Эволюция конструктивной основы архитектуры. Понятие архитектоники
Архитектоника –
– художественная особенность конструктивной системы здания и помещений, искусство расположения частей здания и помещений в соответствии с правилами архитектуры,
– композиционноепостроение КОНСТРУКЦИИ[1] здания и его помещений, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных частей.
Архитектоника следует из взаимного расположения несущих и несомых элементов сооружения. Поскольку архитектура – это искусство, с чем связаны ее идеальное, идейное наполнение, то архитектоника создает неповторимый образ здания, тесно связанный с воплощением этой идеи. Например, идея гармонии и меры в античном искусстве требовала точного нахождения определенных пропорций, членений и соотношений всех частей здания (и несущих – колонн, и несомых – перекрытий) таким образом, чтобы здание (храм) несло эту идею гармонии – так как всякое искусство несет функцию психовоздействия и образования. Греки разработали пространственно-пропорциональную систему, называемую ордерной, в которой все части соразмерны определенному модулю. Эта система в дальнейшем была взята за образец. Ордерная – это одна линия в эволюции конструктивной системы.
Вторая линия идет от этрусков и римлян – не стоечно-балочные, а арочные конструкции.
Деление интерьера рядом опор на НЕФы возникло в древнегреческих храмах.
План храма с ЦЕЛЛОЙ в центре
Неф— вытянутое помещение, часть интерьера ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
С другой стороны в Римской архитектуре разрабатывалась традиция арочного строительства, идущая от этрусков. Пантеон является великолепным памятником соединения этих двух линий: греческого ордера и купольной постройки.
Арочные элементы стиля (круглые циркульные арки) | |
Рис.2. | Рис.2. |
Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания | Нюрнберг. Замок на воде Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок |
Варианты древнеримской архитектуры – базилики, купольные и крестово-купольные постройки
В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — БАЗИЛИК.
Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. (Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения).
Развалины базилики Максенция в Риме (начало IV века) | Планировка базилики Максенция | Интерьер однонефной базилики Константина (начало IV века) |
Развитие храмового зодчества
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.