Идеи Джона Рескина John Ruskin, 1819-1900 гг.)
Известный английский писатель, теоретик искусства, философ, художник, один из лидеров движения "Искусства и ремесла", оказавший существенное влияние на культурную жизнь Англии II-й пол. ХIХв. Сторонник прерафаэлитов Рескин писал об ужасах и антигуманности индустриализации и об идиллической средневековой сельской Англии. Его произведения о проблемах культуры отличаются изысканностью слога.
В условиях широкого распространения индустриального производства в среде интеллектуальной элиты распространилось, тем временем, недовольство последствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода, уже не говоря о качестве жизни в целом. Выступая против буржуазной действительности, Рескин все время подчеркивал уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, гибельного роста новой предметной среды и оскудения природы. Он боролся не против техники как таковой, а против оправдания сопутствующих ей неудобств и лишений, намного опередив в этой полемике свое время.
Михаэль Тонет (Michael Thonet (1796-1871 гг.) - выдающийся мастер-художник по мебели, создатель уникальной комплексной программы производства мебели из гнутой древесины. Его технология открыла новые приемы конструирования, которые произвели переворот в формообразовании мебели. Стул "Модель 14" вобрал в себя весь огромный художественный и ремесленный опыт Тонета, став своеобразной кульминацией его творчества. Лаконизм и изящество его контура поражают и сегодня: нарисованный одним росчерком, он будто создан для того, чтобы служить графическим символом. Стул "Модели 14" имел всего шесть деталей. Уильям Моррис и Движение "Искусства и ремесла"
Идеи Рескина были подхвачены и развиты его учеником Уильямом Моррисом, который начинает свою карьеру как художник и архитектор, а позднее становится теоретиком декоративного искусства, ремесленником, поэтом, переводчиком и издателем. Самыми знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и Ко", стала серия "сассекских" стульев. "Мебель добрых граждан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к XVIII веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы (от 7 до 35 шиллингов) и были по карману людям со средним достатком. У. Моррис во многом выступил как последователь Рескина, восприняв его идеи воспитания художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения "соседства роскоши и нищеты". Вместе с тем Моррис пошел значительно дальше. Он предложил практическую программу создания нового стиля жизни, дал, хотя и утопическую, но довольно живую картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества В середине XIX в. искусство пребывало в некоем социальном вакууме. Считалось, что искусство не может приносить какую-то социальную пользу. Моррис вместе с теоретиками Движения "Искусства и ремесла" решительно отвергали это сложившееся мнение. Уильям Моррис строит свой собственный дом в нарушение существовавших канонов эклектизма из неоштукатуренного красного кирпича (отсюда и название "редхауз") с наполненными светом интерьерами. Архитектор по образованию Макмердо, учившийся у Рескина в оксфордском классе рисунка и сопровождавший его в поездках по Италии, создает в 1882 г. по совету учителя Гильдию века. Задачей гильдии было объединение художников разного профиля для сближения традиционно не связанных между собой архитектуру, дизайн интерьера, декоративно-прикладное искусство. Годом спустя он открывает мастерские Гильдии века.
Михаэль Тонет (Michael Thonet)
История венского стула началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы. Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но именно венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве. В специальной литературе имя его стало нарицательным: так называют вид мебели из гнутого дерева (в основном из бука).
До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.Объяснение этого феномена точно сформулировал известный архитектор Ле Корбюзье: "До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции". И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией. Кстати, теперь таким долгожителям нашли подходящее название — лонгселлер (аналогично с лучшими книгами — бестселлерами).
***Венский краснодеревщикМихаэль Тонет (1796-1871) *
В 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль. Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.В 1815 году семью постигло горе: умерла Маргарете Тонет. Ответственность за семью, а также тяжелые экономические последствия наполеоновских войн побудили Франца Тонета в 1816 году выхлопотать освобождение своего сына от воинской повинности в прусской армии, для того чтобы он смог помочь отцу добывать средства к жизни. Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.
Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры взамен привычных столярных изделий из массива дерева.
Стул. Частично гнутое дерево, частично фанеровка ореховым деревом, плетёный тростник. Боппард-на-Рейне, ок. 1836–1840. Венский музей декоративно-прикладного искусства