БАРОККО)–декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т.п. Украшение фасада, оформление главного входа во дворцы, создание композиционного акцента.
ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в виде крутого завитка с кружком в центре. В архитектуре рококо, барокко и классицизма ВОЛЮТЫ довольно больших размеров применялись в качестве орнамента оконных дверных проемов, декора КРОНШТЕЙНОВ.
КРОНШТЕЙН – консольная опора, выступ в стене для поддержания балконов или карнизов, имеющих значительный вынос. Декор: профилированные кронштейны, с декоративными завитками.
РЕЛЬЕФ –скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой оно может быть выпуклым (барельеф) или вогнутым (горельеф). Является элементом композиции свода, стены, выполняется на фронтонах, метопах, фризах, украшает триумфальные арки и колонны.
Литература: пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям.
Живопись: состояние экзальтации, напряжения, повышенного драматизма
Скульптура:патетичность, мимика.
Взаимодействие видов и жанров искусства, развитие новых (опера, балет).
Эффекты грандиозного, монументального, ослепляющего.
Стиль отвечал вкусам буржуазии. Синонимом устойчивости у которых выступал достаток, богатство.
Барокко соединил несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность с трезвостью, разумностью.
Рококо.Получил свое развитие в искусстве ХУ111 в. Как разновидность стиля барокко. Зародился во Франции (стиль Людовика ХУ (1715 – 1774).
В России нашел наибольшее распространение в середине ХУ111, особенно при отделке интерьеров, оказав значительное влияние на общий архитектурный облик сооружения.
РОКОКО - «искусственный грот», «раковина» - хрупкая тонко расчлененная ассиметричная природная форма. Украшение праздной жизни беспечной знати, предмет ее эстетического наслаждения.
Особенности архитектуры рококо и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
Для стиля рококо характерно большое количество сложных лепных и резных узоров, затейливых ЗАВИТКОВ, КАРТУШЕЙ, РОКАЙЛЕЙ, РЕЛЬЕФОВ. В сооружениях архитектуры этого стиля чистые поверхности стен почти исчезают или замаскировываются вычурной отделкой в связи с чем теряется ясная и четкая ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА.
РОКОКО получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике.
Архитектура РОКОКО – это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопающий в зелени садов.
В этих зданиях не было единого решения наружного объема и внутреннего пространства. Оно создавалось в соответствии с требованиями комфорта.
Для интерьеров РОКОКО характерна безудержная роскошь и ювелирная тонкость отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.
Живопись РОКОКО тесно связана с интерьером дома, получила распространение в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в гобеленах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя.
У художников РОКОКО можно учиться тонкой культуре цвета, умению строить композицию декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнуто светлая палитра, предпочтение серебристо-голубых. Золотистых и розовых оттенков.
РОКОКО – основа формирования романтизма последней культурной эпохи.
Основные понятия:
РОКАЙЛЬ – характерный для стиля рококо ОРНАМЕНТ в виде завитка раковины. Появился во Франции в начале ХУ111 века как элемент декора парковых павильонов, гротов, фонтанов, ниш, ворот.
ЗАВИТКИ,КАРТУШИ, РЕЛЬЕФЫ.
Классицизм.
От латинского «образцовый» - опирается на нормы и образцы античного искусства, с 16 по 30ые годы 19 века.
Идея подчинения целому, идеал ясности и порядка, культ разума, в основе эстетического принципа – верность природе, но логически организованной и творчески облагороженной человеком. В этот период сформировалась нормативная этика – искусство соблюдения определенных законов и правил.
Художественные образы классицизма отличаются логичностью и гармоничностью выражения. Дворцово-парковые ансамбли – четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. В живописи (Пуссен, Лорен) линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. В литературе и драматургии – правило 3х единств: времени, места, действия.