Развалины мохенджо-даро
Древнейшей из известных археологических культур северо-западной части Индостана считается Хараппская цивилизация, названная так в честь открытого в 1920 году близ притока Инда — реки Рави городища с аналогичным названием. Эта цивилизация находилась в долинах рек, протекающих сейчас по территории Пакистана и Индии, а существовала она с середины III до первой половины II тысячелетия до нашей эры.
Область хараппской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта, вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на, запад. С начала 20-х годов XX века было открыто более пятисот памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д.
В 1922 году индийский археолог Р.Д. Банерджи во время раскопок буддийского храма обнаружил руины более древней эпохи. Это были стены домов и улицы города, вошедшего в историю под названием “Мохенджо-Даро” (что на языке синдхи означает “холм мертвых”), который находится в Синде, на одном из островов реки Инд, примерно в 700 километрах к югу от Хараппи.
Несмотря на то, что раскопавшие Мохенджо-Даро ар-, хеологи назвали его “городом мертвых”, в его руинах человеческих останков нашли очень мало, видимо, мохенд-жодарцы сжигали своих покойников или хоронили их в водах Инда.
В каждом городе хараппской цивилизации, которые занимали иногда площади в сотни гектар, имелся укрепленный район, располагавшийся на высокой платформе. В этом районе Мохенджо-Даро жили правители. Здесь были найдены такие сооружения, как Большая баня, Большой амбар, Зал пилястров и другие здания, разделенные узкими проходами. Над руинами Мохенджо-Даро и окружающей равниной возвышается буддийская ступа высотой 23 метра, построенная на вершине искусственного холма во II веке нашей эры.
Нижняя часть города, где обитал простой народ, простирается к востоку и включает развалины обширных жилых кварталов, четко разделенных на улицы и улочки, вдоль некоторых из них тянутся высокие массивные стены, в тени которых можно было укрыться от палящих лучей солнца. Проходя по улочкам Мохенджо-Даро, невольно вспоминаешь знаменитую фразу английского государственного деятеля и философа Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626): “Дома стоят здесь, чтобы жить в них, а не чтобы на них любоваться”.
Так вот здесь создается впечатление, что строители заботились в первую очередь только об удобствах повседневной жизни: в каждом доме — прихожая, гостиная, спальня, лестницы, дворик со скамейками. И почти во всех жилищах имелись туалеты с душем. • •• -
Верхний и нижний города были обнесены мощными и высокими стенами. Однако городские стены, по-видимому, не предназначались для защиты от врагов, ведь перед ними не было рвов и конфигурация их была слишком простой. Стены ограничивали территорию города, а у ворот взималась пошлина с ввозимых в него товаров.
Города сооружались по строгому плану, в основу которого был положен принцип прямоугольного строительства. При этом улицы были прямыми и пересекались друг с другом под прямыми углами. Главные улицы имели ширину до десяти метров, на окраинах она уменьшалась до 1,5—3 метров. Здания, большей частью двухэтажные, были построены из кирпича на каменных фундаментах. В городах работали водопровод и канализация.
В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг простирались плодородные земли; полноводные реки служили хорошей транспортной сетью. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли мохенджодарцам обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии.
Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки, на которых имеются пиктографические надписи, а также вырезаны фигурки быков, буйволов, тигров, носорогов, крокодилов и обезьян. Печатки, обнаруженные в Хараппе и Мохенджо-Даро, хранят тайну, проникнуть в которую не удалось до сих пор... Эта тайна, как и другие, породила немало гипотез. Автор одной из них Александр Егурнов. В альманахе “Не может быть”, № 1 (87) за 1999 год была опубликована его статья “Протоиндийцы писали по-русски?”.
“...Применив метод комплексного подхода к расшифровкам, ваш покорный слуга установил, что ПЕЧА ТИ ХРАНЯТ РУССКУЮ РЕЧЬ, НАПИСАНЫ ДРЕВНЕЙШИМИ РУССКИМИ ПИСЬМЕННЫМИ ЗНАКАМИ (именно русскими, а не старославянскими — староболгарскими) И ПОДТВЕРЖДЕНЫ ЗВУЧАЩИМИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЕТАЛЯМИ РИСУНЧА ТЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ...”
Далее автор статьи говорит:
“... Трудно поверить, но слова звучат из глубины тысячелетий современно, по-русски... Известен знаменательный факт: ...туристы и другие лица, прибывающие из Индии в Россию, владеющие санскритом, в некоторых местах Вологодской области легко общаются с местными жителями без переводчиков. Не отда-
ленные ли это потомки древних руссов из Индии живут на Вологодчине? Из тех, кто некогда ушли на вольный русский север, о чем повествует одна из печатей из Мохенджо-Даро, и следы которых сохранились и в Индии, и на Вологодчине”.
Вот такие неожиданные совпадения из жизни Индии и России... Но продолжим далее наш рассказ...
Мохенджо-Даро, имевший периметр около 10 километров, погиб около 3,5 тысячи лет назад в результате катастрофы. Погибли все жители города, взрывом были разрушены здания и другие постройки.
Обнаруженные группы скелетов свидетельствуют, как считают некоторые исследователи, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и их кончина была внезапной. Сохранившиеся скелеты, кроме одного-един-ственного, не имели следов ударов или воздействия какого-либо оружия. Не найдено в Мохенджо-Даро и никаких признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.
История Древней Индии изучена еще недостаточно, поэтому многие вопросы, относящиеся к этой эпохе, порождают противоречивые гипотезы и догадки. Так произошло и на этот раз. Остановимся на двух, пожалуй, самых интересных версиях.
Первая из них, с одной стороны, выглядит как будто бы вполне правдоподобной и аргументированной, но с другой — кажется совершенно невероятной, если исходить из современных представлений об истории человеческой цивилизации. Эта гипотеза возникла из-за странного сходства характера разрушений в Мохенджо-Даро и... японских городах Хиросима и Нагасаки, подвергшихся страшной атомной бомбардировке американской авиаций в 1945 году.
В старинном индийском эпосе “Махабхарата” повествуется о некоем взрыве, который вызвал “слепящий свет, огонь без дыма”, при этом “вода начала кипеть, а рыбы выглядели обуглившимися”. Эта старинная цитата из тек-
ста, датированного 1600—1500 годами до нашей эры, относится к области мифологии, как считают некоторые . ученые. Однако это утверждение вызывает сомнение.
Дело в том, что в Мохенджо-Даро, по всей видимости, произошел взрыв особого рода. При внимательном осмотре разрушенных зданий создается впечатление, что очерчивается типичный и четкий эпицентр взрыва, в радиусе которого все строения стерты с лица земли. В радиальном направлении от указанного эпицентра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается.
Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины и некоторых минералов, которые подверглись кратковременному и быстрому оплавле-нию при высокой температуре порядка 1400°—1500° Цельсия. В те времена такую температуру можно было бы получить только в горне металлургической печи, а не на обширной открытой территории. После такой тепловой вспышки глина и минералы, естественно, быстро затвердели. Однако повышенной радиоактивности в Мохенджо-Даро обнаружено не было.
Но мыслимо ли, чтобы в те далекие от нас времена кто-то знал секрет атомной бомбы?.. Правда, английский исследователь культуры и языков Древней Индии Дэвид Девенпорт, комментируя вышеприведенную ссылку на “Махабхарату”, говорил следующее:
“...В основе этого описания разрушительного сражения, вероятно, кроется какая-то тайна. Еще большее удивление вызывают те места, где говорится о странном оружии не общими словами, а конкретными терминами”.
В “Махабхарате” упоминаются такие слова: “моха” — оружие, приводящее к потере сознания; “шатани” — оружие, убивающее одновременно сотни людей; “тващар” — средство, рождающее хаос в рядах противника; “варша-на” — средство, вызывающее проливные дожди. Если все
это принять на веру, то под ударами такого оружия едва ли устоял бы какой-нибудь город.
Авторы высказанной атомной гипотезы допускают, что противники Мохенджо-Даро не только были знакомы с атомным взрывчатым веществом, но и располагали техническими средствами для доставки бомбы и подрыва ее в воздухе. Таким транспортным средством могли быть известные по индийскому эпосу летательные аппараты, которые носят название “виманы”.
Итак, игнорировать приведенные факты нельзя. Да и чтобы безоговорочно отвергать атомную версию гибели древнего индийского города, нужно взамен дат* какое-то другое убедительное объяснение этим загадкам...
Одна из таких версий принадлежит доктору химичес- " ких наук, профессору М. Дмитриеву, она была опубликована в журналах “Изобретатель и рационализатор”, № 1 за 1984 год и “Вокруг света”, № 7 за 1987 год.
Проведенные М. Дмитриевым в его лаборатории исследования позволяют предположить, что действительно Мохенджо-Дарр мог быть разрушен в результате мощного взрыва, подобно другим аналогичным событиям, которые происходили на Земле. Например, таким катастро-. фическим событием, по мнению М. Дмитриева, был взрыв в 1908 году... Тунгусского метеорита!?
Суть версии заключается в том, что содержащиеся в земной атмосфере химически активные частицы способны, как оказалось, концентрироваться. (Такие физико-химические образования называются сокращенно ФХО.)
12 августа 1983 года профессор Бонилл из обсерватории Закатскас в Мехико сделал первую фотографию ФХО. Сейчас их имеется уже несколько сотен, выявлено несколько видов ФХО. Среди них есть такие, которые в холодном состоянии могут существовать длительное время, не выделяя энергию и не излучая свет. По аналогии с ' шаровыми молниями они были названы “черными молниями”.
Шаровые — полыхающие ФХО — возникают при вспышках линейных молний. При утяжелении или уплот-
нении ФХО могут падать на землю, а поскольку темпера-. тура разгоревшихся ФХО достигает нескольких тысяч градусов, то они легко поджигают различные материалы.
Светящиеся, но возникающие когда нет грозы, ФХО, яркого белого или лимонно-желтого цвета, называются хемилюминесцирующими образованиями (ХЛО). Различные виды ФХО могут свободно плавать в воздухе, подолгу находиться на поверхности почвы, быстро перемещаться по причудливым траекториям, а также “темнеть” и “разгораться” снова. ФХО и ХЛО способны взрываться, от чего, видимо, и происходят сотрясения почв.
Отметим, что при действии ФХО наряду с загрязнением воздуха происходит и загрязнение почвы: в основ-. ном нитритами и нитратами. Обычно там, куда опустится ФХО, растительность погибает, так же как это происходит в результате мощного микроволнового облучения. Однако если при этом почва не превращается в шлак, что происходит при воздействии микроволн и других термических факторов ФХО, то, когда концентрация вещества в ней постепенно снизится, она начинает благоприятно влиять на рост растений как азотное удобрение. Ученые также установили, что атмосферные условия, при которых образуются ФХО, активизируют появление токсичных веществ, отравляющих воздух и, естественно, людей.
Возможно одновременное образование многочисленных ФХО. Ученые наблюдали в небе сотни и тысячи светящихся объектов. Так, например, 21 сентября 1910 года около миллиона жителей Нью-Йорка в течение трех часов наблюдали за сотнями ФХО, пролетавшими над этим городом.
Но если в атмосфере присутствует большое количество “черных молний”, может произойти мощный взрыв. Сна-чала взрывается одна молния, за ней взрываются и другие, подобно цепной реакции. Когда возникающая при этом взрывная волна достигает земной поверхности, она сокрушает все на своем пути. Температура в момент такого взрыва достигает 10—15 тысяч градусов, что вполне согласуется с находками в районе Мохенджо-Даро оп-
давленных кусков глины и камней. При обычных же пожарах температура практически не превышает 1000 градусов. Расчеты показывают, что во время катастрофы в Мо-хенджо-Даро в атмосфере могло возникнуть около 2—3 тысяч “черных молний” диаметром 20—30 сантиметров и более 500-1000 ХЛО.
Представим себе, что катастрофа, аналогичная той, что уничтожила Мохенджо-Даро, произошла бы в наше время, над современным многомиллионным городом!.. Наиболее надежным способом борьбы с этим грозным явлением природы является распыление реагентов, под действием которых ФХО теряют способность взрываться и быстро распадаются, а с помощью других средств и просто рассеиваются в земной атмосфере...
Мы познакомились с двумя версиями катастрофической гибели древнего города Мохенджо-Даро... Пока ни одна из них не подкреплена достаточно вескими доказательствами. Возможно, в ближайшем будущем они появятся, а возможно, ученые предложат и более интересную версию...
Глава 14