Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв
Сложившаяся примерно в III в. в результате завоевания Центральной Японии племенным союзом Северного Кюсю политическая организация — Ямато—была первым государственным образованием, основанным уже не на чисто племенном этническом принципе, а на территориальном. В рамках Ямато совершается переход от этнической общности, присущей прежнему племенному союзу, которая опиралась на кровнородственные связи и систему военной демократии, к народности, основанной на общности территории, экономической жизни, языка, культуры. В этот период появляется и этническое самосознание, которое отражается и в искусстве. О большинстве ханива можно сказать, что они несомненно изображают японцев.
Вследствие того, что до сих пор социологическая проблема «народности» не подвергнута специальному научному исследованию, отсутствуют четкие критерии, позволяющие определить характер народности, сложившийся на территории Ямато. Решение проблемы осложняется еще и тем, что японские письменные источники датируются периодом более поздним (VII в.), а китайские источники «Вэйчжи» повествуют о стране ва в III в. После III в. в китайской историографии наступил большой перерыв, и последующие китайские источники относятся лишь к эпохе Тан.
Экспансия на северо-восток, которая продолжалась непрерывно в IV—VII и последующих веках, о чем, помимо археологических материалов и данных «Кодзики» и «Нихон-ги», свидетельствует песенный фольклор, зафиксированный в «Манъёсю» и «Фудоки», способствует становлению японской народности. Ее представители заселяли вновь завоеванные территории, противопоставляя себя «варварам» — жителям захваченных земель. В то же время завоевание новых земель ведет к появлению служилой знати1, которая начинает теснить старую родовую аристократию. Достаточно четко зафиксированная ханива и более поздними письменными источниками социальная дифференциация, усиление власти главы племенного союза, превращение его в государя, усиление роли служилой знати, наконец, необходимость держать в подчинении всю, в том числе и завоевываемую, территорию способствуют развитию государственной организации, становящейся теперь над родо-племенной организацией.
Но в V и первой половине VI в. процесс феодализации шел, по-видимому, еще достаточно медленно и родо-племен-ная знать еще играла ведущую роль. К ней принадлежал и род общеплеменного царя, причем борьба за титул верховного правителя — сумэраги (тэнно) — постоянно в течение V—VI вв. велась между несколькими родами, хотя, согласно версии «Кодзики» и «Нихонги», японские государи непрерывно наследуют титул государя внутри одного и того же рода. Сумэраги, или тэнно, объединяли светскую и духовную власть. И самый термин, которым в древности обозначалось «правительство» — мацуригото, буквально означает совершение мацури — праздничного обряда, т. е. попросту отправление культа-.
К наиболее могущественным родам принадлежали Нака-томи и Имибэ, сосредоточившие в своих руках высшие жреческие функции, Отомо, Мононобэ и Сога — телохранители государя, вожди его дружины и казначеи. Главы самых влиятельных родов, ведавших важными делами при дворе (казной, судом, военным делом и пр.), имели звания (кабана) — оми (придворных), мурадзи (военных), куни-но мияцуко (управители провинций), томо-но мияцуко (управители томобэ — придворных должностей) и др. Всего насчитывалось девять кабанэ.
Основную массу населения составляли свободные члены общины, которые занимались главным образом земледелием, а также охотой и рыболовством. Они владели пахотной землей и различными угодьями (лесами, пастбищами) и пр.
1 Найденные в Канто многочисленные ханива, изображающие воинов, может быть, воспроизводят также дружинников государя, завоевывающих этот район.
Но имелись также земельные участки (преимущественно непахотные земли: охотничьи угодья, пастбища), которые назывались тадокоро. Они находились в руках родовой знати. Царский род владел многими землями в разных местах — так называемыми минасиро, а царь лично — микосиро и миэгата. Кроме того, царю принадлежали рисовые поля — миякэ, на которых находились рисовые амбары — основное богатство в то время. К началу реформы Тайка царь имел во всех районах Ямато 181 миякэ. Царские земли возделывали не только общинники, но и специальные «полевые работники»— табэ. Микосиро, например, обрабатывали специально учрежденные Такэрубэ, которые, по преданию, предназначались для увековечения памяти Яматотакэру-но Микото. Видимо, такие же бэ распахивали целину (мата) на вновь захваченных землях, которые становились собственностью царя.
Из свободных общинников старейшины рода набирали дружинников. Общинники обязаны были вносить определенную часть продуктов земледелия — татикара, продуктов охоты, рыболовства и некоторые ремесленные изделия (ткани, циновки, вату и пр.)—мицуги, а также выполняли работы на строительстве каналов, дорог, дамб, курганов, крепостей-острогов и пр. Такая повинность называлась этати. Рабы — нухи (конухи), яцуко (кояцуко) — составляли, видимо, весьма незначительную часть населения и использовались лишь в качестве слуг или на тяжелых и неквалифицированных работах.
Очень важную роль в жизни Ямато играли так называемые бэ. Характер и происхождение бэ пока еще не выяснены. По этому вопросу существуют различные теории. Большинство исследователей считают, что они представляли высшую категорию рабов, главным образом иноземного (китайского и корейского) происхождения, которые были либо высококвалифицированными ремесленниками, либо учеными писцами, учителями и пр. Некоторые историки полагают, что бэ были полусвободными, приписанными к определенным родам, на которых они работали. Члены корпорации бэ были наследственными, однако они не были связаны между собой кровным родством. Их зависимость, по мнению Ва-цудзи Т. [30] или Г. Сэнсома [97], напоминает зависимость членов ремесленных корпораций позднего Рима. Известно, что большая часть бэ принадлежала царскому роду. По сведениям «Нихонги», в V и VI вв. в Ямато прибывало множество людей из Цинь и Хань. Они расселились на царских землях и образовали там несколько корпораций бэ, главы которых были назначены государем из числа иммигрантов.
Однако проблемы, связанные с корпорациями бэ, представляются значительно более сложными. Прежде всего следует подчеркнуть неоднородность бэ как с социальной, так и с экономической точки зрения. В так называемой «Мо-моясо-но Томо» — росписи 180 бэ — перечислены такие, на-.пример, бэ, как имибэ (совершающий ритуал), мононобэ (оружейники и военачальники), кумэбэ (солдаты), танабэ (работники на рисовых полях), амабэ (рыбаки), орибэ (ткачи), хасэбэ (гончары), фубитобэ (писцы), асабэ (толмачи), урабэ (прорицатели), катарибэ (рассказчики), ума-каибэ (конюхи), югэбэ (лучники), кадзибэ (кузнецы) и т. д. [25, 37].
В «Нихонги», начиная со свитка, в котором заключен миф об Аматэрасу, и затем на протяжении почти всех глав, встречаются упоминания самых различных бэ. Тут и высшие жрецы — имибэ, и бронзовых дел мастера, и кузнецы — потомки божественного кузнеца Амэ-но Коянэ, и воспитатели царских детей и т. п. Даже в «Фудоки» встречается упоминание о бэ-поварах и пр. О бэ — мастерах по изготовлению ханива и хранителях царских могил говорилось выше. Может быть, это и были имибэ. Во всяком случае, их прямое отношение к жреческой корпорации несомненно.
Такая пестрота заставляет предположить, что категория бэ объединяла самые различные социальные и этнические группы, в которые входили и свободные, и зависимые, и полусвободные, и рабы японского, китайского и корейского происхождения. Одни, может быть, происходили из среды рабов-иноземцев, захваченных, подаренных или купленных, другие — по-видимому, вышли из среды местной знати (имибэ, мононобэ), ведущей свой род от местного божества (предки вождей прежних племен), а третьи вышли в свое время из среды свободных общинников. Возможно, что эти последние принадлежали к слабому роду, побежденному более сильным, и были превращены в зависимое население.
Имибэ и мононобэ могли вновь возвыситься, уже будучи подчиненными царскому роду и получив от него звание му-радзи. Первоначально это были выходцы из местной аристократии Кинай. Признав суверенитет верховного божества главы Ямато, они превратили свои родовые божества в его подданных. Не случайно имибэ, как и царский род, владели в провинции множеством земель и бэ.
Интересно, что ни кумасо, ни эбису, завоевательные войны против которых постоянно вело Ямато, не превращались в бэ, что лишний раз подчеркивает привилегированное положение бэ. Не случайно ведь после так называемой реформы Тайка, оформившей феодализацию страны, прежний институт бэ формально перестал существовать. Из него выделились феодалы, крестьяне и ремесленники. При этом рабы различных категорий еще продолжали существовать и после реформы, в VIII—IX вв. Термин «бэ» со второй примерно половины VIII в. обычно обозначает просто ремесленника.
В политической истории V и VI вв. Мононобэ наряду с такими могущественными родами как Накатоми и Отомо, также имевшими звание мурадзи, играли ведущую роль, выступая серьезными претендентами на царскую власть. И су-мэраги стремятся противостоять их натиску и создают в качестве опоры своей власти новые бэ (в частности, из корейцев и китайцев). В VIII в. наименования бэ становятся фамилиями.
Приведенные данные говорят о сложности института бэ и о необходимости специального его изучения.
В VI в. происходит ожесточенная борьба за власть между вождями родов Накатоми и Мононобэ, с одной стороны, и Сога— с другой. Очень скоро в этой борьбе начинает играть серьезную роль буддизм.
Буддизм проникает в Японию вместе с китайской письменностью примерно на рубеже IV и V вв. в период активного вмешательства Ямато в войну между корейским государством Пэкче, на стороне которого выступала Япония, и Когурё. К этому времени японцы захватили на юге Корейского полуострова территорию Мимана и превратили ее всю во владения царя Ямато — миякэ.
Около 400 г. из Пэкче было отправлено в Японию специальное посольство. В его состав входили два китайских ученых корейского происхождения, названные в «Нихонги» Акити и Вани. Они привезли с собой свитки на китайском и корейском языках. По традиции этот момент считается началом введения китайской письменности в Японии. Однако в V в. письменность была еще достоянием очень немногих и только в конце V — начале VI в., когда китайское письмо было приспособлено к японскому языку2, получила практическое применение.
Проповедь буддизма пользовалась успехом среди могущественной аристократии, особенно среди окружения царя после завоевания Мимана, когда значительно усилился приток иммигрантов из Кореи. Вообще захват корейской провинции несомненно способствовал синтезу феодализма в Ямато. Поэтому буддийских миссионеров, деятельность которых весьма значительно возросла после II (или IV) собора в Кушан-ском царстве, ожидали благоприятные условия.
Род Сога, составляющий ближайшее окружение царя (в VI в. установилась традиция, по которой царь должен был жениться на женщинах из рода Сога), одним из первых принял буддизм, видя в нем опору в борьбе за власть.
В 552 г., за десять лет до того, как третье из корейских феодальных государств Силла, усилившись, отвоевало у Японии Мимана и заставило японцев покинуть полуостров, из Пэкче, искавшего у Ямато помощи против Силла, было отправлено ко двору сумэраги пышное посольство. Среди прочих даров в Японию была привезена бронзовая скульптура Будды и несколько свитков сутр, которые сначала были приняты очень благосклонно. Сога даже поместили бронзового Будду в синтоистский храм. Но вскоре против Сога выступили Накатоми при поддержке Мононобэ. Борьба особенно обострилась после потери Мимана. Воспользовавшись волнениями, которые начались в связи с поражением в Корее, Мононобэ и Накатоми объявили, что разгневанные синтоистские божества требуют возмездия, и сбросили Будду в воды канала Нанива. Однако победа противников буддизма оказалась непрочной. Во время вспышки моровой язвы Сога с помощью буддийских монахов сумели склонить царя на сторону буддизма, и глава рода Сога, Умако, получил разрешение возобновить культ Будды и начать строить небольшие буддийские храмы. Мононобэ продолжали ожесточенную борьбу, но в 587 г. Умако Сога окончательно разгромил Мононобэ и Накатоми и возвел на престол своего ставленника Судзин, принявшего буддизм.
К концу VI в. влияние буддизма и Сога при дворе и среди знати настолько возросло, что высшее синтоистское жре-
2 В первых письменных памятниках Японии написание текста по-китайски сочеталось с применением иероглифов для фонетической транскрипции японских слов.
чество и светская знать, его поддерживающая, оказались оттесненными на задний план. После того как в 593 г. при поддержке Сога регентом-тайси стал Умаядо (Сётоку-Тай-си), началось усиленное внедрение иноземной культуры и буддизма (преимущественно махаянистской его ветви).
Дальнейшее развитие японской государственности совершается под знаком крепнущего влияния буддизма. Централизованная и иерархически организованная буддийская церковь послужила в значительной мере образцом и для формирования государства. Буддизм проникает во все сферы политической и культурной жизни. Проповедь махаянизма, утверждающая, что независимо от происхождения и положения в обществе каждый человек неизбежно подвергается страданию, но достоин спасения, была обращена равно как к монаху-аскету, так и к мирянину и как нельзя лучше служила сильнейшим средством идеологического воздействия. Квиетизм махаянистской проповеди оказался весьма действенным орудием в руках правящей верхушки. Успешному проникновению буддизма немало способствовал космополитический характер, который он приобрел к тому времени. На III Буддийском соборе система махаянистского вероучения подверглась строгой регламентации — был упорядочен пантеон, определены формы церковной организации, которая была построена по феодальному признаку, а главное — было признано необходимым начать широкую проповедь буддизма во всех землях. Со времени собора вероучение махаяны претерпело серьезные изменения. Была преодолена замкнутость, первоначально присущая буддизму, в него вошел целый ряд разнородных элементов, заимствованных из верований тех народов, среди которых проповедники насаждали буддийское вероучение. В Японию буддизм махаяны пришел в значительной степени обмирщенным.
В японской историографии принято делить политическую историю VI—VIII вв. на три периода: Асука (552—645), Ха-кухо (645—724) и Тэмпё (725—794). Однако для истории культуры подобная периодизация не представляется оправданной, так как она слишком дробная и не соответствует основным этапам развития страны. Скорее, можно выделить следующие периоды истории VI—VIII вв.
Первый период начинается с внедрения буддизма в VI в. в ожесточенной политической борьбе, которая завершается торжеством буддизма при Сётоку-Тайси и продолжается вплоть до начала VIII в.
Второй период охватывает VIII в. и совпадает с расцветом буддизма в Японии, сопровождающимся грандиозным строительством и созданием выдающихся памятников искусства. Это — период становления синкретического вероучения рёбусинто, отразившегося и на характере культуры и искусства того времени.
Вершиной первого периода является время правления Сётоку-Тайси (593—621); во втором периоде кульминация приходится на царствование Сёму (724—745).
Сётоку-Тайси — выдающийся политический деятель и реформатор древности. В годы его правления строится множество буддийских храмов, интерьер которых украшается разнообразной скульптурой и живописью. К концу жизни Сётоку-Тайси в Японии насчитывалось уже 46 таких храмов (среди них Хорюдзи, Ситэннодзи, Хоккэдзи и др.). В 603 г., как утверждает «Нихонги», он ввел табель о рангах. Различия в рангах определялись по китайской традиции (по образцу суйского двора), т. е. по форме головных уборов и ткани, из которой они изготовлялись. Взамен наследственных званий (кабанэ) устанавливались 12 рангов [25, 129]. В 604 г. в Японии введен китайский календарь. В том же 604 г. провозглашен так называемый «Закон 17 статей». Собственно говоря, этот закон еще не представлял собой свода действующего законодательства. Скорее, это был весьма авторитетный сборник поучений в добродетели, составленный, по-видимому, учеными, принадлежавшими к китайской богословской школе. Крайне тенденциозный, как и все сочинения такого рода, «Закон 17 статей» помимо буддизма отмечен также серьезным влиянием конфуцианства, вместе с которым в арсенале японской учености появляются также и элементы даосизма. Изложенные довольно бессистемно, морально-этические поучения, заключенные в сборнике, могут служить рекомендацией к применению норм обычного права, которое существовало в это время и служило основой для судопроизводства. Впоследствии в VIII и особенно в X—XIII вв., когда правовые нормы были систематизированы и записаны в полном соответствии с феодальной юрисдикцией, составители различных кодексов и философско-юриди-ческих трактатов любили ссылаться на «Закон 17 статей».
Это сочинение может рассматриваться и как древнейший в Японии памятник литературы. В статье 10 в художественно-риторической форме изложен облеченный в буддийскую оболочку принцип, допускающий некоторое противопоставление отдельной человеческой личности всему остальному обществу: «Ибо все люди имеют сердце и в каждом сердце свои убеждения. То, что верно для другого, неверно для меня, и, наоборот, то, что правильно для нас, для них — неправильно. Мы не мудры безусловно, так же как и они не абсолютно невежественны и глупы. Все мы — обыкновенные люди - никто не может установить мерила для определения мудрости или невежества. Все мы подобны кругу, лишенному концов. Поэтому, хотя иные и дают волю гневу, нам следует, наоборот, страшиться своих ошибок, и, хотя бы я один и знал истину, поступать надо, следуя воле большинства» [25, 131].
Содержание и форма изложения статьи 10, как и ряда других (5, 8, 12—16), заставляют предположить, что сочинение или отдельные его части были написаны позднее. Направленность памятника, стремление его автора, или авторов, помимо пропаганды буддизма подорвать родовую систему, помочь утверждению власти царя, опираясь не только на буддийские, но и на конфуцианские принципы государственности, сближают его с содержанием будущих реформ, программу которых «Закон 17 статей», во всяком случае, подготовил идеологически.
Деятельность Сётоку-Тайси подготовила радикальную реформу земельной . системы и административного управления. Насаждая новые порядки, он стремился подчинить всю свою политику одной главной цели, а именно установлению по китайскому образцу единовластия царя и ослаблению его главных противников — родовой знати.
В 607 г. из Ямато в Китай (ко двору Суй) во главе большого посольства был отправлен Оно-но Имоко. В 608 г. он возвратился в сопровождении китайского посла. Власть Сётоку-Тайси достигла зенита. При дворе начинают вести летопись на китайском языке. По преданию, в 620 г. были завершены два исторических сочинения, приписываемые Сётоку-Тайси,— «Тэнно-ки» («Летопись царей») и «Коку-ки» («Летопись государства»). Целый штат монахов (корейцев, китайцев, японцев) был занят перепиской буддийских сутр и китайских комментариев к ним. Свитки украшались живописью руками опытных мастеров. При Сётоку-Тайси происходит усиленная иммиграция корейских и китайских монахов-проповедников, ученых, художников, музыкантов, ремесленников.
В 621 г., а по другим источникам — в 622 г., Сётоку-Тайси умер, и род Сога вновь поднял мятеж, выступив против Ямасиро-но Оэ, сына Сётоку-Тайси. Внутренний кризис был осложнен попытками вернуть земли в Корее и вмешательством Китая. Еще при жизни Сётоку-Тайси предпринимались попытки вторжения в Корею, но все они кончались неудачей. Тем временем начиная с 612 г. Китай приступил к завоеванию Кореи. Вмешиваясь во внутренние дела Ямато, Китай надеялся расколоть силы своего соперника. Иммигранты из Кореи и Китая поддерживали группу рода Сога, который сумел склонить на свою сторону влиятельных вождей айнских племен с северо-востока. Но в 644 г. против коалиции Сога выступил Накатоми Каматари, при поддержке которого наследник царского престола Нака-но Оэ окончательно разгромил Сога. С этого времени на первый план в политической жизни выступает Накатоми Каматари, который вскоре получил фамилию Фудзивара. Второму после Сётоку-Тайси выдающемуся деятелю древней Японии, основателю могущественной и самой влиятельной в течение последующих пяти с лишним веков семьи3 принадлежит главная роль в проведении начального этапа реформы Тайка.
В первой луне 646 г. был провозглашен царский указ о проведении реформы кайсин-но те, которая по названию годов правления получила наименование Тайка (Великая реформа). В 645 г. Накатоми Каматари со своими сподвижниками провел предварительную перепись земель и населения и отдельно буддийских монахов и монахинь. За образец была принята система танского государства.
Указ кайсин-но те состоял из четырех статей. В статье 1 отменялись рабство, прежняя система владения и наследование членов рода, а также упразднялись миякэ. Статья 2 провозглашала новый принцип административного деления страны — вводились провинции и уезды, район Кинай был объявлен центральным районом со своим особым губернатором. Определены были административное деление столицы и система ее управления.
Статья 3 объявляла о переписи дворов и о введении подворных списков для проведения передела земли. Были установлены размеры подати в 22 рисовых снопа с 1 те земли. В этой же статье впервые вводилась новая мера зем-
3 Многие знаменитые военачальники, политические деятели, поэты принадлежат к роду Фудзивара, который вплоть до эпохи Асикага поставлял жен тэнно.
ли — тан вместо прежде существовавшей сиро (сиро = = 22,75 кв. м), или 5 бу (1 бу=4,55 кв. м). 1 тан объявлялся равным 30 бу (шагам) Х'1'2 бу; 10 тан составляли 1 те.
В статье 4 отменялись все старые подати и повинности и вводилась новая система обложения (по образцу танской системы). Устанавливалась, во-первых, объединенная подать, состоящая из шелковой пряжи и хлопковой ваты (из расчета 1 дзё, т. е. 3 м шелковой ткани с 1 те рисового поля). Во-вторых, определялась подворная подать (примерно 1 дзё) и назначалась чрезвычайная подать в пользу царя солью и другими продуктами.
Сверх того была установлена почтовая повинность — один конь средних статей с каждых 100 дворов для почтовой службы. Каждые 50 дворов должны были выставлять одного носильщика, с каждых 100 дворов взимались средства для снаряжения служанки, отправляемой к царскому двору.
Здесь же объявлено было о снаряжении, которое обязан был иметь при себе воин, идущий на войну: меч, доспехи, лук и стрелы, барабан [25, 133—'135; 87, св. 25].
В 8-й луне того же 646 г. новый указ объявлял уже о раздаче земельных участков.
Одновременно столица государства из Асука была перенесена в Тоёсаки, в устье реки Ёдо. Тоёсаки оставалась столицей до 710 г. В новую столицу во множестве стали переселяться китайские и корейские иммигранты, буддийские монахи, ученые, ремесленники. Столичная культура китаизируется, чему немало способствовали поездки японцев в Китай на весьма длительный срок. Так, члены посольства, отправленного Сётоку-Тайси в 607 г., возвратились на родину спустя 30 лет, обогащенные китайской наукой. За это время, и особенно вскоре после начала проведения реформы, неоднократно снаряжались посольства к тайскому двору.
В 647 г. был обнародован эдикт, провозглашавший создание административных учреждений — царских приказов («департаментов») и правительственных «бюро». Однако к практической деятельности они приступили только после 662 г.
В этот период внешнеполитические дела японского государства, занятого реформой, продолжали ухудшаться. В 659 г. армия Тан атаковала с моря Пэкче, которому его прежний союзник Ямато не смог сразу прийти на помощь. В 660 г. Пзкче было оккупировано. В 662 г. двадцатисемитысячное японское войско, отправившись на кораблях с острова Кюсю, пыталось освободить Пэкче, но по дороге было разгромлено китайским флотом. С этих пор китайский флот стал угрожать островам Ики, Цусима и самому острову Кюсю и даже Сикоку. Был создан специальный разряд — дадзайфу по обороне Кюсю. Опасность вторжения в Японию заставила правительство Нака-но Оэ заявить в специальном рескрипте 662 г. об отказе от вмешательства в дела Кореи и о необходимости дружбы с государством Тан. В 663 г. Пэкче стало китайским владением. В 664 и 665 гг. китайский наместник Пэкче отправлял с дарами послов в Ямато, что привело к установлению весьма регулярных и оживленных сношений с Китаем и к дальнейшей китаизации центра Ямато.
С 662 по 686 г. ведется большая работа по составлению первого универсального законодательства, завершению которого предшествовал ряд подготовительных мер. Так, в конце 40-х — начале 50-х годов VII в. специальными указами было запрещено строительство больших усыпальниц-курганов и введены новые буддийские правила погребения (трупосож-жение).
Представители родовой знати были назначены губернаторами провинций, а их доход был зафиксирован в соответствии с табелью о рангах, которые были им присвоены.
Завершение реформ тормозилось непрекращающейся борьбой за власть в правящем лагере. В результате междоусобной войны 664—672 гг. между сторонниками и противниками реформ в 673 г. на престол был возведен Тэмму тэнно, который продолжал проводить реформы.
В 689 г. был записан новый административный кодекс, копировавший тайское законодательство. А в 702 г. была закончена работа по составлению универсального свода законов, который был обнародован под именем «Тайхорё» («Великое сокровище»). В дальнейшем, в течение всего почти средневековья «Тайхорё» в несколько модифицированном виде служил основой феодального законодательства.
«Тайхорё» состоит из более чем 30 свитков-разделов. Главные из них —свитки I—V, VIII, IX, X, XV, XXVIII, XXX. Самыми важными частями кодекса являются Земельный закон (свиток IX), закон о повинностях (свиток X), закон о жаловании (свиток XV) и закон о крестьянских дворах (свиток VIII). В них заключено содержание экономической системы, на которой базировалось японское государство.
Разделы I—V посвящены административному устройству и сословной организации. Законы, фиксирующие различные формы зависимости населения и в том числе различные формы рабства, содержатся в свитках VIII, IX, XXVIII и XXX.
Социальная структура общества Тайхорё представляла собой следующую картину: 1) верхушка общества, которая состояла из завершающего свое формирование феодального сословия — чиновников и духовенства; 2) крестьянство, так называемый «добрый народ» (рёмин), становление которого отражено в кодексе; 3) зависимые рабы («подлый народ» — сэммин), категория исчезающая, растворяющаяся среди крестьян и ремесленников.
Основной производящей категорией являлись рёмин. Они вносили земельный налог и подати, несли различные повинности. Им в кодексе посвящен ряд специальных законов. Рабам же посвящены лишь отдельные статьи в законах, касающихся форм землепользования и налогообложения.
Рабы-сэммин состояли из двух категорий: государственных рабов и рабов частновладельческих. В свою очередь, государственные рабы делились на так называемых рёко — слуг при царских могилах, канко — слуг в правительственных учреждениях и конухи, или кодохи,— рабов, принадлежавших царскому роду и различным ведомствам. Последние были заняты обработкой государственной земли на тех же началах, что и свободные, и несли те же повинности.
Частные рабы делились на кэнин —домашних слуг и си-доки, или синухи,— собственно рабов, принадлежавших знати, монастырям, зажиточным дворам, на землях которых они работали.
Законодательство строго регламентировало положение рабов всех категорий. Браки разрешались только внутри каждой группы. Синухи могли с согласия хозяина быть переведены в разряд кэнин, а кэнин могли получить свободу из рук хозяина. По сравнению с частновладельческими государственные рабы всех категорий находились в лучшем положении. Так, конухи (государственные рабы низшего разряда) в 66 лет переводились в более высокий разряд — канко, а в 77 лет получали свободу. И канко и конухи получали подушный надел, равный наделу свободного, тогда как надел синухи был в три раза меньше. Государственными рабами ведал специальный департамент, который давал им свободные дни через каждые десять дней и освобождал их от работы в случае болезни. Каждому рабу, указывалось в законе, должна была выдаваться пища и одежда по росту.
Частные рабы, по-видимому, были лишены всех этих прав. Единственное, что оговаривалось в законе (свиток VIII, статья 40),— это запрещение продажи кэнин.
Сведения об источниках рабства, которые встречаются в кодексе, также касаются главным образом государственных I рабов. Статьи того же VIII свитка указывают, что в государственных рабов — рёко — обращают виновных в тяжких преступлениях против существующего порядка; в канко обращают отцов и сыновей преступников; в конухи обращали рабов, принадлежавших тяжким преступникам. Частными рабами — кэнин и синухи — становились дети господина и рабыни. И в государственных и в частных рабов обращали неисправных должников.
Статьи 7—13 XXVIII свитка касаются поимки и возвращения беглых рабов, а также наказания за насильственное обращение в рабство, запрещения самопродажи в рабство и продажи в рабство детей.
До сих пор еще не установлено общее количество рабов в Японии в VI—VIII вв. Скорее всего, оно не превышало 3—5% всего населения. Источники ничего не сообщают о существовании латифундий, основанных на рабском труде, но вообще доля его в производстве, в экономике страны незначительна.
В конце VII — начале VIII в. феодальный способ производства стал преобладающим. И это в полной мере отражено первым в японском государстве сводом законов.
В общих чертах содержание «Тайхорё» сводится к следующему.
Как это уже было провозглашено в манифесте Тайка в 646 г., вся земля объявлялась собственностью государя. Вместо существовавших ранее форм землепользования вводилась единая система надельного землепользования, сформулированная так называемыми мёхо-хакасэ (учеными-специалистами в области китайского права). Земельный закон — Та-но рё, помещенный в XI свитке, является законодательным воплощением надельной системы. В статьях Земельного закона отражено землеустройство того времени, которое зиждется на принципах надельной системы. Землеустройство, как оно отражено в кодексе «Тайхорё», представляет собой сочетание развивающейся феодальной системы с существующим еще наряду с ней, вернее, внутри нее, рабовладельческим укладом. Такая картина довольно типична для становления раннефеодального государства.
Земля, целиком принадлежавшая государю, состояла из пахотных земель, имеющих оросительную сеть, и целины.
Пахотные земли в большей своей части раздавались в виде различных наделов свободному населению; определенная часть пахотной земли была передана в бессрочное пользование почтовым дворам, буддийским монастырям и учреждениям, обслуживающим царский двор. Оставшаяся после всех этих раздач пахотная земля частично раздавалась в виде подушных наделов государственным рабам, частью обрабатывалась привлекаемым к несению рабочей повинности свободным населением или теми же государственными рабами, частью сдавалась в аренду на разных условиях, либо только с одним условием — обязательного возврата земельного участка через шесть лет.
Целинные земли составляли запасной земельный фонд. Из него население получало участки на длительное пользование сроком на несколько поколений. В 743 г. специальным указом эти земли были превращены в вечные владения.
Подушные наделы — кубундэн— получало пожизненно все свободное население старше пяти лет, а также государственные рабы. Размер такого надела достигал 2 тан для мужчин и 1 '/з — для женщин.
Ранговая аристократия и чиновники получали ранговые (идэн) и должностные (сикидэн) наделы на срок, соответствующий присвоению ранга или пребывания в должности. Размер первых колебался от 80 до 40 те, вторых — от 40 до 20 те.
Кроме названных существовали еще жалованные наделы (сидэн) и наделы за заслуги (кодэн), которые давались пожизненно или бессрочно.
Прямое отношение к землеустройству имели также две категории «кормовых» и «сезонных» пожалований. В качестве кормового пожалования лицо, которому оно давалось, получало в свое распоряжение приписные жалованные дворы на условиях взимания в свою пользу половины причитающегося с них земельного налога, а подать и рабочие повинности целиком шли в пользу лица, награждаемого пожалованием.
Такого рода пожалования полагались членам царского рода, высшим сановникам и в виде исключения буддийским монастырям. Количество приписных дворов достигало огромной цифры — 3 тыс., самое маленькое кормовое пожалование состояло из 100 дворов.
Сезонные пожалования в виде шелковых тканей и холстов, железных мотыг и ваты также полагались правящей верхушке.
Все земли подлежали обложению, начислявшемуся с площади. От обложения освобождались только земли монастырей и вновь распаханные целинные земли. Земельный налог был равен 2 соку 2 ха риса (т. е. по-видимому, примерно 2 меры) с 1 тана (9,9 акра) земли. Налог начислялся независимо от качества почвы и величины урожая.
Кроме земельного налога для всех работоспособных мужчин, принадлежавших к «доброму народу» и «подлому народу», существовали еще обязательные подати и повинности. В свитке X «Тайхорё» заключается специальный закон, им посвященный. Согласно закону, каждый взрослый трудоспособный мужчина в возрасте от 17 до 65 лет облагается податью, взимавшейся шелковыми тканями, ватой и холстом, а также различными изделиями ремесла (циновками, бочками и изделиями из железа и пр.), солью, съедобными раковинами, водорослями, жиром и другими пищевыми продуктами. Размер подати соответствовал примерно 8 сяку 5 суп (около 5 м) шелковой ткани, 8 рё шелка-сырца, 1 кап (3,75 кг) шелковой ваты и 2 дзё 6 сяку (около 12 м) холста (или, если она взималась в других продуктах, ее размер определялся из расчета стоимости шелка и холста).
Повинностями облагалось мужское население в возрасте от 21 до 65 лет сроком на 10 дней в году. Вместо них разрешалось вносить дополнительные подати или выставлять заместителя — раба или наемника.
Помимо этого существовал ряд других повинностей, например дзсщуё — для работ по орошению земель, ремонту дорог и прочего, сроком не более 60 дней в году. Ремесленники должны были изготовлять для двора топоры, мотыги, серпы и пр. К рабочей повинности также относился набор слуг для правительственных учреждений.