Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера

Барочное художественное мышление усложнено, подчас вычурно.

Радикальное, т.н. «динамическое» направление в барокко создает иллюзию движения пространства и формы.

Этому способствует: сложность объемов, пересечение геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей.

Игра цветотени, световые контрасты, активное использование живописи и скульптуры.

ШТУКАТУРКА, толстым слоем покрывающая поверхность стен – основа для «штукатурной архитектуры» - лепнины, покрытой позолотой.

Основные понятия:

КАРТУШ (наибольше распространение получил в БАРОККО)–декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т.п. Украшение фасада, оформление главного входа во дворцы, создание композиционного акцента.

ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в виде крутого завитка с кружком в центре. В архитектуре рококо, барокко и классицизма ВОЛЮТЫ довольно больших размеров применялись в качестве орнамента оконных дверных проемов, декора КРОНШТЕЙНОВ.

КРОНШТЕЙН – консольная опора, выступ в стене для поддержания балконов или карнизов, имеющих значительный вынос. Декор: профилированные кронштейны, с декоративными завитками.

РЕЛЬЕФ –скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой оно может быть выпуклым (барельеф) или вогнутым (горельеф). Является элементом композиции свода, стены, выполняется на фронтонах, метопах, фризах, украшает триумфальные арки и колонны.

Литература: пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям.

Живопись: состояние экзальтации, напряжения, повышенного драматизма

Скульптура:патетичность, мимика.

Взаимодействие видов и жанров искусства, развитие новых (опера, балет).

Эффекты грандиозного, монументального, ослепляющего.

Стиль отвечал вкусам буржуазии. Синонимом устойчивости у которых выступал достаток, богатство.

Барокко соединил несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность с трезвостью, разумностью.

Рококо.Получил свое развитие в искусстве ХУ111 в. Как разновидность стиля барокко. Зародился во Франции (стиль Людовика ХУ (1715 – 1774).

В России нашел наибольшее распространение в середине ХУ111, особенно при отделке интерьеров, оказав значительное влияние на общий архитектурный облик сооружения.

РОКОКО - «искусственный грот», «раковина» - хрупкая тонко расчлененная ассиметричная природная форма. Украшение праздной жизни беспечной знати, предмет ее эстетического наслаждения.

Особенности архитектуры рококо и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.

Для стиля рококо характерно большое количество сложных лепных и резных узоров, затейливых ЗАВИТКОВ, КАРТУШЕЙ, РОКАЙЛЕЙ, РЕЛЬЕФОВ. В сооружениях архитектуры этого стиля чистые поверхности стен почти исчезают или замаскировываются вычурной отделкой в связи с чем теряется ясная и четкая ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА.

РОКОКО получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике.

Архитектура РОКОКО – это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопающий в зелени садов.

В этих зданиях не было единого решения наружного объема и внутреннего пространства. Оно создавалось в соответствии с требованиями комфорта.

Для интерьеров РОКОКО характерна безудержная роскошь и ювелирная тонкость отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.

Живопись РОКОКО тесно связана с интерьером дома, получила распространение в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в гобеленах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя.

У художников РОКОКО можно учиться тонкой культуре цвета, умению строить композицию декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнуто светлая палитра, предпочтение серебристо-голубых. Золотистых и розовых оттенков.

РОКОКО – основа формирования романтизма последней культурной эпохи.

Основные понятия:

РОКАЙЛЬ – характерный для стиля рококо ОРНАМЕНТ в виде завитка раковины. Появился во Франции в начале ХУ111 века как элемент декора парковых павильонов, гротов, фонтанов, ниш, ворот.

ЗАВИТКИ,КАРТУШИ, РЕЛЬЕФЫ.

Классицизм.

От латинского «образцовый» - опирается на нормы и образцы античного искусства, с 16 по 30ые годы 19 века.

Идея подчинения целому, идеал ясности и порядка, культ разума, в основе эстетического принципа – верность природе, но логически организованной и творчески облагороженной человеком. В этот период сформировалась нормативная этика – искусство соблюдения определенных законов и правил.

Художественные образы классицизма отличаются логичностью и гармоничностью выражения. Дворцово-парковые ансамбли – четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. В живописи (Пуссен, Лорен) линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. В литературе и драматургии – правило 3х единств: времени, места, действия.

Наши рекомендации