Геоглифы каменистой наски

Геоглифы пустыни Наска, гигантские рисунки на земной поверхности, — одно из самых грандиозных и в то же время необъяснимых творений нашей планеты. Мне посчастливилось увидеть их, как говорится, воочию, и это зрелище оставило ни с чем не сравнимое впечатление.

ПОЛЕТ НАД ПУСТЫНЕЙ

Панамериканское шоссе, проходящее по западному склону Анд, соединяет Перу с соседями — Эквадором на севере и Чили на юге. Небольшой городок Наска расположен на побережье океана в 450 ^километрах от столицы Перу — Лимы. Когда едешь по шоссе, интересно фиксировать изменение окраски мелькающих по сторонам песчаных холмов. Пустыня только кажется однообразной, на самом деле песок, поначалу преимущественно серый, сменяется желтым, серебристым и даже красным.

В настоящую пустыню мы въехали после полудня. Однако ничего особенно странного сразу и не заметили. Крутом лишь унылая равнина, или, как ее называют местные жители, — пампа. Нигде ни кустика, ни травинки. Только мелкий, как пыль, сероватый песок и множество небольших камней...

Вдалеке увидели железную вышку, похожую на пожарную башню. С ее 15-метровой высоты хорошо просматривается гигантский рисунок крокодила, хвост которого пересекает шоссе.

С земли же фигуры разглядеть трудно: линии, образующие их, кажутся просто тропинками среди лежащих камней. На изгибах прямых линий лежат аккуратные кучки камней, которые сгребли, видимо, для того, чтобы эти линии собственно и появились. Кто собирал эти камни?.. Чьи руки их касались?..

На окраине городка Наска находится грунтовой аэро-дромчик маленькой компании “Аэро-Кондор”. Она за умеренную плату организует 45-минутные полеты над пустыней, чтобы их пассажиры увидели ее с воздуха, а потом выдает им памятные дипломы об этом неординарном событии...

Четырехместный салон авиетки не превышал по своим размерам салон нашего “Запорожца”. Мы разместились, пристегнули ремни и расчехлили фотоаппараты. Аэропланчик наш зачихал, затарахтел, поднимая клубы пыли, с трудом разбежался, надрывно гудя, и начал постепенно набирать высоту, то и дело проваливаясь в воздушные ямы. И вот уже под нами мелькают белые домики и чахлые деревца городка. Вираж — и мы находимся над пустыней...

Рисунки Наска — это потрясающее зрелище!.. Среди извилистых морщин, оставленных на лице Земли рекой Инхенио и ее притоками, мы вдруг увидели идеально прямые линии, прочерченные от горизонта до горизонта. Они сходились, пересекались. Иногда это были даже не линии, а полосы с расходящимися краями. Некоторые фигуры имели форму трапеции, а их края заканчивались прямой полосой, уходящей вдаль. Было такое впечатление, что мы пролетаем над современным аэродромом или, может быть, над... чужим космодромом?

“А теперь я покажу вам рисунки!” — крикнул, повернувшись к нам, пилот авиетки. И тут же он заложил такой крутой вираж, что душа моя ушла в пятки. Но внезапна она вся наполнилась невообразимым восторгом: рядом с концом крыла я увидел на земле огромные фигуры. При некоторой стилизации, присущей древнему Перу, большинство наблюдаемых изображений были вполне реалис-

тичны. Без труда можно было узнать кита, рыбу, собаку, обезьяну, тарантула, кондора, цаплю и даже большеглазую человеческую фигуру, одетую во что-то вроде скафандра для космических полетов...

Прошло чуть менее часа... Наш самолет удивительно плавно спланировал, стукнулся о жесткий грунт, несколько раз подпрыгнул и наконец побежал по пыльной посадочной полосе. Я ступил на буро-серую землю...

Неужели это был не сон, а реальность?.. Неужели я действительно летел только что над таинственным плоскогорьем каменистой Наски?.. Да, после посещения пустыни Наска долго не можешь прийти в себя — не покидает чувство близости к какой-то великой тайне... Начинаешь осознавать ничтожность собственной жизни в сопоставлении с вечностью...

ТАЙНА ДОЛИНЫ ИНХЕНИО

Исследователь пустыни Наски Мария Райхе рпубли-ковала свою книгу “Тайна пустыни”, которая начинается такими словами:

“За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный дня потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если мы смотрим, задирая голову, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой...”

Пустыня^ Наска окружена низкими, безлесыми оврагами Анд и такими же голыми безжизненными холмами плотного и темно-серого, словно утрамбованного, песка. Задержать влажные восточные ветры, дующие с просторов океана, эти горы не в силах, и они прокатываются

над пустыней, чтобы принести благодатные ливни на высокогорные пастбища. Над Наской чаще всего стоит знойная бесцветная дымка, а дождей над ней не бывает по многу лет. Плотный, цвета дорожной пыли, грунт покрыт осколками буроватых с красным отливом камней, чаще "всего небольшими, не крупнее четвертушки кирпича.

Почти все плато покрыто своего рода “татуировкой”, которая стала широко известной лишь благодаря фотографиям, сделанным с самолетов. Здесь 13 тысяч линий, 788 фигур и более 100 спиралей. Эта гигантская “книга с иллюстрациями” занимает площадь в 500 квадратных километров.

Естественно, у всех, кто близко знакомился с рисунками Наска, возникает множество вопросов... Кто создал в пустыне гигантские изображения, которые можно увидеть, лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью? Какие технические приемы для этого использовались? Каким образом удавалось соблюсти пропорции заданной модели?..

Многие ученые, исследовавшие эти изображения, уверены, что в прекрасных насканских творениях заложен определенный смысл — познавательный, экономический, хозяйственный, социальный и политический. Но какой конкретно — ученые, увы, не знают...

ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ

История открытия и изучения перуанского феномена связана с именами специалиста по древним цивилизациям Пауля Косока из университета в Лонг-Айленде (США) и исследователя из Германии Марии Райхе, которая изучала древние обсерватории.

Пауль Косок занимался историей Месопотамии, и в частности интересовался ирригационными системами древних городов. Возник у него интерес и к системам орошения в Южной Америке, особенно на севере Перу. Уже когда его экспедиция свертывала работу, кто-то сказал

Косоку, что на юге, в районе Наски, тоже есть какие-то каналы. Ученый вместе со своей помощницей Марией Райхе незамедлительно отправился туда.

“Каналы” они увидели сразу и тут же поняли, что для ирригационных целей они служить не могли. “Каналы” рассекали поверхность пампы в разных направлениях, поднимались вверх, в горы... Никакой их привязки к водоемам и рекам установить не удалось, а попытка реконструировать один из “полузасыпанных каналов” (такое первоначальное впечатление создалось у обоих ученых) показала, что они были неоправданно мелкими. “Нет, это не каналы! — решил Косок. — Но тогда что?”

Открытие пришло случайно. А впрочем, это было даже не открытие, а только догадка... 21 июня 1939 года Косок стоял на одном из “каналов” — прямом как стрела. Желто-бордовое солнце пустыни медленно опускалось на горбатую гору. Косок бросил последний взгляд на наше дневное светило и вдруг отметил: солнце садилось точно по линии “канала”. “Это линия зимнего солнцестояния!” — сказал себе Косок... После этого Косок и Райхе только и делали, что бродили по пампе да рассматривали линии, пытаясь найти тайный смысл “послания” древних жителей Наски.

Во время одной из таких прогулок Косок нашел и первый рисунок. Его можно было разглядеть, лишь поднявшись на лестницу-стремянку. “Самая большая книга по астрономии с уникальным “календарем”, — сказал он о пампе. За ним это название рисунков Наска повторяли потом многие.

Так началось изучение загадочных насканских фигур. Вскоре Косок уехал и не смог продолжить исследования в районе Наска, а его помощница осталась одна. Марию Райхе серьезно заинтересовали странные изображения, и она стала своего рода “апостолом пустыни” Наска, где жила в скромном глинобитном домике на окраине одноименного городка.

С утра Мария Райхе уходила в пустыню, к вечеру возвращалась обратно. Она картографировала, чертила, из-

меряла — другими словами, просто работала. Ей удалось добавить к списку уже известных фигур ряд новых — со всеми их подробностями. А главное, она подтвердила гипотезу Косока очень важными фактами, которые не только увеличили число линий солнцестояния и равноденствия, но и доказали связь “астрономического календаря” Наски с положением Луны, планет и крупных созвездий, таких, например, как Плеяды, которые играли значительную роль в пантеоне древних перуанцев.

Власти Перу относились к ее изысканиям весьма прохладно. Никто Марии Райхе, по сути дела, не помотал, и только в 1947 году она смогла впервые подняться на самолете, чтобы увидеть все линии и рисунки Наски, связать их между собой и оценить истинные масштабы этой циклопической работы древних мастеров. Почти десять лет ушло у нее на детальное ознакомление и изучение всех изображений пустыни.

После безвременной смерти Пауля Косока в 1949 году Мария Райхе продолжила работу. Подобно другим археологам последних лет, она убедилась, что медленно летящий вертолет — идеальная машина для осуществления аэрофотосъемки. В этом деле она превзошла многих своих коллег-мужчин. Для того чтобы сделать снимок под наиболее выгодным углом, Мария Райхе вылезала из кабины и снимала нужный ей объект с лесенки под вертолетом” Благодаря этому за много лет ей удалось открыть дюжины новых фигур: богов, птицу с распростертыми крыльями, свернувшихся змей, лис с длинными хвостами и т.д.

В результате пятнадцатилетней напряженной самоотверженной работы Марии Райхе удалось составить первую картосхему геоглифов на плато Наска. Она проявила редкую выносливость, настойчивость и терпение, обследуя практически одна бесплодные жаркие районы пустыни.

Недавно к широко известным, многократно воспроизведенным в различных печатных изданиях рисункам плато Наска добавился еще один — громадный портрет самой Марии Райхе...

. В этом не было бы ничего необычного, если бы он был начерчен, как первоначально предполагалось, вдали от древнего “календаря”. Однако местные власти и почитатели Марии Райхе, пожелавшие увековечить память исследовательницы в знак уважения к ее труду, поторопились, в результате чего портрет появился прямо на территории археологического заповедника. Когда об этом узнали в Национальном институте культуры Перу, разразился громкий скандал, грозивший виновным крупным штрафом.

К счастью, по мнению некоторых специалистов, портрет Марии Райхе можно будет “заровнять”. В противном случае будущие археологи нашей планеты столкнутся с совершенно новой головоломкой. В самом деле, кто знает, как по прошествии нескольких тысячелетий может быть истолковано расположение по соседству с древними фигурами более позднего изображения?..

СОЗДАТЕЛИ ФИГУР РИСОВАЛИ “ПО КЛЕТКАМ”

Чтобы проникнуть в тайну рисунков Наска, нужно ответить всего лишь на три простых, но “традиционных” вопроса: “когда?”, “как?” и “зачем?” Понятно, что перед ответом на вопрос “зачем?” следует ответить на два первых. Исследования Марии Райхе, по-видимому, дали ответы на эти вопросы, которые интриговали целое поколение ученых.

Астрономические расчеты, основанные на годичной девиации времени восхода и захода некоторых “постоянных” звезд, а также Солнца, позволили Марии Райхе сделать вывод, что “астрономический календарь” Наски относится к 350—950 годам, а местами к 800—1400 годам нашей эры. Например найденный в Наска разметочный деревянный колышек, забитый в землю, был подвергнут радиоактивному анализу, который показал, что данное дерево было срублено в 525±80 годах нашей эры.

Культура Наски, создавшая эти “наземные картины”, переживала расцвет между 300 и 900 годами нашей эры.

Рисунки пустыни Наска, как оказалось, традиционны именно для этой культуры. Их можно встретить и в керамике, и на тканях той эпохи. В одном из перуанских музеев, например, хранится керамический сосуд в виде рыбы, во всех деталях повторяющий аналогичное изображение рыбы в пустыне Наска.

Что же касается техники исполнения основных “чертежей” Наски, то она достаточно проста и эффектна... Достаточно было собрать с поверхности камни и снять с нее верхний слой потемневшего от времени бурого щебня, находящегося на более светлом нижнем слое, и появлялась контрастная полоса. Камни и снятый- верхний слой затем укладывали валиками вдоль светлых полос, и сверху, особенно со значительной высоты, они выглядели как черные обрамляющие линии.

В чрезвычайно засушливой местности при отсутствии дождей и при минимальной эрозии такие изображения могли оставаться четкими на протяжении веков, если не тысячелетий. Это происходит даже несмотря на постепенное потемнение очищенных поверхностей (так называемый эффект пустынного загара), вызываемое окислением содержащегося в щебне железа. Такой процесс может лишь уменьшить контрастность изображения, но не больше. Кстати, если бы была известна скорость этого потемнения, то удалось бы достаточно точно установить возраст этого уникального творения человеческих рук.

Как же практически “рисовали” древние индейцы на ^широком “полотне” пустыни?..

Сперва художники делали на земле эскиз размером 2x2 метра. Эти наброски еще сохранились вблизи некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие отрезки. Марии Райхе удалось определить некоторые единицы их измерений: например в качестве единицы длины использовался отрезок, равный 322 миллиметрам. Затем эти отрезки в увеличенном масштабе переносили на земную поверхность с помощью двух кольев и длинной веревки.

Сложнее было с кривыми... Древние художники, видимо, справлялись с ними, разбивая каждую кривую на много крохотных сочлененных дуг. Затем на эскизе определяли радиусы этих дуг и центры соответствующих им окружностей. Теперь оставалось только перенести дуги в увеличенном масштабе на местность, найдя на ней центры окружностей. Вблизи многих изображений Мария Райхе обнаружила ямки от колышков или камни, которыми отмечались эти центры. Вероятней всего, к камню или колышку привязывали веревку нужной длины и другим ее концом с острым колышком намечали на земле требуемую дугу.

Вот что говорила Мария Райхе о “технологии” создания этих рисунков:

“Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием; которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить”.

• По сути дела, в данном случае применялся хорошо известный метод — “рисование по клеткам”. При увеличении таким способом любого изображения неточности или небольшие отклонения от первоначального эскиза почти всегда сосредоточены внутри одного квадрата, а в соседнем они не могут повторяться.

Каждый рисунок пустыни Наски очерчен только одной непрерывной линией, состоящей из сопряженных дуг как с самими дугами, так и с прямолинейными отрезка-

ми. Одна из величайших загадок и самое большое чудо рисунков пустыни Наска заключается в том, что их создатели, если они были землянами, никогда не видели и не могли увидеть свое творение целиком. Даже если они пользовались уменьшенными моделями рисунков и “градуированными” веревками.

ТЕТРАЭДР НАД МАСКОЙ

Это было захватывающее зрелище... Необычной формы воздушный шар “Кондор-1” — гигантский тетраэдр с подвешенной снизу гондолой в виде лодки из тростника, с экипажем из двух человек под ликующие возгласы присутствующих стремительно стал подниматься в воздух...

Так в середине 70-х годов XX века началось в Перу проведение необычного эксперимента с целью доказать, что более двух тысяч лет тому назад древние перуанцы совершали полеты на легких безмоторных летательных аппаратах. Такие полеты несомненно осуществлялись и над широко известным сегодня плато Наска.

Казалось бы, полет на воздушном шаре, происходящий в третьей четверти XX века, — что же здесь особенного? Но дело в том, что используемый шар “Кондор-1” был действительно необычный. Он являлся точной копией воздушного шара, изображение которого было найдено в гробницах, появившихся в Наске более двух тысяч лет назад.

Этим и объясняется его необычная форма — гигантский тетраэдр высотой 10 метров и диаметром около 30 метров. Оболочку шара изготовили из ткани, аналогичной найденной в местных захоронениях, примерно того же времени, когда были созданы рисунки летательного аппарата-аналога. Гондола в форме необычной лодки из тростника “тоторры”, который индейцы используют и сегодня, была сплетена опытными мастерами из племени урос, обитающего у озера Титикака.

Шар “Кондор-1” заполнили горячим дымом от огромного костра, горевшего в канаве длиной 15 метров. Снача-

ла дым выходил через поры ткани-оболочки, а затем, когда она несколько “прокоптилась”, ткань стала удерживать теплый воздух в шаре. Костер, правда, оказался несколько маловат, и для ускорения процесса наполнения баллона пришлось под оболочку шара подводить работающую газовую горелку.

Кстати, у пустыни Наска есть еще одна загадка — так называемые костровые ямы, которыми заканчиваются некоторые из прямых линий. Это круглые ямы, диаметр которых достигает 10 метров, с остатками обугленных камней. Ученые изучали эти камни и пришли к выводу, что камни почернели от воздействия сильных источников тепла. Возможно, на этих самых местах были разведены большие костры, которые согревали воздух для наполнения шаров?..

Два энтузиаста-пилота — американский исследователь Джим Вудмэн и вице-президент Британского клуба воздухоплавания Джулианн Нотт — поднялись на этом, так сказать, “аэростате” сначала на высоту 100 метров, а затем и на 500 метров, постепенно сбрасывая балласт. Но воздух в летевшем шаре быстро охладился, и “аэронавты” чудом сумели благополучно покинуть свой падающий “летательный аппарат” с высоты трех метров... Впрочем, Дж. Нотт с воодушевлением заявил, что, в принципе, древние перуанцы могли бы летать, используя для этого подобные шары... Но делали ли они это?..

“ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ” ГИПОТЕЗА

В 1977 году Д. Вудмэн, размышляя о загадке рисунков Наска, выдвинул свою гипотезу. Чем фантазировать, например, о полетах над Наской инопланетян, рассуждал он, не лучше ли предположить, что создатели загадочных рисунков — древние жители этой страны — владели искусством воздухоплавания? При поддержке международного общества исследователей Вудмэн возглавил проект “Наска”, объединивший большую группу энтузиастов.

Уже их исторические изыскания выявили ряд примечательных фактов... Прежде'всего, сохранилось множество связанных с этой темой мифов и легенд в древних манускриптах. Во-вторых, оказалось, что первыми в мире воздухоплавателями были отнюдь не братья Монгольфье. У французов, совершивших в 1783 году полет на воздушном шаре, как выяснилось, был предшественник! Причем не откуда-нибудь, а из самой Южной Америки...

В 1709 году на аудиенцию к королю Португалии явился его заморский подданный Бартоломеу ди Гусман. Молодой иезуит, уроженец Бразилии, поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на аэростате, наполненном горячим воздухом. Сам Гусман родился в бразильском городе Сантус и учился в католической школе. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Южной Америки, включая и Перу.

Весьма вероятно, что именно там они слышали о летательных аппаратах древних перуанцев. Но полет над землей в те далекие годы был достаточно рискованным мероприятием. Католическая церковь обвинила воздухоплавателя в сношениях с нечистой силой. Гусману пришлось бежать от преследователей, умер он в нищете и безвестности.

Воодушевленный тем, что первый воздухоплаватель был уроженцем Южной Америки, используя результаты раскопок гробниц в Наске, Д. Вудмэн соорудил такой же шар, на каком летал, в частности, сам Гусман, и вместе с Дж. Ноттом совершил на нем вышеописанный полет над плато Наска.

Возможно, именно так поднимались в древности в воздух и перуанские жрецы, чтобы во время религиозных церемоний с определённой высоты увидеть и осознать магический смысл рисунков, составить прогноз погоды на очередной сельскохозяйственный сезон.

Конечно, в процессе полета на воздушном шаре его “пилоты” могли убедиться в “правильности” вновь созданных в пустыне изображений, которые являлись своего рода

школой, где обучали и открывали новое, где узнавали прошлое и пытались передать последующим поколениям накопленные знания. Возможно, что все было именно так?!. Но имеются ли предпосылки для реального осуществления подобных воздушных полетов?..

Наши рекомендации