Главное здание МГУ на Воробьёвых горах

1949-1953 гг. Арх. Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, В. Наносов. Этот ансамбль крупнейший в данной системе высотных сооружений. Занимая одну из точек, господствующих в топографии города, комплекс со сложным силуэтом стал доминантой множества городских пейзажей. Шпиль, поднявшийся на 310 м от уровня реки, виден при подъезде к Москве с юго-запада или запада.

Административное здание на Смоленской площади (МИД России)

1948-1953 гг. Арх. В. Гельфрейх и М. Минкус. Градостроительная роль 27-этажного здания более локальна. Здание решено в виде террасообразного объема, в котором прослеживается связь с московскими традициями силуэтных завершений декоративной шатровой надстройкой.

Жилой дом на Котельнической набережная

1948–1952 гг. Арх. Д.Чечулин и А.Ростковский. Здание имеет 24 этажа. Оно поставлено на оси стрелки и завершает перспективу Москвы-реки от Кремля, господствуя над прилегающим районом.

Жилой дом на Кудринской площади (площади Восстания)

1950-1954 гг. Арх. М.Посохин, А.Мндоянц. 22-этажный дом господствует над лежащей на пониженных участках территорией Зоопарка и кварталами Красной Пресни. Он эффектно завершает большие отрезки Садового кольца и радиальных улиц. Крылья здания крутыми террасами поднимаются на 18 этажей. Над центральным объемом возвышается восьмигранная башня со шпилем-шатром. Высота башни 160 м. Уступы крыльев обеспечивают переход от мощного главного массива к окружающей застройке.

Гостиница «Ленинградская»

1949-1953 гг. Арх. Л.Поляков, А.Борецкий. 17-этажное здание гостиницы «Ленинградская» обладает чертами своеобразной стилизации на темы русской архитектуры XVII в. Очертания объема, очень точно найденные в соотношениях с окружающим пространством и его застройкой, дают своеобразную интерпретацию русских столпообразных построек.

Гостиница «Украина»

1950-1956 гг. Арх. А.Мордвинов, Здание занимает ответственную градостроительную позицию, господствует над излучиной Москвы-реки, на нее ориентированы крупные проспекты – Новый Арбат и Кутузовский. Архитектура этого высотного здания противоречива. Приемы классицизма, которые использовал архитектор, жестко диссонируют с пропорциями сооружения.

Административно-жилое здание у Красных ворот

1947-1952 гг. Арх. А.Душкин. Здание высотой 138 м построено в самой высокой точке Садового кольца. Здание имеет ярко выраженное ярусное построение, его архитектурное убранство тяготеет к русскому и украинскому барокко.

Четвёртая очередь Московского метрополитена

Выделяется станция «Комсомольская» (арх. А.Щусев, художник П.Корин, 1952 г.). Станция должна была стать своеобразным памятником Великой Отечественной войне. Теме воинской славы посвящены большие мозаичные панно, введенные в композицию свода. Попытки придания архитектуре национальной характерности вылились в очень эффектную стилизацию под русское барокко, в которой значительное место заняли великолепно прорисованные декоративные мотивы на поверхности свода, перекликающиеся с росписями трапезной одного из храмов Кремля в Ростове Великом.

Комплекс ВСХВ

Комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки—выставочный комплекс в Северо-Восточном округе Москвы. Общая площадь территории — 237,5 га, площадь павильонов — 134 000 м².

Выставочный комплекс официально открыт 1 августа 1939 г. Первоначально комплекс включал в себя 250 строений, каскад прудов, парки, и занимал площадь 136 га. С 1950 по 1954-е гг. обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией Академик архитектуры СССР, профессор, главный архитектор ВСХВ А.Ф.Жуков и скульптор Е.Вучетич. Торжественное открытие состоялось 1 августа 1954 г.

Была проведена огромная работа, значительно увеличилась ее площадь — до 207 га. Были возведены павильоны Прибалтийских республик. Павильоны стали напоминать дворцы и храмы. 29 республиканских и зональных павильонов отражали в полной мере края и республики СССР). В каждом павильоне был специальный зал отведённый под теплицу, в которой можно было познакомиться с растениями и природой каждой республики. В целом преобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. Проектирование ряда зданий было поручено молодым архитекторам. Комплекс стал громадным полем экспериментов с различными вариантами архитектурных стилей. Павильоны отличались преувеличенной монументальностью, помпезностью, перегруженностью декоративными элементами, основанными на вариациях (иногда весьма вольных) классического ордера или на атрибутах национальной культуры, что особенно наглядно проявилось в архитектуре Главного павильона (арх. Ю. Щуко и др.). Комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был самой крайней точкой ухода московской архитектуры в историзм.

Самым главным символом обновлённой выставки стали фонтаны. «Дружба народов СССР», в котором в образах 16 подруг-сестёр были увековечены все 16 республик СССР. Также были созданы два фонтана «Каменный цветок» и «Золотой колос».

Первое озеленение выставки было проведено в основном розами под руководством учёного-селекционера И.П.Ковтуненко.

«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось. Хотя в годы первых пятилеток, а затем в послевоенный период велось обширное строительство, потребности росли быстрее. Не хватало зданий всех видов - промышленных, жилых, общественных. Необходимо было усилить темпы строительства и путем его удешевления увеличить выпуск строительной продукции. И то и другое требовало повышения производительности труда, а она достижима лишь при снижении трудоемкости работ, которое обусловливается их механизацией. Таким образом, ключом для решения насущных задач была индустриализация строительного производства. Но эти мероприятия не давали должного эффекта, потому что внедрение современной строительной техники тормозилось консервативными архитектурными концепциями. В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность». В 1954-1955 гг. были приняты меры для развития строительной промышленности, создавались предприятия по производству железобетонных изделий и легких материалов, совершенствовались и внедрялись в практику крупноблочные, крупнопанельные и сборные железобетонные конструкции. Развитие машиностроения позволило использовать при возведении зданий и сооружений разнообразные механизмы и машины. Новая техника создавала предпосылки для перехода в широких масштабах к сборному строительству, к превращению строительной площадки в монтажную. 4 ноября 1955 года выходит Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. На смену данному архитектурному стилю пришла функциональная типовая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства.

Наши рекомендации