Состав и характеристика исходных материалов
Проект реставрации состоит из комплекса научно-исследовательской, графической и сметной документации в таком объеме, который может обеспечить производство работ реставрации в натуре. Разработка проектной документации ведется обычно в следующей последовательности:
1. Составление предварительной документации;
2. Эскизный проект реставрации;
3. Проект реставрации с рабочими чертежами;
4. Отчет о проделанной работе.
Пример: Проект звонницы на Белой горе.
Для этого вначале заказчику выдается «Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия»: (Задание на разработку научно-проектной документации для производства работ на объектах культурного наследия). Это задание определяет состав и содержание научно-проектной документации, порядок и условия согласования научно-проектной документации и разрабатывается в разделе «Предварительные работы».
Выдается «Разрешение на производство работ по сохранению объекта культурного наследия»: (Плановое (реставрационное) задание). Это задание определяет проектные и ремонтно-реставрационные работы, приспособление и воссоздание памятника, разрабатывается на основании материал учетных или иных документов, содержит данные об очередности выполнения научно-проектных работ во время производства.
Плановые задания арендаторов или владельцев памятника отражают пожелания, связанные с дальнейшим режимом эксплуатации сооружения и выявляют характер и объемы проведения мероприятий, способствующих удовлетворению их запросов.
После предварительного просмотра и согласования с КЦОП, эти документы приобретают законодательную силу, в качестве дополнительных материалов для проведения исследований, проектирования и осуществления реставрации. Часто Госинспекция, исходя из соображений наилучшего сохранения объекта, отвергает пожелания заказчика или в них вносятся существенные коррективы. Утвержденные инспекцией плановые задания не ограничиваются в объеме, они дополнют АРЗ.
Затем составляется архитектурно-реставрационное задание (АРЗ) заказчику. АРЗ дает право на проведение исследований и реставрации.
В основе АРЗ должны быть следующие материалы:
1. Паспорт памятника;
2. Историческая справка, иконография и обмеры, хранящиеся в архиве КЦОП;
3. Результаты предварительного натурного обследования объекта сотрудниками КЦОП, дающие характеристику его состояния к моменту выдачи задания;
4. Плановые реставрационные задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (программа исследований).
Все документы составляются предельно кратко, в объёме не более чем по 3-4 страницы по определенной форме.
Обычно их содержание обусловлено состоянием памятника, его значением, градостроительными соображениями и реальными финансовыми возможностями. В конце АРЗ даются указания о составе исследований, содержания проекта и объемах предстоящей реставрации. При исследованиях, часто в процессе изучения объекта и составления проекта реставрации, выявляются новые материалы и исторические сведения, заставляющие уточнять отдельные положения АРЗ. В таких случаях отклонения от задания фиксируются актами Госинспекции, учитываются новые возможности проведения реставрации дополнение к АРЗ, почти всегда, выдаются плановые задания заказчиков.
Проекты реставрации и реконструкции, при этом должны выполняться специализированными организациями и частными лицами, имеющими соответствующие лицензии на проведение этих работ.
Работа с музеями
Здесь уместно упомянуть одно положительное свойство музеев: подключение научных работников музеев к исследовательской работе уже в процессе подготовки плановых заданий и АРЗ имеет безусловное значение, так как в их распоряжении оказываются часто значительный исторический материал.
Но сотрудники музеев привыкли к собиранию материалов для специфической научно-исследовательской и экскурсионной деятельности, они не достаточно подготовлены в технических вопросах и архитектуре, ваяния и живописи, некомпетентны в необходимых для реставрации выводах и наконец, как правило не знают элементарных основ ее методики. Только в процессе многолетней и совместной работы с реставраторами, они осваивают специфику требований к подбору, систематизации, оценке архивных и иконографических материалов.
Пример: Привлечение архитектора и художников для оформления интерьеров Пермского краевого музея позволило создать единое, цельное, пространство параллельно с проектом реставрации.
Тема 5. Последовательность методических научно-реставрационных работ: предварительные работы, ознакомление с объектом, выявление болезней объекта, подбор и систематизация исторических сведений и документов, работа с литературными источниками, научно-реставрационный отчет.