МНЕСИКЛ. Кариатиды. Эрехтейон
Контрольная работа №1.
1.Определите принадлежность к архитектурному стилю зданий:
1.
Ампир
2.
Готический стиль
3.
Романский стиль
2. Назовите примеры сооружений в Ярославле в следующих стилях:
А) Псевдорусский - здания бывшей глазной лечебницы, художественного училища, Знаменская церковь.
Б) Модерн - дом Кнопфа, отель «Бристоль»
В) Классицизм — ансамбль Ильинской площади (ныне Советская), городская усадьба Матвеевских, дом Болконского, дом общества врачей, здание Духовной консистории, Семёновский мост, беседка Некрасова, Демидовский столп.
Г) Хай-тек – новый планетарий.
Д) Сталинский ампир - вокзал «Ярославль-Главный»
3. Соотнесите памятники архитектуры и архитекторов:
Растрелли - Смольный монастырь
Монферан - Исаакиевский собор
Росси - здание Сената и Синода
Трезини - здание 12 коллегий
Воронихин - Казанский собор
Баженов - дом Пашкова
4. По фотографии дайте название зданиям, определите период постройки:
А.Зимний Дворец, Государственный Эрмитаж, период барокко
Исаакиевский собор, поздний классицизм
Б.
В.
Храм Христа Спасителя
5. Для стиля конструктивизм характерно:
А. Обращение к формам античного искусства, четкость и правильность объемов.
Б. Утилитаризм, геометризм, стремление выразить технические свойства материала.
В. Динамичность, пышность форм, обилие декора.
Г. Формы, устремленные ввысь, стрельчатые окна.
6.Назовите несколько памятников архитектуры, автором которых является
А. И. Штакеншнейдер.
· Мариинский дворец (ныне — резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839—1844 годах на Исаакиевской площади.
· дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857—1861 гг. Сейчас здесь располагаются Институт Истории Материальной Культуры РАН и Институт восточных рукописей РАН.
· планировка двух пейзажных парков — Колонистского и Лугового Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
· павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
7. Расставьте существующие памятники ярославской архитектуры последовательно по времени их строительства:
Е) Успенский собор (1215)
И) Спасо-Преображенский собор (1505-1515)
Б) Церковь Николы Надеина (1620-1622)
В) Церковь Рождества Христова (1636)
К) Церковь Ильи Пророка (1647-1650)
Г) Волжская (арсенальная) башня (1658-1669)
Ж) Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687)
З) Петропавловский собор ( Красноперекопский район) (1720-1730)
А) Здание Волковского театра (1750)
Д) церковь Сретения в Депутатском переулке (1891-1895)
8. Назовите город, в котором располагается данный архитектурный объект и сам объект:
1. Кафедральный собор г. Бразилиа
2. Казанский собор в Санкт-Петербурге
3. Башни Петронас в Куала-Лампур
Бурдж-Халифа, Дубай
5. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва
- Назовите автора и название сооружения, посвящённого III Интернационалу, 1919 г. Оно должно было появиться в Ленинграде и достигать 400 метров в высоту, но так и не было возведено. Существуют макеты сооружения, хранящиеся в Москве, Стокгольме, Оксфорде.
Башня Татлина (Памятник III Коммунистического интернационала), проект монументального памятника, разработанный советскимархитекторомВладимиром Евграфовичем Татлиным.
10.Дайте определение следующим терминам:
1. Апсида-примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.
2. Бегунец-вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Ряд кирпичей ставится наклонно в виде зигзагообразной линии. Иногда бегунец совпадает с «волчьим зубом». Вместе с поребриком, аркатурным поясом, кокошниками, шипцом, дельтодоном, язычками, бровками, городками, сухариками, жучками, перлами использовался в древнерусской архитектуре
3. Капитель-венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
4. Ордер-тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
5. Придел-либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.
6.Закомара- в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый)свод.
7. Пилястра- вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорцииордерной
колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).8. Прясло - в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. Например: «прясло Воротной и Климентовской башен», что обозначает крепостную стену, ограниченную Воротной и Климентовской башнями.
В храмовой архитектуре прясла — вертикальные части фасада, разделённые лопатками или пилястрами.
9. Портал-архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
10. Портик-крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на нихархитрава
, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.Контрольная работа №2
- Какой архитектурный элемент изображен на картинке?
МНЕСИКЛ. Кариатиды. Эрехтейон
2. К какому архитектурному стилю относится объект, изображенный на картинке?
Романский стиль
3. Какое из сооружений не входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО?
А) Московский Кремль и Красная площадь
Б) Историко-культурный комплекс Соловецких островов
В) Ивангородская крепость
Г) Кижский погост
4. Первый каменный храм Древней Руси:
А) ц. Вознесения в Коломенском Б) Собор Василия Блаженного
В) Десятинная церковь Г) Софийский собор в Киеве
5.Стиль, господствующий на Руси с кон. XI по XVII вв.:
А) древнерусский (закомарный) Б) шатровый
В) белокаменный В) строгановское барокко
6. В каком городе впервые появились колокольни как архитектурный элемент?
А) Псков Б) Владимир В) Киев Г) Ярославль
7. Самой мощной крепостью России принято считать:
А) Псковский Кром
Б) Московский Кремль
В) Крепость Шлиссельбург
Г) Петропавловская крепость
8. Соотнесите монастыри и место их расположения
Троице-Сергиева лавра - Московская область
Толгский монастырь - Ярославская область
Белозерский монастырь - Вологодская область
Соловецкий монастырь - Архангельская область
9.Вычеркните лишнее:
Церковь Вознесения в Коломенском, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дъяково, собор Покрова на Рву, Владимирская церковь на Божедомке, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
10. О каком архитектурном сооружении идет речь, где оно находится?
Строительство связывают с именем мастера Нестора: предание гласит, что закончив работу, забросил он топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».Церковь вся срублена из дерева. Несмотря на кажущуюся сложность композиции, план и объемно-пространственная схема церкви предельно просты. В ее основании лежит так называемый двадцатистенок, т.е. восьмерик с четырьмя прирубами – более низкими частями здания, органически включенными в общую композицию и примыкающими к четырем взаимопротивоположным граням восьмерика. Нижний ярус состоит из четырех глав, над ним другой, такой же. Третий ярус уже из восьми глав, стоящих на бочках, которые венчают каждую грань нижнего восьмерика. Еще выше ярус из четырех глав, стоящих на среднем восьмерике, и, наконец, на верхнем восьмерик стоит одна. Но самая большая глава, завершающая всю композицию. Последняя, двадцать вторая, находится ниже всех – над алтарной частью. Вся многоглавая пятиярусная композиция вписана в один четкий и цельный пирамидальный объем.