Современные тенденции в дизайне оп
На примере освещения станций московского метро можно проследить семидесятилетнюю эволюцию формы и стиля светильников с лампами накаливания, люминесцентными, ДРЛ, НЛВД и МГЛ с не всегда удачными попытками замены одних типов ламп другими.
Сложились целые школы, определившие стиль светильников и освещения на десятилетия, например Баухауз (20—30-е годы XX века) или современная скандинавская школа, развивающая эстетику функционализма. В наши дни на мировом рынке светильников, особенно бытовых, лидируют итальянские дизайнеры.
В дизайне комплектной арматуры (световой прибор, кронштейн, опора и др.) для условий городской среды в Европе наиболее преуспели французы. Впрочем, каждая крупная фирма-производитель, ориентирующаяся на мировой рынок, вопросам дизайна своих изделий придает первостепенное значение.
При конструировании светильника или осветительного устройства стремятся к получению наивысшего значения его коэффициента полезного действия. Это достигается применением отражателей соответствующей, математически рассчитанной формы с высоким коэффициентом отражения, рассеивателей или преломлятелей с высоким коэффициентом пропускания, а также максимально возможным увеличением отношения площади выходного отверстия к площади отражающей поверхности осветительного устройства. При этом принимаются меры к ограничению слепящего воздействия ламп и дискомфортного действия чрезмерно ярких поверхностей (отражателей, рассеивателей) путем создания необходимого защитного угла, а также с помощью применения соответствующих материалов и экранирующих устройств.
Многие светильники и приборы прожекторного типа выпускаются с комплектом экранирующих решеток и козырьков с разными защитными углами. При устройстве световых карнизов прямого (сверху вниз) и обратного (снизу вверх) света, как правило, из люминесцентных и линейных светильников с зеркальными отражателями на фасадах зданий и инженерных сооружений защитные экраны конструируются обычно по месту.
Для целей светоцветового зонирования или получения декоративных эффектов выпускаются приборы цветного света, в том числе с переменной цветностью излучения. Стационарный цветной свет излучают стандартные приборы с цветными лампами или, реже, с помощью светофильтров. Динамический свет всех цветов радуги получают, используя более дорогие приборы, как правило, с разрядными лампами белого света и встроенными светофильтрами, обеспечивающими смешение и смену цветов.
Для обозначения устройств, состоящих из набора световых приборов, отдельных оптических элементов, конструктивных, электротехнических и других деталей, сборных единиц и блоков, собираемых у потребителя и выполняющих свои функции освещения или сигнализации только в собранном виде, применяют термины «световой комплекс» и «комплектное осветительное устройство».
К последним относятся световоды — полые, клиновидные или стекловолоконные, все чаще находящие применение в системах функционального, архитектурного и светоинформационного освещения. На основе полых или клиновидных световодов с МГЛ созданы «световые колонны» и светильники для освещения пешеходных зон, удобные для обслуживания доступностью скрытого источника света (рис. 40). Стекловолоконные световоды бокового и торцевого свечения (иначе — устройство «Fiber Optic», т.е. фиброоптка, оптоволоконная система, «гибкий свет») используются для подсветки водоемов, фонтанов, мостовых, архитектурных деталей, особенно в труднодоступных местах, для создания светоцветодннамических панно на фасадах и т.п. Они имеют определенные преимущества, отсутствующие у других систем: абсолютная электрическая безопасность в любой, в том числе водной, среде, поскольку стекловолоконный кабель транслирует лишь свет без тока, долговечность светопроводящего материала, отсутствие теплового воздействия на освещаемый объект, возможность обслуживания светоизлучающего устройства, располагаемого в удобном месте, относительная простота получения светоцветодннамических эффектов и т.п. В качестве источников света могут использоваться любые эффективные лампы, а также светодиоды.
Рнсунок 40 – Полые (Л -В) и клиновидные (Г. Д) световоды в качестве уличных светильников в пешеходных зонах: «световые колонны» фирмы Thom (А) и Philips (Б), светильники «Кондулюкс» фирмы ВНИСИ ШРЕДЕР на улицах Барселоны (Г). Схемы устройства полых (В) и клиновидных (Д) световодов
Известны впечатляющие образцы архитектурного и ландшафтного освещения с помощью системы Fiber Optic, реализованные еще в 1990-х годах, например, готический собор Святого Петра в Нанте (светодизайнер Я. Керсале) или большие фонтаны в Сеит-Джеймском парке в Лондоне (R Вильсон и М. Райт).
К световым комплексам в городской среде относятся рекламно-информационные, иллюминационные (гарлянды, световые шнуры и сетки типа «дюралайт», «клиплайт», «белтлайт», строб-лампы и др.), для транспортных средств и т.п. Иллюминационные световые комплексы широко применяются в системах временного праздничного освещения городов и стационарного светового оформления объектов игрового, торгового и шоу-бизнеса.
Голограммы. Любопытные образно-световые эффекты можно получить с помощью голограмм. Разработанный в 1962 году голографический процесс позволяет создавать превосходные трехмерные изображения на пластинах со светочувствительным материалом, обработанных лазерным лучом, - голограммах, освещаемых специально подобранным световым прибором. Голограммы, в соответствии со средствами, используемыми для записи и репродуцирования изображений, делятся на отраженные и переданные. Чаще используются отраженные голограммы для изготовления, которых необходимо расположение источника света со стороны наблюдателя. Изображение сфотографированного объекта кажется находящимся вне пластины и известно как «виртуальное». Более захватывающий эффект дает «реальное» изображение, сформированное переданной голограммой. Это изображение формируется перед пластиной и кажется плавающим в пространстве. Делая запись двух голограмм на одной пластине, можно получить изображение, которое кажется проникающим сквозь нее. К сожалению, размеры голограмм пока ограничены технологическими возможностями, однако можно создавать мозаичные композиции из небольших пластин, которые могли бы украсить ночные пейзажи в городских скверах, садах и парках.
Лазерные установки. Нетрадиционным и пока дорогим, но уже получившим многократное экспериментальное применение во временных установках архитектурного освещения городов, источником света является лазер, который в будущем может играть более активную роль в формировании световой среды и создании иллюзорных, виртуальных эффектов в связи с развитием лазерной голографии и передачей информации с помощью лазерного луча. Этот узкий и практически параллельный световой луч обычно характеризуется определенным цветом и мощностью видимого излучения в ваттах. Эта мощность — лишь маленькая часть общей электрической мощности, потребляемой лазером. Мощным лазерам необходимо активное водяное охлаждение, поскольку электроэнергия концентрируется в небольшом объеме.
Ионный лазер наиболее подходит для различных шоу. Неон-гелиевые лазеры красного цвета при мощности менее 50 мВт слишком слабы; кристаллические лазерыимеют пульсирующее излучение.
Ионный аргоновый лазер может иметь мощность от 1000 мВт до 20 Вт. Главная спектральная линия находится в зеленой области, но можно получить фиолетовые и синие линии с помощью призменного разложения или дифракции.
Ионно-криптоновый лазер (мощность от 1,2 до 6 Вт) имеет красное излучение, но его номинальный световой поток в 4 раза меньше, чем у аргонового лазера. Пучок может быть разложен призмой на более слабое синее, зеленое и желтое излучения.
Белый лазер.Лазерный пучок хорошо виден, если в атмосфере имеются примеси — пыль, дым, туман, облака. Мутный воздух характерен для большинства современных больших городов. Перемещая луч на достаточно высокой скорости, можно создать плоские или конические световые поверхности в пространстве и, проектируя их на экран, стену, облако, можно писать ими или рисовать. Движение луча может быть осуществлено с помощью зеркал, управляемых двигателями по компьютерной программе, что позволяет получить любое необходимое движение. Сканирующий луч лазера эффектно применяется, например, в спектаклях «Звук и Свет» на пирамидах в Гизе близ Каира.