Особенности композиционных построений в жилой среде
Организация слагаемых жилища, применение современных на данный период тенденций или использование стандартных классических приемов, в конечном счете, воплощаются в композиционном решении квартир и домов. То есть мы определяем систему соподчинения помещений и их предметного наполнения. Квартира или дом рассматриваются как совокупность помещений и пространств разного уровня. При этом в каждом уровне ее организации (фрагмент, зона, помещение, группа помещений) выделяем главные компоненты, отражающие функционально-социальный смысл «уровня», и его эстетическое содержание.
1) традиционный подход. Привычным для нас является наличие следующих пространств: общая комната, гостиная, спальня, к ним подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовые и т.д. это стандартный, хорошо разработанный в дизайнерской практике подход. А задача дизайнера состоит в том, чтобы выбрать, или «назначить» тот или иной прием связеймежду ними: анфиладный, концентрический (вокруг распределительно узла), коридорный, свободное перетекающее пространство ит.д. Другими словами функционально-эстетические связи закрепляются устойчивыми композиционными схемами, которые давно сформировались в теории и практике в некоторые прототипы.
2) Подвижность (изменчивость) композиционных построений в жилище.
Возможны ли другие комбинации? Да, возможны, при условии сознательного отказа о традиционных представлений о роли того или иного функционального узла в композиции. Например, если доминантой назначить не главную комнату, а например, сделать «парадным» холл. (Это волевое решение дизайнера)
Однако, жизнь показывает, что композиционная значимость помещений в жилище изначально непостоянна. В зависимости от конкретных ситуаций, главным помещением становится то кухня, то парадная общая комната, то кабинет. Это заставляет относится к дизайну среды в любой части квартиры одинаков, создавая в реалиях новые и новые комбинации. Следствие этого: примерное равенство композиционных ролей пространственных и предметных компонентов жилой среды.
3) предметное наполнение среды является основой выразительности ее облика. При этом не исключаем значимости архитектурного декора. Именно в дизайнерском наполнении концентрируется и «развлекательная» и содержательная информация о жилище. Архитектура обрамляет бытовые процессы, уходит на второй план, служит фоном для мебели, приборов, посуды. Именно дизайнерские компоненты среды создают запоминающийся композиционный рисунок интерьерного образа.
Эти три особенности жилой среды в той или иной степени присущи и другим типам среды – общественной, производственной, особенно на микро- и мезоуровнях общей шкалы средовых ощущений.
Тенденции развития жилой среды
Жилая среда наших дней – явление развивающееся, меняющее каждые 15-20 лет (а теперь срок эксплуатации мебели, бытовой техники сократился до 3-5 лет) свои параметры. Главная тенденция этих перемен – наращивание средового богатства, приходящегося на душу населения. В чем это выражается.
1) Увеличивается расход общей полезной площади на каждого проживающего. Наша старая норма – 6кв.м уже заменилась 12-ю кв. м, а в США и Канаде средний ее размер давно перешагнул 40 и приближается к 60 кв.м. У многих есть кроме основного еще и второе жилище (дачи, загородные дома). Все чаще мы пользуемся скрытым в общественном секторе жилищем – гостиницами, санаториями пансионатами.
2) Усложняется структура жилых помещений:
а) появляются кухни-столовые, тренажерные залы, холлы, гостиные, растет число туалетов.
б) они дифференцируются пространственно: помещения различаются по высоте, квартиры располагаются на 2-х и 3-х уровнях, часть помещений выходит во вне - в пентхаусах.
в) все разнообразнее пространственные идеи, особенно в малоэтажном строительстве.
3) Жилое пространство сверхактивно насыщается оборудованием, повседневным (освещение, обогрев) и специальным (утюги, швейные машинки, электроника и бытовая техника, датчики), имитирующие или представляющие живую природу (аквариумы, цветы, УФ-излучатели).
Общее увеличение материально-физических благ нашло отражение в дизайнерских решениях: сращивание мебели (оборудования) и пространства.Это выразилось в создании «разворачиваемых» обслуживаемых модулей, мобильного жилища и др .
То, что касается самого оборудования, то здесь намечаются 2 тенденции.
1) индивидуализация дизайнерских решений: в расчете на конкретного заказчика, т.е.продолжается традиционный личный контакт проектировщика и потребителя. Это с одной стороны.
2) «универсализация» массового производства, или отчуждение типового дизайна от личности потребителя; развивает линию переноса творческих усилий в массовое производство, когда заказчик рассматривается как абстрактный «усердный» покупатель (все запросы и вкуса которого, впрочем, специально изучаются службами маркетинга). т.е противоположная.