Анализ результатов дистанционного обучения
По инициативе и в рамках Украинской Ассоциации Производителей ПО (УАППО) было создано (март 2003г.) Украинский Учебно-Практический Центр Программной Инженерии [33], учебная программа [34], основная целью которой была подготовка менеджеров программных проектов, руководителей проектов за счет овладения знаниями, представленными в ядре знаний SWEBOK, а также знаний методам современного программирования .
Обучением было охвачено 35 человек. Первоначально в обучение включились 5 человек (руководители групп разработчиков ПО, инженеры, программисты и др.). Они не были знакомы с базисом дисциплины – программная инженерия и начали обучение именно с этого курса. Содержание тем учебной программы по замыслу составлялось очень коротким, чтобы учащийся самостоятельно изучал дополнительную литературу. В частности по этому курсу предлагалась в качестве основной литературы – оригинал материала SWEBOK – knowledge areas.
Анализ дистанционной коммуникации преподавателей и учащихся позволил выделить следующие факты:
– отсутствие необходимых коммуникативных навыков и базовых знаний у значительной части обучающихся;
– высокая эффективность в обучении формальному представлению пилотных проектов; – многие учащиеся продемонстрировали качество выполнения заданий и в краткие сроки;
– выявление учащихся, не имеющих способностей к управленческой деятельности в ИТ сфере.
По результатам обучения можно сделать следующие выводы:
– предварительное повышение квалификации учащихся до уровня базового с постепенным переходом к изучению курсов основной программы.
– постепенное наращивание сложности практических заданий для выработки необходимых навыков.
– увеличение объема вводных лекций для каждой темы.
– предоставление шаблонов выполнения практических заданий.
Формирование электронной библиотеки материалов (включая выполненные практические задания) на курсам программы обучения.
Построение схемы обучения сотрудников компании, совместно с консалтингом по улучшению процессов разработки этой компанией программных проектов.
Значительную помощь в дистанционном процессе обучения оказали специальные фонды при общественных и коммерческих организациях, заинтересованных в подготовке квалифицированных ИТ–специалистов.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите цели и задачи программной инженерии.
2. Назовите признаки зрелой профессии. Какие из них присущи программной инженерии.
3. Назовите области знаний SWEBOK инженерии разработки ПО.
4. Приведите базовые понятия SWEBOK.
5. Определите цели и задачи области инженерии – управление проектом.
6. Определите цели и задачи области инженерии – управление качеством.
7. Дайте определение жизненного цикла разработки программного обеспечения.
8. Назовите три основные группы процессов жизненного цикла и перечислите процессы каждой из групп.
9. Назовите дополнительные процессы ЖЦ и перечислите их.
10. Дайте характеристику организационных процессов ЖЦ.
11. Какой международный стандарт определяет перечень и содержание процессов ЖЦа программного продукта?
13. Все ли процессы, указанные в стандарте, должны быть выполнены при каждой разработки программного обеспечения или дает ли стандарт такие возможности, которые могут быть актуальными для конкретного случая?
13. Какие разделы ядра знаний и стандарта наиболее необходимы при разработке программных систем.
Литература к теме 1.
1. Программы следующего десятилетия. Открытые системы.– Декабрь, 2001.–с.60-71.
2. McConnel S., Tripp L. Professional Software Engineering: Fact or Fiction ? //IEEE Software.-Nov.-Dec.-1999.-P.13-18
3. Pfleeger S.L. Software Engineering. Theory and practice. – Printice Hall: Upper Saddenle River, New Jersey 07458, 1998. – 576 p.
4. Jacobson I. Object-Oriented Software Engineering. A use Case Driven Approach, Revised Printing. – New York: Addison-Wesley Publ.Co., – 1994.– 529 p.
5. Иан Соммервил Инженерия программного обеспечения. 6 -издание.–Москва–Санкт–Петербург–Киев, 2002.–623 с.
6. Е.М. Лаврищева Проблематика программной инженерии// K.: Знання.–1991.–19с.
7. Бабенко Л.П., Лаврищева Е.М. Основы программной инженерии. Учебник (укр. язык). – Киев: Знання, 2001. –269 с.
8. Jackson M. Software requirement & specifications.– Wokingham, England: Addison–Wesley, ACM Press Books, 1995. –228 p.
9. Meyer. Object-oriented Software Construction. – 2nd. ed., Prentice Hall, 1997.–531 p.
10. Jacobson I., Griss M., Jonsson P. Software Reuse.–N.–Y.– Addison–Wesley, 1997. – 497 p.
11. Андон Ф.И., Лаврищева Е.М. Методы инженерии распределенных компьютерных систем, Киев, Изд. «Наукова думка», 1997г.–228 с.
12. Андон Ф.И., Коваль Г.И., Коротун Т.М., Суслов В.Ю. Основы инженерии качества программных систем.–К: Академпериодика, 2002.–502 с.
13. Jotterbarn D., Miller K., Rogerson S. Software Engineering CODE of Ethic is Approved//Com. of the ACM .v. 42.–N 10.–1999.–P.102–107.
14. ISO/IEC 12207: 1995.– Information technology - Software life cycle processes) Информационные технологии - Процессы жизненного цикла программного обеспечения..
15. ISO/IEC TR 15504, Information Technology–Software Process Assessment (Part 1 – 9).
16. ISO/IEC 9126, Information Technology - Software quality characteristics and metrics (Part 1 – 4) 1997.
17. ISO-IEC 15288, System Life Cycle Processes.
18. ISO/IEC DIS 15026, Information technology – System and Software integrity levels.
19. R.H. Thayer, ed., Software Engineering Project Management, 2nd.ed., IEEE CS Press, Los Alamitos, Calif. 1997.–391 p.
20. www.swebok.org, malto:[email protected]
21. Capability Maturity Model for Software, version 1.1/M.Paulk, B Curtis at al// CMU–SEI–93–24, Soft.Engin. Institute, Pittsburg PA 15213, Feb.– Pittsburg.–82p.
22. D. Bagert et al., Guidelines for Software Engineering Education? Version 1.0, Carnegie Mellon Univ., Pittsburgh, pa., 1999.
23. http://computer.org/education/cc2001 или http://se.math.spbu.ru/cc2001- русский вариант.23.
24. Майер Б. Программная инженерия как предмет обучения. Открытые системы. Июль-август, 2001.–с.80–86.
25. M.Shaw. Software Engineering Education: A Roadmap. The future of Software Engineering, Finkkelstein, ed., ACM press, New York, 2000.
26. T.Lethbridge, What Knowledge is important to Software Professional?, Computer, vol33, № 5, May, 2000.
27. Е.М. Лаврищева. Пути стандартизации программной инженерии как специальности // Материалы межд. научно–практ. конф. “Теория и практика стандартизации образования” часть 1. Минск, 18–19 янв. 2001г.–с.8–13.
28. ABET – Criteria for According Computing Programs, 2002 (Сomputing Accreditation Commission of the Accreditation Board for Engineering and Technology). www.abet.org/criteria.htm
29. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерам приложений на C++, 2-е изд. – М.: “Изд-во Бином”, 1998. – 560 с.
30. Богсс У., Богсс М. UML u Rational Rose.–Изд.-во Лори, 2000.-580с.
31. Jacobson I., Booch G., Rumbaugh J. The Unified Software Development Process, N.–Y.– Addison-Wesley, 1999. – 463 p.
32. Эммерих В. Конструирование распределенных объектов. Методы и средства программирования интероперабельных объектов в архитектурах OMG/CORBA, Microsoft COM и Java RMI. – М.: Мир, 2002. – 510 с.
Тема 2