Гражданское строительство
Вопрос о гражданском строительстве нуждается в некоторых предварительных замечаниях. Церковная архитектура, по крайней мере, в своих наиболее выдающихся образцах, выступает в виде цельной системы: это как бы разновидность организации пространства, наглядно иллюстрирующая определенные положения религиозной доктрины. Это своего рода материализация облегченной идеи. В эпоху готики складывается своеобразная типология гражданского строительства, соответствующая потребностям общества, все более испытывающего последствия классового расслоения. Здание административного центра приобретает несколько меньшее значение, чем собор: в нем сохраняются, скорей в символических, чем практических целях, элементы крепостных укреплений (зубцы, дозорные обходы и т. п.), однако в стенах прорезаются широкие окна, соответствующие залам для собраний или для торжественных приемов, в нижних этажах часто помещаются открытые лоджии. Наряду с Бролетто в Комо (1215 г.), Палаццо Публико в Пьяченце (начат в 1280 г.) и многими другими к подобному типу зданий относится Дворец дожей в Венеции (окончен около 1400 г.). Он представляет собой огромный параллелепипед, в котором, однако, выявлена легкость конструкции здания, стоящего на острове в лагуне. Этой цели служит двухъярусная галерея с аркадами в стиле узорчатой готики, розовая плоскость стены, прорезанная большими окнами, зубцы завершения сверху в виде ажурной прозрачной вязи. Иной характер носит флорентийское Палаццо делла Синьория, задуманное Арнольфо ди Камбио около 1300 г. в форме куба, замкнутого сверху выступающей зубчатой галереей, над которой возвышается высокая башня, повторяющая в дозорной вышке завершающий мотив самого дворца. Сиенская ратуша (Палаццо Публико, начата в 1298 г.), напротив, развернута соответственно изгибу площади. В верхних двух этажах она украшена двумя ярусами изящных трифориев. Стройная высокая башня (окончена около 1350 г.) контрастно подчеркивает развитие фасада ратуши по горизонтали. К архитектурным формам ратуши приближаются формы дворцов зажиточных горожан. Вначале они носят характер замкнутых укреплений, затем все больше «раскрываются» и украшаются узорчатыми окнами, выходящими на улицу. Другие здания дворцового типа предназначаются, особенно в Тоскане, для городских магистратов. С некоторыми изменениями в них повторяется типология городских ратуш. Другими сооружениями общественного назначения являются торговые ряды (Лоджия делла Синьория и Лоджия дель Бнгалло во Флоренции), цеховые помещения, фонтаны, например фонтан (1278) на центральной площади в Перудже Никколо и Джованни Пизано.
Кастель дель Мойте (Андрия), построенный по приказу Фридриха II в 1240 г. в качестве охотничьего замка, остается весьма важным, но изолированным эпизодом в истории итальянской средневековой архитектуры. Это восьмиугольник с угловыми равновеликими башнями, знаменующий возврат к типу крепостных сооружений. Однако этот тип развивается с такой соразмерностью и чистотой пропорций, что «военный» мотив перерастает в гражданский и репрезентативный.
Заключение
Архитектура свободно черпала из обширного античного наследия. При этом длительная неизменность конструктивно-планировочной основы базилик и, как правило, их постановка в ряду плотной городской застройки вели к повышению композиционной значимости фасада. Это делало привычным представление о декоративном уборе фасадной стены как о воплощении общего архитектурного облика сооружения. То, что при этой декоративности составляло исключительное достоинство средневекового зодчества Италии, — это, особенно в Тоскане, высокая, принесенная еще из античности рафинированность художественного вкуса, Тонкое чувство пропорций, благородная сдержанность декора, изящество в прорисовке классической детали — все это неизменно присутствует в лучших творениях архитектуры итальянского средневековья. Гениальным конструктивным открытиям Севера Италия противопоставляла в своих больших соборах покоряющую гармонию декоративных фасадных построений.
Такая из века идущая специфика архитектуры не могла не наложить своего отпечатка и на истолкование итальянскими зодчими пришедшей с Севера готики. Приход готики в Италию был исторически закономерен.
При важной роли в этом строительной активности монашеских орденов нельзя не видеть и глубокой обусловленности готики общностью основных форм социально-экономического и культурного развития средневековой Европы, включая и Италию. То был процесс роста городских комунн, который повсеместно сопровождался обмирщением идеологии городского общества. Возникало стремление к познанию окружающей жизни, которое в искусстве вело к зачаткам реализма. Новая тектоническая система готики, с ее рациональным методом разложения несущих усилий в конструкциях сооружений, весь мир декоративных форм готики взятых прямо из природы (прогрессивный натурализм готической декорации), - все это еще в рамках глубокой церковности и было высшей, синтетической формой первых побед разумного начала.
Готика поэтому не могла не оказаться во многом созвучной народным настроениям Италии, где в эти годы совершала свое триумфальное шествие «ересь» св. Франциска с его жизнелюбивым приятием реального мира земли («рай вокруг нас») Она не могла остаться вне творческих исканий зодчих, даже в наиболее привязанной к своему античному прошлому Флоренции Но зодчество Флоренции и 'наиболее активно перерабатывает готику, подчиняя ее собственному пониманию тектонического смысла и красоты архитектуры, — «берет ее алфавит, чтобы высказать итальянские мысли» (Геймюллер). Здесь, во Флоренции, как и в других городах Тосканы (Сиене, Пизе, Орвието), начиная со второй половины XIII в. собственно и создается своеобразный национально-итальянский вариант готики — стиль, к которому, впрочем, лишь условно может быть отнесено это стилевое обозначение: под покрывалом готических форм здесь стойко держалась исконная, идущая от античности романская тектоническая концепция архитектуры.
Вместе с тем, в своем отношении к готике архитектура Италии не была единой. Ломбардия, во многом близкая судьбами своего развития варваризованному Северу, и в архитектуре наиболее тяготела к северному образцу готики. Венеция, в силу своих заморских связей наиболее обособленная в жизни и культуре от остальной Италии, сочетала в своей готике элементы византийских, арабских и западных влияний. Рим оставался в русле своих исконных позднеантичных традиций архитектуры. Юг в целом был вне сферы общего развития итальянской готики. Особое значение для понимания ее специфики имеет Тоскана и собственно Флоренция, где эпоха готики — время со второй половины XIII до начала XV в. — в значительной мере подготовила архитектуру эпохи Возрождения.
Список использованной литературы
· Энциклопедия готической архитектуры
(автор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк)
· http://lifeglobe.net/blogs/details?id=736
· http://www.bibliotekar.ru/zh-OsnovyIstorii/13.htm
· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0#.D0.93.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0_.D0.B2_.D0.98.D1.82.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B8
· http://arhistroika.ru/gotika-v-italii-osobennosti-razvitiya
1.Не хватает главы о градостроительстве (в соответствии с заданием) – строительстве и особенностях планировки средневековых городов Италии. Рассмотрет, например, Сиену, Флоренцию, Венецию. Приложить планы городов, описать особенности планировки, основные ансамбли.
2. Относительно упоминаемых в тексте построек – надо приложить планы, разрезы, фасады, по возможности, реконструкции.
Можно даже сократить текст, но иллюстрации обязательно.
3. Надо добавить словарь терминов, список сокращений, указатель основных памятников и главу «Выдающиеся архитекторы и их произведения» в соответствии с указаниями методического пособия.
Реферат является основополагающим заданием при получении зачета.
Исправленный, дополненный реферат можно выслать на почту [email protected]
С уважением София Константиновна Канаева,
Ст. преподаватель кафедры.
Приложения
Иллюстрации
1.Сиенский собор
2. Миланский собор