Архитектурные направления и организации архитекторов
Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях.
В 1920-е гг. вследствие экономической отсталости и разрухи, вызванной империалистической и гражданской войнами, строительство не могло вестись в широких масштабах, но в этот период создавалось много архитектурных проектов, в которых нашли выражение романтика революционных преобразований, пафос борьбы, мечты о строительстве новой жизни. Отрыв от практического строительства обусловливал недостаточную реальность проектных решений, многие из них были в то время просто практически неосуществимы.
Памятник III Интернационалу
1919 г. Арх. В.Е.Татлин. Архитектор использовал спираль, аллегорически выражавшую революционный порыв и движение. Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси. Нижнее, самое крупное здание имело форму куба, вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвертый объем — полусфера, скорость её вращения один оборот в час, о назначении сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трех властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место для художников. Ведь башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Она — мост между небом и землей, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания, а также жилище мудрецов. Венчали памятник огромные радиомачты. Специальная система прожекторов должна была бы проектировать световой текст на облака. Планируемая высота башни 400 метров, наклон от нормали 23,5°. Планируемые материалы — стекло и сталь.
«Летающие города» Г.Крутикова
1928 г. Дипломный проект ученика Н.Ладовского, Георгия Крутикова, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории? Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города-коммуны. Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.
Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.
Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.
Осенью 1918 года в ходе реорганизации системы художественного образования на базе Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) были образованы соответственно Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Осенью 1920 года их преобразовали в единое учебное заведение — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий).
Творческое лидерство во ВХУТЕМАСе принадлежало преподавателям архитектурного факультета. В 1920-1923 годах на факультете постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания:
- академические мастерские (И.В.Жолтовский, И.В.Рыльский, А.В.Щусев, Э.И.Норверт, В.Д.Кокорин, Л.А.Веснин),
- объединённые левые мастерские — Обмас (Н.А.Ладовский, В.Ф.Кринский и Н.В.Докучаев). Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была введена специальная дисциплина — «Пространство». Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу. Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.
- мастерская «экспериментальной архитектуры» (И.А.Голосов и К.С.Мельников).
В 1924/1925 учебном году появилась мастерская А. А. Веснина, куда перешла часть студентов как из академических, так и из «новаторских» мастерских.
Конкурс проектов Дворца Труда в Москве, 1923 г. В центре столицы планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п. Этот Дворец Труда должен был явиться одним из грандиознейших сооружений в мире, среди подобного типа строений. К проекту Дворца предъявлялись следующие требования: главный зал должен был вмещать 8 тыс. чел., малый — 2,5 тыс. чел., башни здания (при наличии их в проекте) желательно было использовать под помещения обсерватории, радиостанции и пр. На здании возможно устройство площадки для аэропланов. Программа конкурса была составлена к сентябрю 1922 года. Конкурс завершался 5 февраля 1923 года. Выставка проектов «Дворец Труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдет советская архитектура. Всего на конкурс было представлено 47 проектов. Конкурсные проекты Дворца труда отразили представления различных архитектурных течений о направленности зодчества в условиях нового общества. Условно их можно разделить на три группы: архаизирующая романтика, индустриальная символика и складывающийся конструктивизм. Проект Ноя Троцкого получил первую премию как наиболее яркий пример архаизирующей романтики. В основе композиции плана лежит большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения. Грандиозный объём зала подчеркнут абсидами, в которых размещены лестницы. Большинство архитекторов считали присуждение ему первой премии ошибочной, а сам проект — не соответствующим идее Дворца труда ни с градостроительной точки зрения, ни по образным характеристикам. Проект Ильи Голосова— пример индустриальной символики. Голосов строил свою композицию, стремясь добиться функционально четкой связи отдельных групп помещений и вместе с тем получить остродинамичное построение здания. В результате сильно расчленённый объем с господствующей формой большого зала, покрытие которого напоминает некий гигантский механизм и ассоциируется с турбиной, создает впечатление не единого здания, а целого конгломерата сочлененных вплотную различных по характеру и масштабу объемов. Акцентированное движение архитектурных масс, по мысли автора, должно было передать динамику революции. Проект братьев Весниных занял третье место, но именно в нем впервые как самостоятельное явление заявил о себе стиль конструктивизм. В нем остросовременное по облику здание сочеталось с четким рациональным планом, учитывалось использование новейших конструкций и материалов. Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий геометризированный ажурный абрис. |
Рационализм – архитектурное направление, возникшее в 1920-х гг.
В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.
В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.
Концепция: в архитектурном творчестве следует исходить из композиционной идеи, на основе которой разрабатывается архитектурное решение. Архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия следует учитывать при строительстве. Основное внимание сосредотачивается на проблемах художественной формы в архитектуре.
Главный постулат рационалистов: пространство – форма – конструкция. Их творческое кредо включало объективную целесообразность архитектурной формы. Архитектурные мотивы – цвет и форма – должны быть рациональны и служить потребностям человека, помогая ориентироваться в пространстве.
Ведущие архитекторы: Н.Ладовский (теоретик, организатор и творческий лидер), К.Мельников, Э.Лисицкий.
Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА)
Творческая организация архитекторов-рационалистов, создана в 1923 г.
АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 г. под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.
На раннем этапе архитектурная практика членов ассоциации была крайне незначительной, что сами архитекторы АСНОВА связывали с «архитектурной блокадой» со стороны противников — членов других архитектурных организаций. Нередко члены ассоциации сами отказывались от участия в конкурсах из-за недоверия к составу жюри. Из-за отказа участвовать в конкурсе проектов Дворца труда в Москве рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.
1923-1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш».
В 1928 г. происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В. Балихиным, а также создание Ладовским Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ).
В 1930 году АСНОВА на правах сектора вошла в Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО). Прекратила существование в 1932 году в связи с созданием Союза советских архитекторов.