Тема № 1. Понятие ритма, отработка навыков построения аллей
Введение
Работа, выполняемая студентом, должна состоять из графической части и пояснительной записки в виде ведомостей или графиков. Они помещаются на одном листе.
I. Требования к графической части.
Все работы выполняются на листах формата не менее А3. На листе чертится рамка (слева – 2,0см, по всем остальным сторонам 0,5см), в нижнем правом углу ставится штамп (см. ниже).
Масштаб выполняемых работ должен быть кратен 50 (1:50, 1:100, 1:250 и т.д.).
Составляющие графического задания (рисунки, графики, таблицы, ведомости) компонуются на листе гармонично относительно друг друга, в целом работа должна быть удобна для восприятия и просмотра.
Графическая часть выполняется в цвете (карандаши, краски), надписи производятся черной ручкой (гелевая или капиллярная ручки, роллер, линер).
На рис.1 приведены примеры изображения компонентов озеленения, которыми можно воспользоваться при выполнении графической части.
Пояснительная записка.
Штамп на чертеже (20х150)
Построение анфилады полян (тема) | |||
Выполнил | Иванов И.И. | Дата | УГЛТУ кафедра ландшафтного стр-ва ЛХФ-47 |
Проверил | Петров П.П. | ||
Ведомость элементов озеленения
№ на плане | Наименование породы | Латинское наименование | Возраст, лет | Количество, шт |
План группы и фронтальное изображение с размерными линейками
График декоративности пород
Рис.1. Изображение компонентов озеленения: а)газоны; б)одиночные деревья; в)кустарниковые посадки: 1,2 – рядовые; 3 – групповые; 4 – альпинарии
Тема № 1. Понятие ритма, отработка навыков построения аллей.
Ритм – это закономерное чередование элементов во времени и пространстве, такт или мерность, повторяемость каких-то элементов или их свойств через определенные интервалы (рис.2). Объединение этих двух компонентов определяется как метр.
Рис.2. Схема простейшей метрической повторности (А- элемент, М- равные отрезки расстояния). А+М- метр.
Рис.3. Схема простейшей ритмической повторности (А – элемент, м- метр)
Иной характер усложнения интервала проявляется в том случае, когда он количественно меняется в определенном отношении (рис.3).
Такого рода закономерность нельзя назвать метрической и ее определяют уже как ритмическую
Интервалы могут быть пространственные или временные. Ритм считается устойчивым, если содержит от 5 до 8 элементов. Чем больше элементов, тем ритм устойчивее, но в то же время он может показаться монотонным.
Его или меняют, или меняют главную породу, можно разнообразить ритм включением цветников.
Ритм считается сложным, если повторяются целые звенья. Но его следует применять ограниченно (рис.4).
Рис.4. Сложный ритм в аллее: Лп – липа мелколистная,
С – сирень венгерская
Ритм проявляется в чередовании деревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллей, которое улавливается пешеходом в процессе движения. Повторные впечатления, как правило, ослабевают. Новизна, неожиданность вида обостряют ощущения, поэтому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны. Это допускается лишь в особых случаях, например, на торжественных эспланадах или в парках-мемориалах.
Обогатить ритмический рисунок можно путем увеличения числа повторяющихся элементов (включая, как природные, так и архитектурные составляющие, различия в материале, цвете, фактуре и т.д.), использования фактора композиционной внезапности.
Аллеи. Назначение аллей – обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами и сооружениями. Прямолинейные аллеи придают участку торжественность.
В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15%, за городом – 2-4%. Их относительная протяженность в городе: 300-400 м/га; за городом: 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы увеличиваются.
Типы аллей.
1) с поднятым штамбом
2) тенистые аллеи (характерны узкие дороги и высокие деревья)
3) аллеи в готическом стиле (колонновидные формы крон деревьев)
4) аллеи-своды (с формующей стрижкой деревьев)
Аллеи могут быть оформлены очень разнообразно:
1) двухрядные
2) четырехрядные
3) комбинированные из деревьев и кустарников
4) с ярусным размещением посадок
5) в сочетании с рабатками цветов и полосами живых изгородей
6) с устройством в полосе посадок ниш для скамеек или скульптуры
Важное условие при размещении деревьев и кустарников в аллее – проекции их крон не должны заходить друг на друга.
Задание.
1. Нарисовать аллею со сложным ритмом. В штампе обозначить назначение аллеи и ее расположение (городской парк, бульвар и т.д.)
На чертеже должны быть: вид с верху, фронтальный вид, перспектива и ведомость элементов озеленения (см. выше пояснительную записку).