Район Собственной дачи в Ораниенбауме
Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума расположен в г. Ломоносове в 41 км от Ленинграда. Общая площадь парков около 170 га. Местность была пожалована Петром I его ближайшему сподвижнику А. Д. Меньшикову. В 1710—1727 гг. на верхней террасе был построен дворец (арх. Н. Фонтана, а с 1713 г.— А. Шлютер и Г. Шедель), вырыты подъездной канал и 10 водоемов.
На террасе перед дворцом был разбит Нижний сад (самый ранний из всего комплекса), занимающий площадь 4,8 га. Одним из его создателей был шведский садовый мастер X. Гарц, работавший в Ораниенбауме с 1709 по 1728 г. Его планировка определилась сложной конфигурацией плана дворца и положением выдвинутых далеко вперед Померанцевой оранжереи и Картинного дома. По оси дворца расположен партер в обрамлении 6 боскетов. В саду было 3 фонтана, 39 деревянных и 4;золочено-свинцовых скульптуры. В боскетах росли клены, липы, ели, яблони, вишни, дубы, березы. На террасы и партер из оранжерей выносили лавровые и померанцевые деревья в кадках. Дворец связан с морем прямым каналом, который у входа в сад завершался гаванью фигурного контура. Сад был огражден зелеными деревьями, трельяжными решетками, на которых стояли деревянные, выкрашенные белой краской «токарные штуки». Ворота напротив канала имели створы также в виде трельяжной решетки.
В 40-е годы строительными работами руководил В. Растрелли, а с 1756 г. главным архитектором великокняжеского двора стал А. Риналь-ди. К началу 60-х годов был приведен в порядок Нижний сад, его партеры получили более сложный барочный рисунок, вместо деревянной скульптуры была установлена мраморная, деревянная ограда заменена каменной, а общая панорама украшена блестящей композицией террас и лестниц северного фасада дворца Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х годов XIX в
Арх. А. Ринальди проработал в Ораниенбауме более 20 лет (главным образом в Верхнем парке) и создал ансамбли, характерные для переходного этапа в архитектуре и садово-парковом искусстве. По мнению Д. А. Кючареанц, «Ринальди — это не просто представитель раннего классицизма, это мастер, создавший единственные в России памятники рококо — стиля, переходного от барокко к раннему классицизму. Это Петерштадт и Собственная дача». Эти ансамбли включены в живописную местность парка с его холмистым рельефом, искусственной системой прудов, каналов и каскадов. Река Карость разделяет парк на районы Петерштадт и Собственная дача. ■V Петерштадт создается в 1756— 1762 гг.: к югу от Большого дворца, за Карпиным прудом. Здесь по всем правилам (фортификации возводится небольшая крепость с комплексом необходимых сооружений., У ее западной стены на берегу р. Карость устраивается регулярный парк (15 га) с небольшим дворцом, каскадом, лестницами, парковыми сооружениями — Менажерией, Эрмитажем, Китайским домиком и др. В этом парке интересно прослеживается , влияние зарождающегося пейзажного направления. Аллеи и боскеты хотя и обрамлены стрижеными стенами, но имеют "плавные очертания, починенные линии берега реки, который уже не стали спрямлять. Появление сооружений «в китайском духе», таких, как Китайский домик, так же характерный .прием для ранних пейзажных парков. Петерштадт как регулярный парк просуществовал до 1792 г., затем был преобразован в пейзажный. Из всех построек сохранились только дворец и Почетные ворота.
Ансамбль Собственной дачи создается с 1762 по 1774 г. на площади 150 га. Он занимает территорию плато, простирающегося на юг и запад от Большого дворца, и имеет в плане форму вытянутого прямоугольника. Парк строится на сочетании регулярных и пейзажных приемов и представляет собой комплекс архитектурных сооружений, включающий ансамбли Китайского дворца, Катальной горки и ранее созданный ансамбль Каменного зала. Он был построен в 1739—1751 гг. по проектам М. Земцова и В. Растрелли и включал дворец «Каменное зало», расположенный на краю морской террасы, партер с небольшим регулярным садом и П-образный канал.
От Каменного зала по его оси к югу направлена самая широкая в парке 15-метровая тройная липовая аллея, уходящая вглубь более чем на 500 м.
В конце аллеи, но в стороне от ее оси находится ансамбль Китайского дворца. Он решен как замкнутая регулярная композиция. Вокруг пруда геометрической формы расположены дворец, Кофейный и Фрейлинский домики, колоннада, украшенные партерами и скульптурой.
Ансамбль Катальной горки (1762—1768) включает павильон высотой 33 м, скаты и колоннады. Павильон, стоящий на краю морской террасы, занимает доминирующее положение в парке (в отличие от Китайского дворца, трактовавшегося как интимный дом). С его балконов открываются живописные виды на парк и Финский залив. С верхнего балкона павильона начинались деревянные скаты, по которым съезжали в специальных колясочках. По обе стороны, на месте параллельных парковых дорог, раньше были расположены открытые галереи-колоннады. В середине XIX в. скаты и галереи были разобраны, на их месте устроен Зеленый ковер, по сторона., которого были высажены пихты. Зеленый ковер (длина 532 м) условие делит парк на две части — восточную, более раннюю (так называемый «парк при дворце»), и западную. В восточной части сеть взаимно перпендикулярных аллей образует прямоугольные боскеты. Внутри боскетов были проложены дороги сложного геометрического рисунка с тупиковыми площадками, кавалерскими домиками, китайскими кабинетами. В западной части прослеживается стремление отойти от регулярной планировки. Она включает запутанную систему узких дорожек и водный лабиринт с островками, мостиками и беседками «в китайском духе» (по мнению Т. Дубяго, переделанный из водного лабиринта А. Меньшикова.)
Измельченная планировка, изощренность композиций, сочетание регулярных и пейзажных боскетов, отсутствие композиционной взаимосвязи между узловыми ансамблями парка свидетельствуют о том, что регулярное стилевое направление уже исчерпало свои возможности, а пейзажное еще не сформировалось. «Ринальди как бы пытался примирить оба стиля, неотдавая предпочтения ни одному из них».
А. Раскин -отмечает, что «художественный облик Собственной дачи отразил переходный период в русской архитектуре, когда, сменяя мопГный декоративно-праздничный стиль барокко и утонченно-виртуозное рококо, утверждался гармонично уравновешенный и ясный стиль классицизма, и рациональная планировочная структура регулярных садов уступала, место романтичес-ским пейзажным паркам» [32, с. 10].
В конце XVIII в. деревья в парке перестали стричь, ветхие сооружения разобрали. Регулярные участки парка слились с пейзажными и составили единое целое с новым пейзажным районом, который был создав между Петерштадтом и Собственно
В середине XIX в. ансамбль Китайского дворца был реконструирован. Вместо Фрейлинского домика построена Китайская кухня (1853 г., 1рх. Л. Бонштедт), изменена конфигурация пруда, построена пергола, доложена Английская дорога, обогнувшая район Собственной дачи и единившая дворец и Катальную зку.
«Ансамбль Ораниенбаума — единственный из всех исторических приводов Ленинграда, не испытавший икупации во время Великой Отечественной войны. Сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек -обстрелов.