Архитектура восттановительного периода
В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны.
Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки. Таким образом был перестроен Крещатик — центральная улица Киева, полностью разрушенная в годы войны. В 1949 г. был предложен проект восстановления магистрали Крещатика, который изменил его планировку. В отличие от приемов застройки сплошным фронтом зданий вдоль улицы здесь была создана оригинальная композиция: одна сторона улицы, с повышенным рельефом, застроена зданиями, поставленными раздельно и на разных расстояниях от улицы, а самим зданиям придан разнообразный силуэт. Этот прием определил живописное пространственное решение застройки центра Киева.
Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица земли Сталинграда. В план города был введен центральный ансамбль — площадь Павших борцов, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенную систему объединили промышленные районы. В процессе восстановления города уточнена трассировка улиц, упорядочена застройка, улучшено благоустройство.
Разрушенному почти до основания Минску также требовалось обновить центр города. Созданный городской центр Минска представляет собой систему площадей, связанных магистральной улицей. Главную улицу спланировали по принципу проспекта с равновысотными домами. Старую и новую часть города объединили круглой площадью с обелиском в память героев Великой Отечественной войны.
Новгород восстанавливала бригада архитекторов под руководством Щусева. Главная черта плана восстановления города — слияние новой застройки с древнерусскими шедеврами.
Жилищное строительство
Во время войны было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади; эта потеря была восстановлена за первые четыре года послевоенного строительства, и впоследствии жилой фонд продолжал увеличиваться. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы.
Наряду с фасадной застройкой улиц и площадей, начинаются эксперименты с поквартальной застройкой, формируются крупные жилые массивы (район Песчаных улиц в Москве, 1948-1954 гг., арх. З.Розенфельд, В.Сергеев). Позже этот опыт был использован в других городах. Многоэтажное строительство началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств.
С 1948 г. в жилищном строительстве увеличился удельный вес многоэтажных домов, и в эту область зодчества также стало внедряться типовое проектирование. Однако типовое проектирование еще не было в достаточной мере комплексным: в разных сериях типовых проектов применялись разные конструктивные элементы. Попытки широкого внедрения в строительную практику индустриальных типов зданий - крупноблочных и крупнопанельных - были предприняты в начале 1950-х гг. В 1952 г. возникла идея весьма перспективной бескаркасной крупнопанельной системы.
Сталинские дома («сталинки») — многоквартирные дома, сооружавшиеся в СССР с конца 1930-х годов до середины 1950-х годов.
Представляют собой капитальные многоквартирные дома высотой от 2 этажей со стенами из негорючих материалов, обеспеченные коммунальными удобствами: водопроводом, канализацией, центральным отоплением (кроме некоторых малоэтажных домов).
Квартиа, как правило, имеет значительное число комнат — обычно три-четыре, реже две или больше четырёх. Однокомнатные строились ограниченно. Комнаты могут быть как раздельными, так и смежными (в трехкомнатных сталинках обычно совмещены две комнаты).
Общая площадь сталинок обычно составляет:
- 1-комнатная — 32—50 м²;
- 2-комнатная — 44—70 м²;
- 3-комнатная — 57—85 м²;
- 4-комнатная — 80—110 м².
По конструкции зданий и планировке квартир сталинки делятся на два типа: «номенклатурные» и «рядовые» сталинские дома.
Номенклатурные дома (также «ведомственное жильё») строились для партийных, советских и хозяйственных руководителей, высших военных чинов и работников силовых структур, крупных представителей научной и творческой интеллигенции. Номенклатурные дома имеют хорошую планировку с холлами и двумя — четырьмя квартирами большой площади на этаже. Во многих квартирах предусматривались кабинеты и детские, библиотеки и комнаты для прислуги, просторные кухни, раздельные санузлы, изначально большие комнаты — от 15 до 25, а местами даже до 30 м², подсобные помещения, в некоторых домах — мастерские для скульпторов и художников.
Рядовые дома строились для рабочих (часто под коммунальное заселение) и представляют собой более скромное жилье. В домах встречаются как классические для того периода трёх- и четырёхкомнатные квартиры, так и послевоенные «коридорные» — изначально общежития. Площади квартир меньше, чем в домах для номенклатуры, встречаются смежные комнаты. Архитектура утилитарна, отсутствуют украшения, фасады — почти плоские со стандартным лепным декором. В рабочих сталинках нередко отсутствуют ванная комната и горячая вода. Рабочие сталинки не имеют мусоропровода и лифта — это связано с их более низкой этажностью. Рядовые сталинки строились, как правило, в рабочих посёлках, размещавшихся возле заводов, на окраинах или в глубине кварталов. При строительстве применялось копирование проекта, что приводило к возникновению однотипных жилых массивов. Распространённым видом рядовых сталинок являются малоэтажные дома высотой 1-3 этажа.
Малоэтажная застройка обычно велась кварталами с расположением 10-30 двухэтажных однотипных домов по периметру и в глубине. Однотипная застройка стала предвестником хрущёвского массового строительства. Однако, в отличие от массивов однообразных хрущёвок, кварталы типовых малоэтажных сталинок имеют более выигрышный внешний вид благодаря разнообразию вариантов домов в рамках одной серии, наличию штукатурки, лепного декора, колонн, эркеров, балконов различной формы, сложных многоскатных крыш.
Конструкции. Основной стройматериал — кирпич. Наружные стены обычно имеют толщину 2,5 кирпича (64 см), внутренние несущие — 1-1,5 кирпича (25-38 см). Для уменьшения расхода кирпича строились здания с неполным каркасом: использовались стальные или железобетонные колонны и горизонтальные ригеля, на которые укладывались перекрытия.
В основном сталинские дома покрывались штукатуркой, крупные «номенклатурные» дома могли быть облицованы каменной или керамической плиткой. Фасад дома обычно украшался лепным декором. Внутренние перегородки обычно выполнены из деревянных досок, покрыты сеткой из дранки и оштукатурены.
Конструкция фундамента могла быть: ленточная с монолитной заливкой, столбчатая, позднее — свайная.
Перекрытия в сталинских домах нередко деревянные или комбинированные — в местах санузлов применялся бетон. Деревянные перекрытия настилались по деревянным балкам, иногда — по стальным балкам. В домах выше 2 этажей с деревянными перекрытиями из негорючих материалов выполнены лестничные марши и площадки.
В самых важных «номенклатурных» сталинках использовались железобетонные перекрытия — в основном монолитные. В послевоенных сталинках с начала 50-х уже применялись изготовленные заводским способом железобетонные плиты. Для звуко- и теплоизоляции применялись шлак и керамзит.
Крыша в сталинских домах обычно двух- или многоскатная, образует большой чердак; стропила и обрешетка — деревянные. В качестве кровельного материала использовались шифер или кровельное железо.
Двухэтажные сталинки обычно строились без подвалов. Крупные дома имеют внушительные подвальные помещения. Также некоторые сталинки (в т. ч. послевоенные) имеют бомбоубежища.
Многие сталинки имеют балконы, которые выполнялись в виде монолитной плиты, лежавшей на двух или нескольких балках, которая отливалась на месте. В домах 50-х годов постройки использовались готовые плиты.
Высота потолков в основном не ниже 3 м. В рабочих сталинках это обусловлено расчётом под коммунальное заселение — для проживания нескольких человек в одной комнате требовался определённый объём воздуха. Первый этаж здания часто сооружался более высоким — в нём размещались магазины, почтовые отделения и другие социально значимые объекты.
Коммуникации. Холодное водоснабжение и канализация — централизованное, санузел — раздельный при наличии ванны, смежный при ее отсутствии. Отопление — водяное, в основном центральное, нередко с верхним вертикальным розливом и двухтрубной разводкой. Существуют и дома со встроенными котельными. Малоэтажные сталинские дома обычно проектировались в двух вариантах — с центральным отоплением и с печным.
Для приготовления пищи на кухнях ставились дровяные плиты. Для их эксплуатации предусматривались мощные дымоходы. Горячее водоснабжение изначально могло быть как централизованным, так и местным — для нагрева воды применялись твердотопливные водогрейные колонки накопительного типа («титаны»). Для хранения топлива использовались места в подвальных помещениях или дровяные сараи, которые строились во дворах.
Вентиляция в сталинках естественная вытяжная, в кухне и санузле. В довоенных сталинках вытяжная вентиляция может присутствовать в жилых комнатах и в коридоре.
В рабочих сталинках могла отсутствовать ванная комната — санузел состоял только из умывальника и унитаза. В таком случае в доме обычно не было и горячего водоснабжения.
Электропроводка на момент строительства закладывалась с большим запасом.
В домах выше 5 этажей имелись лифты и мусоропроводы. Люки мусоропроводов обычно размещались на кухнях. Также на кухнях размещался зимний холодильник — шкаф под окном.
Сталинские высотки
В первые послевоенные годы творчество архитекторов было направлено на решение градостроительных проблем, связанных с восстановлением разрушенных войной городов. Ведущая роль градостроительного начала стала декларироваться как важнейшее качественное отличие советской архитектуры от зодчества прошлого и архитектуры современного Запада. Город не теоретически, а вполне практически стал рассматриваться как единое целое.
Представление о целостности столицы как городского организма лежало в основе решения о строительстве в Москве системы высотных зданий, принятого в 1947 г.
По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (в 1947 году).
Высотные здания должны были возродить в новом масштабе особенности, исторически присущие Москве как единому целому. Ожерелье из семи вертикалей (восьмое высотное здание архитектора Д.Н. Чечулинав Зарядье по соседству с Кремлем не было построено) выявило центральное ядро столицы: их тщательно продуманное расположение связано как с топографией города, так и со структурой его плана. Они сыграли роль выразительных акцентов в силуэте города, придали его облику крупный масштаб.
К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Архитектурные формы зданий не соответствуют их конструктивной основе: сооружения были выполнены с применением стального каркаса, но оформлялись на манер массивных тяжеловесных каменных сооружений, что подчёркивало их монументальность.