Ординары — см. Солитеры
199. Ориентация —1) размещение отдельных элементов планировки (аллей, площадок) в зависимости от экспозиции склона и положения продольной оси относительно сторон света (север—юг, восток—запад и т. д.); 2) пространственная направленность композиции парка, сада на объекты внешнего окружения — речную долину, горную вершину, выдающееся архитектурное сооружение и т. д.
200. Осевая композиция (парка) —такое построение системы главных дорог парка, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развиваются начало, кульминация и завершение ансамбля, здесь сосредоточены основные архитектурные сооружения, парадные аллеи, фонтаны, бассейны, скульптура и пр. Часто вдоль оси располагаются террасы, балюстрады, лестницы, отмечающие повышение местности к планировочному центру парка, например в Архангельском, Качановке.
201. Остров — место в парке, предназначенное для уединенного и созерцательного отдыха, размышлений. Особенно популярный прием в романтических парках XIX в.
202. Остров (искусственный) —земляное или каменное сооружение, размещаемое на водоеме и служащее для оживления паркового пейзажа, создания разнообразных перспектив (например, в парке в Гатчине).
203. Охранная зона парка-памятника —примыкающая к парку территория, призванная создать благоприятное окружение и оградить парк от отрицательных воздействий урбанизированной среды. Границы, характер озеленения и благоустройства охранной зоны определяются в соответствии с градостроительной ситуацией, размерами и значением памятника, условиями его зрительного восприятия.
204. Павильон - небольшая крытая постройка в садах, парках, размещаемая в местах тихого отдыха на площадках, поворотах аллей.
205. Палестра - здание или площадка для физических упражнений в Древней Греции.
206. Палисад - 1) легкая деревянная трельяжная изгородь. Устанавливается по краям прямоугольных или квадратных боскетов; 2) частокол из бревен, заглубленных в почву, используется для закрепления склонов.
207. Пальметта - стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.
208. Пандус— сооружение, представляющее наклонную плоскость, заменяющее лестницу и служащее для переходов или въездов с одной террасы на другую, с уклонами поверхности не более 8°.
209. Панорама— широкая, а иногда и круговая, многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать открытое пространство, обычно с приподнятой видовой точки. Рассчитывается на восприятие его целиком или последовательно, сектор за сектором. В панорамах выделяются выгодные доминанты, акценты, композиционные паузы. При увеличении вертикального угла зрения (зависит от перепада высот точки и объекта восприятия) сила эмоционального воздействия увеличивается.
210. Парадиз - древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фонтанов, водоемов.
211. Парапет - невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.
212. Парк - обширная (обычно больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. п. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. Парки подразделяются по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением - общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории - пойменные, овражные, нагорные и т. д.
213. Парк культуры и отдыха — новый социальный тип парка, городской или районный, культурно-просветительное учреждение на открытом воздухе среди насаждений. Основное назначение — массовый отдых наряду с проведением политико-воспитательных мероприятий, обменом передовым опытом, культурными развлечениями. В планировку ПКиО включаются зеленый театр, библиотека, спортивный комплекс, танцплощадка, детский сектор. Планировочную основу всей территории составляют насаждения, поляны, водоемы, лужайки. Первые ПКиО были открыты в нашей стране в 20-30-е годы, многие из них на базе усадебных и других исторически возникших парков (им. Горького в Москве, им. С. М. Кирова в Ленинграде и др.).
214. Парк усадебный —исторически сложившийся парк при городской или загородной усадьбе. В ансамбль парка усадебного обычно входит главный дом усадьбы (дворец, особняк), жилые флигели, хозяйственные постройки, пруды, плодовые сады и пр. Имеет по сравнению с дворцово-парковым комплексом меньшие размеры.
215. Парк-памятник —старинный парк, имеющий мемориально-историческое, архитектурно-художественное, научное значение. Подлежит охране и восстановлению методами консервации, реставрации или реконструкции.
216. Парнас —насыпной холм в парке с видовой дорожкой и площадкой на вершине, открытой на окружающую местность, символическое обиталище Аполлона и муз.
217. Партер —декоративная открытая геометрически построенная композиция из стриженых трав и низких растений. Образует парадную часть регулярного парка, разбивается у главных зданий, монументальных сооружений и памятников. Большое место отводится газону из ковровых растений, которые в сочетании с водоемами, скульптурой, декоративным мощением и т. п. образуют единый ансамбль. Характеризуется строгостью линий и форм. Различают кружевной, наборно-орнаментальный, английский, разрезной и другие виды партера.
218. Партер английский - разновидность классического садового партера, отличающаяся относительно более простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.
219. Партер кружевной- вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мертвых» материалов, обычно на фоне песка. Характерен для периода расцвета классического садового искусства конца 17 - начала 18 в.
220. Партер наборно-орнаментальный - вид партера кружевного, сочетающегося с поверхностями стриженого газона, фоном обычно служила толченая черепица.
221. Партер разрезной —разновидность классического садового партера, в котором главное значение имеют цветы на фоне песка (например, у Монплезира в Нижнем парке Петродворца).
222. Партерный сад— сад регулярного стиля с преобладанием газонных площадей, цветников и водоемов. Деревья и кустарники располагают по периферии газонов и клумб; их подвергают регулярной стрижке, придавая форму шара, куба и т.п.
223. Патио - небольшой, замкнутый стенами или высокими каменными оградами сад испано-мавританского происхождения. Композиционно связан с интерьерами зданий и включает такие элементы, как фонтан, декоративный бассейн, каменное мощение и т. п.
224. Пейзаж —общий «вид» местности; по пространственному принципу подразделяется на открытый, полуоткрытый, полузакрытый и закрытый.
225. Пейзажная планировка —прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии, получивший развитие в Англии, Франции, Германии, России и других странах в XVIII-XIX вв. Отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением(или имитацией) природного, сельского характера местности. Пейзажные парки создавались для созерцания картин «естественной» природы и отличались свободным расположением дорог, аллей. Обычно включали обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему. К пейзажным можно отнести многие дворцовые и усадебные парки (Павловск, Гатчина, Царицыно), дендропарки (Тростянец и др.).
226. Пейзажное искусство —искусство создания садовых и парковых композиций, как правило, на основе естественной, свободной пейзажной композиции. В более широком смысле — архитектурно-художественная организация городских и загородных пейзажей, улучшение местного облика местности путем оперирования главным образом природными ландшафтными компонентами.
227. Пейзажный парк - парк (или его часть) для прогулок и созерцания картин «естественной» природы. Отличается свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, обычно включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему. К пейзажным можно отнести многие дворцовые и усадебные парки (Павловск, Гатчина, Царицыно), дендропарки (Тростянец и др.).
228. Пергола - садово-парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса, с плоской или сводчатой поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колоннами; обвивается вьющимися растениями (лианами), образующими закрытую галерею. Устраивается у входа в сад, над частью аллеи и т. д.
229. Перистиль - внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветником, окруженный колоннадой, отличается регулярной композицией, замкнутостью. В Древнем Риме стены перистиля часто расписывались парковыми пейзажами для создания иллюзорного пространства.
230. Перспектива —изображение предметов в тех пространственных соотношениях, в которых эти предметы воспринимаются наблюдателем в натуре, то есть с учетом изменения очертаний и размеров (линейная перспектива), цвета и четкости зрительного восприятия (воздушная перспектива).
231. Пилон — в Древнем Египте монументальный фасад храма в виде двух глухих, суживающихся кверху башен с входным порталом между ними; массивные столбы по сторонам входа в парк.
232. Планировка парка, сада - территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т. д. Определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.
233. Платбанды, или цветочные грады, служат к обведению вокруг партер, которые украшают цветами, тисовыми и другими деревцами низкорослыми, чтобы не заслоняли рисунков партер. В рассуждении чего многие советуют учреждать платбанды между дому и партер, выводя в этом случае из них легкими фигурами, как-то: раковинами, листами и тому подобными, как бы разбросанными по месту, усыпанному песком. Малые платбанды делают шириною аршина в полутора, большие же — в два и в три аршина...» (Левшин, 1795, ч. 8, с. 19).
234. Поляна— открытое пространство в парке или лесопарке, имеющее травяное покрытие, свободное от деревьев и крупных кустарников. Крупные поляны и выходы из них отмечаются солитерами и группами декоративных деревьев.
235. Портик —выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие; обычно отмечает собою главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик. Портик играет роль переходного звена, композиционно связывающего интерьеры здания с парадным двором — курдонером, улицей, площадью или прилегающим парком: часто является архитектурным завершением пространственной оси, проходящей через центральную часть дворцово-паркового комплекса (Михайловский сад в Санкт-Петербурге, Останкино).
236. Почвопокровные растения - это преимущественно низкорослые и побегоукореняющиеся красивоцетущие и лиственно-декоративные дикорастущие многолетники, применяемые для цветочно-декоративного оформления, как правило на участках с экстремальными условиями произрастания: на песчаных, галечных и каменистых грунтах, расположенных на солнечных экспозициях или в теневых условиях, на альпийских горках, рокариях и других участках.
237. Поясная дорога—дорога, проложенная по периметральным частям парка, т. е. как бы опоясывающая его центральные территории и образующая кольцевой прогулочный маршрут. Прием широко используется повсюду со второй половины XIX в.
238. Прато - общественный парк средневековья за городскими стенами в виде большого луга с аллеями, озерами для отдыха и игр.
239. Природный парк —территория, характеризуемая выраженными ландшафтными особенностями местности (лес, степь, горы, скалы, река, водопады, интересные флора и фауна), подлежащая особой охране и в то же время доступная для туристов и отдыхающих.
240. Пропилеи — монументальная колоннада, аркада или симметрично расположенные небольшие сооружения у парадного въезда в архитектурный ансамбль, дворцово-парковый комплекс.
241. Пропорция —соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии.
242. Псевдоготика - художественный стиль, разновидность романтизма, распространившаяся в Европе в конце XVIII начале XIX в. Оказала влияние на архитектуру парковых сооружений, которые имитировали средневековые готические постройки - «рыцарские» замки, крепости и т. п. (например, в Александровском парке в Пушкине, в Алупке). В России приобрела специфические черты под влиянием древнерусского зодчества (в парке в Царицыне и др.).
243. Рабатка - цветник в виде узкой длинной полосы, размещаемой вдоль аллей, дорожек; устраивается многорядной посадкой одного или нескольких видов летников, луковичных.
244. Равновесие —один из принципов построения натурных пейзажных картин, согласно которому предметы на одной стороне зрительной оси должны тем или иным образом уравновешиваться предметами противоположной стороны. Для регулярной планировки характерно симметричное равновесие, а для пейзажной — асимметричное, или динамичное. При этом учитываются, кроме эстетической ценности предметов и их смыслового значения, также видимые размеры предметов, их цвет и освещенность, плотность фактуры и т. д. Например, мощный дуб уравновешивается молодой березовой рощей. Построение уравновешенных пейзажных картин предполагает фиксацию определенных видовых точек.
245. Радиально-звездиая композиция парка —пересечение нескольких планировочных осей в одной точке, на которой формируется центр паркового ансамбля (или одного из районов парка). Архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем радиальным направлениям от периферии к центру. Обычно организуются и кольцевые связи, связывающие планировочные оси между собой (Павловский парк).
246. Райский сад —название небольшого сада внутри стен монастыря. Имел символическое значение и засаживался «райскими» растениями — яблонями, виноградом, душистыми цветами и травами. В центре сада на перекрестке дорожек обычно устраивался малый водоем.
247. Ракурс —необычная угловая перспектива на объект, когда ось зрения направлена снизу, сверху или сбоку от него; создает впечатление динамичности в садово-парковом пейзаже. Несколько последовательно раскрывающихся Р. позволяют полнее связать архитектурные сооружения, монументы, отдельные группы деревьев и т. п. с окружающим фоном.
248. Растительное сообщество —совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимодействии между собой и условиями окружающей среды (фитоценоз).
249. Регулярная планировка —прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности (видимо, в Вавилоне) и получивший широкое развитие в XVI-XVIII вв. сначала в садах Италии, Франции, Испании, Голландии, позже в России и других европейских странах. Отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками стриженых деревьев, обилием скульптур, водных устройств. Регулярная планировка лежит в основе регулярных садов. Здесь растения, дорожки, водоемы, куртины и другие элементы расположены симметрично один по отношению к другому.
250. Регулярный сад —в основу решения такого сада положен прием регулярной планировки.
251. Редина - парковый массив с малой вертикальной сомкнутостью, характерной особенностью которого является отсутствие подлеска. Позволяет создавать глубинные перспективы.
252. Реконструкция исторически сложившегося парка —частичное переустройство и дальнейшее развитие планировочно-пространственной композиции или отдельных сооружений и фрагментов в соответствии с новым предназначением парка. Обновляются сохранившиеся и создаются новые зеленые насаждения применительно к современным условиям, при этом не должны быть разрушены исторически сложившиеся элементы ансамбля. Их облик восстанавливается в соответствии со специальными архивными и археологическими исследованиями, имеющимися описаниями и иконографическими материалами. Это не исключает в случае необходимости прокладки в дополнение к старым новых дорог, инженерных коммуникаций, благоустройств водоемов, автостоянок и пр. вне основного исторического ядра парка.
253. Реставрация парка-памятника —восстановление по возможности на исторический период расцвета ансамбля его общей планировочно-пространственной композиции, архитектурных сооружений и малых форм, зеленых насаждений, водоемов, имеющих художественную, экологическую ценность. При необходимости вместо полностью утерянных элементов могут быть созданы аналогичные им новые. Одна из современных тенденций — раскрывать и экспонировать все исторические «слои» памятника, которые в совокупности дают картину его постепенного развития от времени основания до наших дней.
254. Ритм —последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведениях садово-паркового искусства, отражение в искусстве ритмических процессов объективного мира.
255. Розарий - 1) коллекционный или декоративный участок (часть парка, сада), предназначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз; 2) заросль дикорастущих шиповников.
256. Розетта —стилизованный рисунок цветка в классическом садовом партере.
257. Розовый сад —сад, доминантой в котором являются розы; планировка такого сада решается в регулярном стиле. Известны с глубокой древности (персидские парадизы).
258. Рокарий - садово-парковое сооружение, представляющее собой каменистый участок парка, где декоративные растения сочетаются с камнями.
259. Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты. Главное требование к ним — обеспечить интимность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства.
260. Романтизм —идейное направление в художественной культуре конца XVIII в. и особенно первой половины XIX в., противопоставившее рациональному и упорядоченному классицизму формы средневековой, романской и готической архитектуры. В садово-парковом искусстве стиль, воспроизводящий идиллические сельские и «героические» пейзажи. Для романтических парков характерны искусственные руины, каменные «хаосы», «готические» постройки. Нашел свое отражение главным образом в садах и парках 30-40-х гг. XIX в. (Царское Село, Павловск, Алупка, Марфино, Монрепо и др.).
261. Ротонда - круглое в плане сооружение, перекрытое куполом и поддерживаемое каменными или деревянными колоннами. Элемент оформления пейзажных садов и парков. Поставленная на возвышенность, она дает возможность многостороннего обзора местности (Знаменское-Раек, Суханово и др.).
262. Роща— элемент паркового пейзажа, представленный массивом древесных насаждений, площадью 1,0—1,5 га, состоящий преимущественно из одной породы (липовая, дубовая, березовая роща), с обязательной просматриваемостью пространства между стволами.
263. Руины— элемент оформления пейзажей романтических парков XVIII в., представляющий собой искусственно созданные (редко «настоящие») развалины древних храмов, гробниц и других построек (например, в парках в Царицыно, Софиевке).
264. Руст— грубо обтесанный камень, используется в монументальных.-садово-парковых сооружениях. Кладка из руста — «рустика» — напоминает природный камень, тем самым сближая архитектуру с естественным окружением.
265. Сад - участок с культивируемыми растениями. В современном значении объект озеленения, представляющий собой территорию площадью не менее 5-10 га, занятую древесными и кустарниковыми насаждениями, аллеями, лужайками, цветниками, малыми архитектурными формами. Обычно включает эстраду, игровые площадки, детский сектор, водоемы; представляет собой определенную планировочную композицию. Предназначен для кратковременного отдыха.
266. Сад зимний - пространство в интерьере зданий (холл, пристройка, обогреваемые галереи), художественно оформленные различными, преимущественно тропическими, растениями в кадках, контейнерах или высаженными в грунт или специальные поддоны; включает также декоративные элементы: керамику, камень, миниатюрные бассейны, скульптуру (например, сад зимний в Воронцовском дворце под Алупкой).
267. Сад лекарственных растений — в Средние века часть монастырского сада, предназначавшаяся для выращивания лекарственных растений и пряностей.
268. Сад непрерывного цветения - специально отведенный участок в парке или ботаническом саду, на котором скомпонованы растения - травянистые многолетники, кустарники, деревья, подобранные по срокам цветения в продолжение года.
269. Садово-парковая система — территориально и композиционно взаимосвязанная группа парков, садов, лесопарков, водоемов, набережных и других открытых пространств, образующих вместе с окружающей застройкой единый архитектурно-ландшафтный ансамбль (например, парк в Останкино, Главный ботанический сад АН СССР, ВДНХ, комплекс телецентра и т. д. в Москве, Летний сад, Марсово поле, Михайловский сад и т. д. в Ленинграде; водно-зеленый «диаметр» Киева). Парки-памятники часто становятся историческим ядром развивающейся садово-парковой системы.
270. Садово-парковое искусство — искусство проектирования и создания парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и других объектов озеленения. Основывается на умении пользоваться законами композиции, перспективы, теории света и цвета при использовании природных (растение, почва, вода, камень) и других материалов; как область искусства выражает определенное идейное содержание в художественных образах.
271. Садово-парковый ландшафт — разновидность культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные естественные элементы (рельеф, вода, растительность, почвы) в сочетании с искусственными (малыми архитектурными формами и сооружениями), рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство.
272. Сад-чинампас - плавучий сад Мексики, небольшой островок из древесных ветвей и камыша, на поверхности которых насыпали землю и выращивали различные растения.
273. Сады переносные, мобильные —объекты озеленения, представляющие небольшие участки, оформленные переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями, преимущественно летниками, вьющимися кустарниками.
274. Светотень —соотношение света и тени на предметах, выявляющее их форму и взаимодействие на восприятие пейзажа в целом. Необходимые соотношения между светом и тенью достигаются соответствующим расположением древесных и кустарниковых групп, отдельных деревьев, лужаек, водоемов, зданий. Водные пространства поляны, цветники образуют светлые пятна, деревья (например, ель, пихта) способствуют созданию темных пятен. Сочетание светлых и темных пространств, распределение собственных и падающих теней накладывают определенный отпечаток на характер композиции, подчеркивают или скрывают элементы пейзажа. Правильная организация светотени — одна из ведущих задач создания парка (например, статуя, освещенная солнцем в конце темной аллеи, широкая тень дерева на газоне как обрамление дальнего пейзажа, освещенного солнцем). Различают условия утреннего и вечернего освещения, радикально отличающиеся друг от друга (по длине и направлению теней, интенсивности освещения, тональности и пр.).
275. Свободная планировка —прием планировки садов и парков; характеризуется свободным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности, водоемов, растительности, предполагает пейзажный стиль в целом, но может включать и элементы регулярных композиций.
276. Сепулькральное искусство — искусство строительства и декорирования кладбищ и других мест захоронения.
277. Серпантин— извилистая трассировка дорог на крутых склонах.
278. Сиделка —садовое кресло для уединенного наблюдения природы в русских садах XVII в. Железные кованые кресла — «диваны», «троны» — сохранялись в обиходе парков и в XVIII-XIX вв.
279. Силуэт —обобщенный контур, очертание отдельных экземпляров растений, групп, куртин на фоне неба, водной поверхности или городской застройки.
280. Символ —образ максимальной степени обобщения и экспрессии, выражающий идею или отличительную черту какого-либо события или явления.
281. Симметрия —прием такого уравновешенного расположения элементов ансамбля в пространстве, при котором одна его половина является как бы зеркальным отражением другой. Предполагает наличие центральной оси в виде аллей, партера, канала и т. п., которая обычно связывает пространство сада, парка с главным зданием.Особенно характерна для композиций в регулярном стиле (например, в Петродворце). В пейзажных парках используется чаще прием динамической симметрии, когда элементы ансамбля уравновешиваются без зеркального соответствия сторон.
282. Синтез искусств —художественное единство, создаваемое в результате органического соединения, взаимосвязи различных видов искусства.
283. Система озеленения —классификация, размещение и взаимосвязь всех зеленых элементов в системе планировки населенного пункта. Наиболее распространены следующие системы озеленения: радиальная, кольцевая, прямоугольная и смешанная.
284. Сканзен - музей под открытым небом, в котором собраны этнографические памятники из различных районов данного края; в основном это памятники народного деревянного зодчества.
285. Сквер —небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов.
286. Скульптура —вид пространственного искусства, создающего объемное изображение, высеченное из камня, отлитое из бронзы и т. д. В парках имеет не только декоративное, но часто и символическое значение, одухотворяющее пейзаж, придающее ему определенный идейно-художественный смысл (например, в районе Старой Сильвии в Павловском парке). Некоторые виды скульптуры являются специфическими для парков, в том числе фонтанные комплексы, фигуры из стриженых растений (см. топиарное искусство).
287. Смена аспектов сезонная —изменение внешнего облика и состояния насаждений в течение сезона, например расцветки листьев от начала их распускания до осеннего листопада.
288. Солитер — прием размещения одиночных посадок на открытом пространстве (деревьев, кустарников или крупных травянистых растений), которые выделяются своей архитектоникой или привлекают особое внимание.
289. Солнечные часы — устройство для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость; в парках используется как декоративно-утилитарный элемент.
290. Солярий —площадка для приема солнечных ванн. Устраивается в парках, на плоских крышах и открытых верандах.
291. Стаффаж - фигуры людей, небольшие жанровые сцены, вводимые в композицию ландшафтного парка для оживления.
292. Стела —вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным изображением, обычно имеет мемориальное значение. В парках стелу устанавливаются в знак событий общественной значимости, в память отдельных лиц, иногда в качестве пограничной отметки у входа, какого-то природного рубежа.
293. Стиль —в садово-парковом искусстве преобладающая в данный исторический период устойчивая совокупность композиционно-планировочных, строительно-агротехнических принципов и приемов. Он отражает эстетические идеалы и художественные вкусы общества. Принято различать два основных традиционных стиля: регулярный и пейзажный («французский» и «английский»).
294. Стопопандус (Итальянский пандус) - пологая лестница с низкими проступями и наклонными ступенями.
295. Текстура —характеристика лиственного покрова деревьев, кустарников, травяного покрова, определяемая размерами, формой, расположением листьев и ветвей и соответствующим порядком распределения светотени. Большие листья образуют грубую, но выразительную, активную текстуру (дуб, клен), листья мелкие, разрезные — более тонкую и равномерную (ива, акация белая). Эти различия позволяют получать в зависимости от композиционного замысла контрастные или нюансные соотношения. Понятие «текстура» близко к слову «фактура», последняя предполагает наличие определенного рельефа поверхности.
296. Тектоника —художественное выражение закономерностей строения, присущих определенной породе или виду растения.
297. Тема —основной круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определенном материале; разрабатывается в сюжетах, фрагментах.
298. Терраса —горизонтальная или слегка наклонная площадка естественного происхождения или искусственно устроенная, образующая уступ на склоне местности. Особенно характерна для садов эпохи Ренессанса и барокко в Италии. Прием террасирования нашел широкое применение во всех европейских странах. Уступы террас часто подчеркиваются декоративно обработанными подпорными стенками, балюстрадами, широкими парадными лестницами, гротами.
299. Тождество —одно из средств гармонизации садово-паркового ансамбля, при котором на первый план выходит полное сходство соизмеряемых признаков, линейных и объемных размеров какой-то определенной пространственной композиции. Тождественное чередование архитектурных и других компонентов парка (например, скульптур, фонтанов, формованных деревьев вдоль аллеи, рисунка цветников и т. д.) устанавливает их метрическую закономерность в пространстве, придает композиции свойства уравновешенности и статичности. Находит применение главным образом в центральных и наиболее торжественных частях садово-парковых ансамблей, решенных в регулярном стиле.
300. Топиарное искусство - возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм (например, животных, архитектурных сооружений и т. д.). Используются, например, лавр благородный, биота, бирючина и другие растения с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящие стрижку.
301. Точка восприятия — см. Видовая точка.
302. Травник —аптекарский огород XVII в. (часто у стен монастыря).
303. Трельяж —деревянная или металлическая решетка, играющая роль каркаса и опоры для вьющихся растений. Может улучшить микроклиматические условия на площадке, обеспечивать сквозное разделение пространства, направлять движение переходов в нужном направлении, служить рамкой для организации висты.
304. Усики —небольшая деталь в оформлении садового партера, имеющая вид стилизованного стебля, вытянутого и изогнутого листа.
305. Фактура кроны - особенность, структура строения поверхности дерева, куста. Зависит от величины листьев и их размещения на ветвях. Например, мелкой фактурой кроны характеризуется самшит, снежноягодник; крупной - катальпа, орех серый, сумах ароматный.
306. Физиономический принцип композиции растительного материала —гармоническое сочетание формы, цвета и других внешних признаков растений, входящих в определенные композиции, вследствие чего они отличаются эстетическим единством. При подборе растений по физиономическому принципу принимается во внимание и их экологическая совместимость. При этом один из видов должен занимать доминирующее положение, а другие — сопутствующее или подчиненное.
307. Философский сад —1) платановые, тополиные, маслинные рощи в древних Афинах, на дорожках которых принято было вести беседы на абстрактные темы. Считаются предтечей будущих пейзажных парков; 2) современный сад, предназначенный для созерцания, релаксации.
308. Фитонцидность —способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.
309. Фитоценоз —способность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесных взаимоотношениях между собой и с условиями окружающей среды.
310. Фланкирование —уравновешенное (часто симметричное) расположение каких-либо объектов по двум сторонам от центральной композиции (садовые павильоны при главном доме усадьбы). Прием характерен для периодов барокко и классицизма.
311. Флерон —один из ведущих мотивов в рисунке классического садового партера, напоминает прихотливо изогнутую ветвь растения и размещается в центральной части партера.
312. Фон —поверхность или пространство, на котором выделяются главные элементы ансамбля. Внешнее окружение, среда объекта. В парке архитектура выделяется на фоне деревьев, цветник — на фоне газона и т. д. Существенную роль играет, с одной стороны, достаточная цветовая фактурная контрастность фона по отношению к объекту, с другой — его относительная однородность, позволяющая выявить силуэт объекта, подчеркнуть его значение, не отвлекая от главного.
313. Фонтан(итал. fontana, от лат. fons, fontis – источник, ключ) – сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. В 16-18 вв. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Современным фонтанам придается декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы.
314. Формовка— вид обрезки, стрижки растения с целью придания ему декоративной геометрической формы — шара, куба, одно-трехрядной живой ступенчатой изгороди.
315. Форум —площадь в Древнем Риме в центре города, предназначенная для торговли, проведения политических собраний и торжеств.
316. Французский стиль —см. Регулярный стиль.
317. Функциональная организация территории —разделение парка, зоны отдыха на части, предназначенные для различных видов использования (см. Зонирование).
318. Хаос - беспорядочное нагромождение диких скал, крупных каменных глыб. В романтических парках XVIII-XIX вв. символизировал собой бездну, начальное состояние материального мира, из которого произошло все сущее (например. Большой и Малый хаосы в Алупкинском парке).