Детские учреждения (ясли, сады, школы)
Детские дошкольные учреждения. Участок детского сада-яслей имеет обычно прямоугольную конфигурацию,. Здание размещают у одной из границ участка. Вокруг здания предусматривают проезд шириной 3-5 м с площадкой для разворота 12x12 м.
Весь участок подразделяют на функциональные зоны: детских площадок и хозяйственную.
Детская зона включает непосредственно игровые площадки для каждой группы, общую физкультурную площадку (250м) и плескательный бассейн (20 м2). Все площадки взаимосвязаны сетью дорожек. Входы на групповые площадки должны быть связаны с входами в здание для каждой группы. Площадь групповой площадки для детей до 3-х лет составляет 150 м2 (при числе детей в группе 20 человек и норме на одного ребенка 7,5 м2), а для детей 4-6 лет - 1 80 м2 (при норме 9 м2 на ребенка).
Хозяйственная зона включает дворик с сараем (24 м2), площадку для установки мусоросборников (2,85x2,6м2), площадку для сушки белья (90 м2). Всю хозяйственную зону сосредотачивают у границы участка и изолируют насаждениями от зоны групповых площадок.
Озеленение детских учреждений представлено в виде рядовых посадок деревьев и кустарников по периметру участка, группы одиночных посадок деревьев вблизи площадок, живых изгородей кустарников по периметру отдельных площадок (для их изоляции), цветников у входов в здание и на групповые площадки. Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов на территории детского сада приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Норма плотности посадок растений (на I га) озеленяемой территории детских дошкольных учреждений
Элементы озеленения | Природно-климатическая зона | ||||
Нечерноземная | Лесостепь | Степь | Полупустыня и пустыня | ||
Северная | Центральная и восточная | ||||
Деревья, шт. в т.ч. | |||||
средние | |||||
крупные | |||||
Кустарники, шт. | |||||
Цветники, м2 |
По периметру участка создают защитную зеленую полосу, чтобы изолировать территорию от прилегающих улиц. Ее минимальная ширина со стороны улицы 5-6 м. Защитную полосу создают из 1-2 рядов деревьев и кустарников. Расстояние между деревьями 3-5 м, кустарники подбирают высокие и не требующие стрижки. По периметру высаживают липы, пирамидальные и другие неплодоносящие тополя, клены, дерен, калину.
Групповые площадки отделяют одна от другой живыми изгородями из стриженого или свободнорастущего кустарника. Площадки должны быть хорошо освещены и защищены от сквозняков. Для создания тенистых участков здесь высаживают группы из двух-трех деревьев с густой раскидистой кроной (вяз шершавый, клен явор, остролистный и др.). Для озеленения небольших участков детских дошкольных учреждений лучше использовать деревья средней высоты, например, рябину обыкновенную, черемуху обыкновенную, березу повислую и пушистую. В насаждения полезно вводить растения, обладающие фитонцидными свойствами (черемуха, туя, можжевельники и др.). На детских площадках нельзя высаживать ядовитые или колючие растения.
Цветочное оформление сосредотачивается главным образом вокруг здания, у входа, в местах ожидания родителей. Основные виды декоративного оформления участков детского сада - цветники из одно-, дву- и многолетников, отличающихся обильным цветением, яркой окраской цветков и приятным ароматом, а также красиво и продолжительно цветущие кустарники. Из однолетников можно высаживать сальвию, бархатцы, петунию, алиссум, резеду, табак душистый, астры, львиный зев, космею, календулу и др. Из двулетников предпочтительны виола, маргаритки, незабудки.
Многолетники размещают группами на газоне вместе с декоративными кустарниками (люпин многолетний, ирис, пион, флокс, аквилегия, лилия, дельфиниум, рудбекия, астра многолетняя).
Для расширения зеленой поверхности, усиления гигиенического и художественного эффекта целесообразно устраивать трельяжи и перголы из вьющихся цветочных растений (фасоль декоративная, ипомея пурпуровая, клематис, жимолость, каприфоль), а также применять вертикальное озеленение основного здания и теневых навесов (виноград девичий пятилисточковый, древогубец). На групповых площадках нежелательно высаживать растения со съедобными плодами, чтобы дети не срывали их и не ели грязными и недозрелыми. Их можно высадить на специально отведенных участках.
Школы. Планировочным центром участка является здание школы. Вокруг школы должен быть проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой. Территория подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.
Спортивная зона занимает наибольшую площадь участка. Она включает комплекс площадок с оборудованием. В спортивной зоне обычно предусматривают:
1) спортивное ядро (118x48 м2) с круговой беговой дорожкой (250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (96x37 м2) с беговой дорожкой (200 м);
2) комбинированную площадку (24x20 м2) для проведения занятий младших школьников по волейболу и баскетболу;
3) комбинированную площадку (52x22 м2) для занятий по гимнастике и спортивных игр.
Общая площадь спортивной зоны - не менее 5500-6000 м.
Насаждения размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядовых посадок деревьев и кустарников.
Учебно-опытная зона предназначена для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по биологии. Ока включает следующие планировочные элементы:
I) опытный участок для выращивания полевых и овощных культур (не менее 250-300 м2),
2} опытный участок для занятий младших классов (120-150 м2),
3) плодовый сад (450-500 м2),
4) теплицы с парниками (250 м ),
5) географическую я астрономическую площадки (100 м ).
Опытный участок для выращивания полевых и овощных культур и участок для занятий младших классов располагают смежно и рядом с плодовым садом. Теплицу и парники размещают вблизи хозяйственного двора. Все опытные участки должны быть хорошо освещены и защищены от ветра. Географическую и астрономическую площадки размещают изолированно от всех остальных участков и с противоположной стороны от спортивной зоны. Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональные назначения и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада. Зона отдыха включает площадки для отдыха учеников (100-150 м2), а также прогулок и игр детей группы продленного дня.
Площадки для прогулок и игр детей 1-4 классов имеют площадь 200 м2 (две площадки), а для детей 5-8 классов - 300 м2 (две площадки на школу).
Насаждения в зоне отдыха размещают более свободно, В основном это группы деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Ассортимент подбирают тщательно, по возможности включают экзотические виды и интродуценты с целью изучения дендрофлоры и расширения биологических знаний школьников в области дендрологического садоводства. В зоне отдыха следует предусмотреть цветники из многолетников и открыть участки газона в разрывах между группами деревьев.
Хозяйственную зону располагают со стороны входов в помещение пищеблока и изолируют рядами деревьев или живой изгородью из кустарника шириной 3-5 м. Она включает хозяйственный двор, где размещают сарай и мусоросборник. Рядом с двором предусматривают открытый асфальтированный участок размером 12x12 м2 для въезда и разворота автотранспорта на внутришкольный и внутриквартальный проезды.
У здания школы предусматривают две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами кустарников, травянистых многолетников и одиночными экземплярами низких деревьев.
По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4-6 м, а с внешней стороны - полосу насаждений шириной 5-10 м.
Насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40-50% площади школьного участка.
При разработке проекта озеленения школьного участка придерживаются норм, приведенных в таблице 5.
Таблица 5 - Нормы плотности посадок растений (на 1 га) озеленяемой территории школы
Элементы озеленения | Природно-климатическая зона | ||||
Нечерноземная | Лесостепь | Степь | Полупустыня и пустыня | ||
Северная | Центральная и восточная | ||||
Деревья, шт., в т.ч. | |||||
средние | |||||
крупные | |||||
Кустарники, шт. | |||||
Цветники, м2 | |||||
Газон, м2 |
Общественные центры
Характер благоустройства и озеленения общественных центров зависит от их назначения и функции.
При магазинах, столовых и учреждениях бытового обслуживания необходимо иметь хозяйственную площадку, изолированную полосой зеленых насаждений шириной не менее 5 м. Хозяйственная площадка должна иметь сквозной проезд для автомашин или разворотную площадку. Рекомендует устройство цветников (преимущественно из многолетников). Озеленение по типу небольшого сквера. Плотность посадок принимается в зависимости от категории и типа создаваемых насаждений (таблица 6).
Таблица 6 - Баланс участков объектов культурно- бытового назначения
Элементы благоустройства и озеленения | Площадь, % | ||
газон с насаждениями | площадки и дорожки | цветники | |
1. Библиотека | |||
2. Кинотеатр | |||
3. Магазин, кафе, столовая | |||
4. ЖЭУ | |||
5. Отделение милиции | |||
6. Почта, сберкасса | |||
7. Автозаправочная станция | 79,5 | 0,5 | |
8. Поликлиника для взрослых | |||
9. Поликлиника для детей | 83,5 | 1,5 |
Ассортимент растений самый разнообразный. Желательно включать виды с декоративной окраской листьев, цветущие длительное время, обладающие приятным ароматом, хвойные, с разнообразными формами кроны и привитые формы.