Становление японской культуры. Образование родо-племенных союзов на островах Кюсю и Кинай
Даже весьма схематичный, беглый обзор лишь самых необходимых археологических данных, а также данных из китайских источников и японской мифологии, касающих-
5 Здесь умышленно обойден вопрос о многочисленных глиняных фигурках периода Дзёмон, хотя блестящее мастерство, с которым они выполнены, само по себе удивительно. Типично неолитическая по характеру, эта в этническом отношении пестрая пластика сопровождает сосуды почти всех археологических памятников Среднего, Позднего и Позднейшего Дзёмон.
Небольших размеров, как правило, плоские, фигурки служили, видимо, личными или родовыми оберегами и не получили в дальнейшем ни иконографического, ни семантического развития в представлениях синто. Синтоистская скульптура ханива наследует символику сосудов дзёмон, а прямые традиции фигурок дзёмон, скорее, стилистически прослеживаются в древнем искусстве племен Центральной Америки. В отличие от повсеместно распространенных неолитических фигурок, наделенных, как правило, подчеркнуто женскими признаками, японские фигурки вовсе не обязательно изображают символ плодородия, как то принято считать в литературе,— среди них немало мужских фигурок и еще больше фигурок, вовсе лишенных признаков пола, хотя и они тоже являются icons (см. рис. 3), т. е. знаками в прямом смысле этого слова. Причудливые и странные, они ни зооморфны, ни антропоморфны. И это, видимо, не случайно: здесь, должно быть, воплотились представления неолитического человека об ином, незнаемом мире. Показательным является то, что большинство фигурок украшено тем же орнаментом, что и сосуды. Но здесь, вероятно, он служит просто указанием на принадлежность фигурок к миру духов.
ся этого периода, позволяет наметить основные черты про-тояпонской культуры. Прежде всего бросается в глаза, что .уже в этот очень ранний период протояпонская культура представляла собой весьма сложный конгломерат отдельных культурных комплексов. Во II в. н. э. было уже по крайней мере два таких этнически и территориально сложившихся культурных комплекса: на острове Кюсю (за исключением юга острова, населенного племенами кумасо) .и в районе Кинай (Центральная Япония),— которые, в свою очередь, сформировались из весьма разнородных элементов. Причем процесс этот начался задолго до рассматриваемого периода. В результате неоднократных сдвигов в эпоху позднего энеолита, связанных с продолжительными инфильтрациями племен с материка, на Кюсю распространилась так называемая культура яёй, основы которой принесли пришельцы из Южной Кореи. Культура яёй, как явствует из ее названия6, проникла далеко на север, однако расцвета весь культурный комплекс яёй достигает только на Кюсю. На северо-востоке, в Центральной Японии, превалируют элементы местной культуры.
Согласно периодизации японских археологов [31; 52], в период Средний Яёй, совпадающий с эпохой бронзы (примерно II—I в. до н. э.— II в. н. э.), культурный ареал Северного Кюсю и Нагато, населенных племенами ва, демонстрирует тесную связь с племенами Трех Хань в Южной Корее. Культура же района Кинай, имеющая множество параллелей в культуре айнов, с одной стороны, и в аустронезийской культуре — с другой, весьма слабо связана с материком. В эпоху бронзы культурный комплекс Кинай, опирающийся на.земледелие, которым занималось со времени энеолита главным образом аборигенное население преимущественно айнского происхождения, достигает весьма устойчивого равновесия.
Оба культурных ареала отличаются друг от друга не только характером хозяйства, но и культовым комплексом. Истоки этого явления следует искать в глубокой древности. Население Северного Кюсю еще до наступления эпохи бронзы было тесно связано с Южной Кореей. В эпоху бронзы связи и взаимодействие двух культур сохраняются. Оживленные сношения благодаря мореходству между Кюсю и мате-
6 Термин «яёй» происходит от названия улицы в Токио, где впервые была найдена керамика этого типа.
риком приводят к попытке вождей племенного союза объединить под своей властью не только Северный Кюсю, но и часть территории Кореи. Завоевание Кореи нашло отражение в IX и X свитках «Нихонги», повествующих о царствовании легендарных правителей Дзинго и Одзин. Как сообщается в «Нихонги», императрица Дзинго-кого в 200 г. н. э. выступила во главе войск для завоевания Синра (Сираги), угрожавшего японской колонии в Мимана (южная оконечность Корейского полуострова). С помощью божества моря Сумиёси японский флот достиг берегов Кореи. Войско Синра потерпело поражение, и государь Синра должен был ежегодно платить дань в виде 80 кораблей, груженных золотом, серебром, платьем и пр. Государи Корай (Кома) и Хакусай (Кудара) признали суверенитет Японии.
Достоверность датировки событий в «Нихонги» была поставлена под сомнение рядом ученых — они предложили датировать корейский поход не 200, а 346 г. Но так или иначе, а предание, зафиксированное в «Нихонги», несомненно отражает какие-то реальные события, связанные с завоевательными походами вождей племенного союза ва в Корее. Интересно, что наследовавший Дзинго «император» Одзин, при котором продолжался обмен посольствами и подарками, квалифицировавшимися зачастую обеими сторонами как дань, был впоследствии отождествлен с синтоистским богом войны Хатиманом. В этом героическом мифе отражен характер общества III -в. и. э.
Во главе союза племен ва на Северном Кюсю стояли военные вожди. Об этом свидетельствуют данные археологии и китайские источники, такие, как, например, «Вэйчжи» или «Хоу Ханьшу»7. Религиозный ритуал племен Северного Кюсю носит ярко выраженный военный характер.
В эпоху бронзы на Кюсю сложился тройной ритуальный комплекс, который, по-видимому, в эпоху энеолита был занесен с материка, а затем вобрал в себя черты местного культа. Религиозные верования, сформировавшиеся в результате этого процесса, весьма близки к религиозным ваз-зрениям айнских племен. Три предмета, являющиеся объектом поклонения,— меч, зеркало и магатама (яшмовые подвески) — почти полностью совпадают с ритуальным комп-
7 Эти и некоторые другие источники сообщают сведения о торговле рабами под видом дани или подарков. Понятно, что для захвата рабов и дани вожди племенного союза вели частые войны.
лексом айнов: палицей вождя (сэкибо), дискообразными символами солнца (причем в обоих случаях солнце — женское божество) и той же магатама (изогнутой яшмой — символом плодородия). Центральное место в верованиях ва на Кюсю занимает культ оружия. На это указывает, например, хотя бы то обстоятельство, что мечи находят не только в погребениях, но и в местах — и в большом количестве,— где совершались религиозные обряды: на вершинах холмов, в ограде святилища. Этот обряд перешел затем в синтоизм. Например, за оградой синтоистского храма Идзу-мо Тайся было найдено множество бронзовых ритуальных мечей. Миф о волшебных мечах Аматэрасу и С ус а но о — один из центральных синтоистских мифов. А легендарный император «Северного Кюсю» Одзин не случайно превратился в синтоистском пантеоне в бога войны Хатимана. Но многочисленные находки литейных форм, в которых отливались ритуальные широколезвийные мечи8, служившие объектом культа, а также видимо, предметом обмена с другими племенами, приходятся исключительно на Северный Кюсю и примыкающий к нему непосредственно крайний запад Тюго-ку. В районе Кинай ритуальное оружие не было обнаружено вовсе. Зато сельскохозяйственные орудия из раскопок в Северном Кюсю демонстрируют весьма низкий по сравнению с обнаруженными в районе Кинай технический уровень. Все указанные здесь обстоятельства лишний раз подчеркивают преимущественно военный характер общества на Кюсю в эпоху бронзы. Отсюда понятно, почему именно союз племен Северного Кюсю завоевал и подчинил себе примерно в III в. племена, населявшие Центральную Японию, а не наоборот9.