Творчество Кензо Танге, Пьер Луиджи Нерви

Билет № 20

Национально-градостроительная концепция развития города Астаны.

Перед строителями и архитекторами новой столицы Казахстана, города Астаны поставлена задача: создать город, неповторимый по своеобразию и уровню архитектурного облика. Казалось бы, задача упрощена тем, что в Генеральном плане развития города Астаны, разработанном доктором К.Курокавой, сформулированы теоретические основы нового стиля, названного им «Абстрактным символизмом», который, по его утверждению, «будет новым направлением архитектурного стиля двадцать первого века». Суть метода абстрактного символизма сводится к следующему: «Абстрактный символизм использует легкодоступные для понимания простые геометрические фигуры. Такие фигуры будут абстрактно выражать традиционные культурные символы Казахстана. Например, форма треугольника часто используется у кочевых народов в украшениях и нарядах, форма конуса – в головных уборах, форма овала или полуовала в виде луны или полумесяца используется как символ Планеты Земля. Использование метода абстрактного символизм позволит отражать культурное и традиционное наследие народа, а также создавать ландшафт, гармонично вписывающийся в рамки образа международного города».

Изучение теоретических положений и анализ практической ценности рекомендации всемирно известного архитектора привели к следующим выводам:

1. Абстрактные геометрические фигуры: треугольник, конус, овал и полумесяц – фигуры, получившие широкое распространение в традиционном искусстве, архитектуре и украшениях многих народов, не являются специфическими формами- символами, присущими только казахскому народу, поэтому не могут отражать и ассоциироваться с его самобытным культурным наследием.

2. Установка на поиск архитектурных форм, абстрактно выражающих традиционные культурные символы Казахстана, в методическом плане может считаться правомерной, но требует глубоких знаний и профессионального осмысления, отхода от рекомендации, построенных на основе поверхностных наблюдений.

3. Сужение поиска и возможностей формирования архитектурного облика города средствами и приемами одного стиля, пусть даже самого прогрессивного и передового, представляется не совсем продуктивным, поскольку чреват однообразием и ограниченностью применяемых художественных средств и форм.

Кроме того, учитывая, что в проектировании объектов г. Астаны участвуют сотни творческих коллективов Казахстана, стран Ближнего и Дальнего зарубежья, навязывая и диктуя характер стилевого решения зданий и сооружений, можно, в конечном итоге, свести все к искусственному насаждению вульгарно понимаемых стереотипов национального образа. Поэтому необходимо разработать новые концептуальные основы градостроительного развития г. Астаны.

Творчество Кензо Танге, Пьер Луиджи Нерви.

КЕНЗО ТАНГЕ. Самый влиятельный японский архитектор XX века. Один из организаторов группы «Метаболизм». В его творчестве сказывается влияние Ле Корбюзье и традиционной японской архитектуры. С 1960 г. много зани- мается городским планированием и разработкой мегаструктур. Смог связать восточную архитектуру с ритмом и образом современной западной жизни, не только создав своеобразие японской школы современной архитектуры, но и сделав европейцев и американцев своими подражателями. Основал в 1946 году учебную студию Tange Laboratory, через которую прошли, среди других, Арата Исозаки и Кишо Куракава. Лауреат Притцкеровской премии 1987 г. Скончался 22 марта 2005 года в возрасте 91 года.

Силуэты зданий Кензо Танге невероятно просты по «крою» и конструктиву, угловаты и вместе с тем изящно изогнуты – как склон горы Фудзи, как ствол деревца бонсай, как кровля пагоды. Ортогональные (т. е. расположенные под прямым углом) очертания и пропорции его творений вторят канонам традиционного интерьера и сетчатоклетчатой структуре японского дома. Материалы и конструкции легки и приглушенно-монохромны, как ширмы и перегородки, а декор небросок и продиктован суровой природой островов. Его творения отмечены хорошим вкусом и чувством меры. В творчестве Танге очень часто урбанист брал верх над архитектором. Мастеру было гораздо интереснее создавать архитектурные ансамбли и изменять окружающую среду, чем строить отдельные здания. Проектируя здания, Танге держал в уме не только то, как они будут выглядеть в глазах прохожего или посетителя, но и встраивал их в окружающий ландшафт. Например, построенный мастером токийский кафедральный собор напоминает о своем религиозном предназначении только с высоты птичьего полета. С неба силуэт здания выглядит как крест. То же двойственное восприятие отличает и Олимпийский стадион, спроектированный мастером Танге в 1964 году, ставший вершиной его творческой карьеры. Несмотря на внешний футуризм и нарочитый модернизм, вся среда вокруг спортивных залов сохраняет дух и характер типичного японского сада с его композициями из камня, культом отдельных деревьев и кустов. Стадион находится на участке, вплотную примыкающем к крупнейшему историческому парку Токио – Йойоги. И вся атмосфера этого японского парка с храмом в центре плавно и незаметно перетекает в футуристический ансамбль Танге. В творчестве Танге постоянно реализуется принцип, когда архитектура становится элементом искусственной природы. И в этом одна из особенностей современной японской архитектуры, созданной Кензо Танге. Невозможно представить многие из его произведений вне Японии.

На международной конференции по дизайну в Токио, состоявшейся в 1960 году, Танге декларирует главную задачу творческого созидания «наведение мостов» через углубляющуюся пропасть между человеком и техникой. Территориально стесненному и популяционно перегруженному Токио метаболическая концепция пришлась по нутру, и в 1960 году Танге предложил ошеломивший мир проект Большого Токио. Архитекторы вынесли жизнь мегаполиса в Токийский залив на огромный обитаемый мост из сплетенных в замысловатую сетку автострад, переходов и эстакад, над которыми гроздьями висели дома. Это был последний реальный фантастический город ХХ века, в равной степени вдохновленный японским экономическим чудом и идеями Ле Корбюзье, развитыми его последователем Танге. И хотя никому ни на миг не приходило в голову, что этот проект удастся реализовать, японская архитектурная школа стала первенствовать и в градостроительстве. В значительной мере концепция Большого Токио как метаболического мегаполиса была воплощена, и сегодняшняя жизнь японской столицы не столь осложнена транспортными заторами и отравленной шумом и газами атмосферой.

НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ (1891–1979), итальянский архитектор, инженер и теоретик искусства, один из лидеров авангардной архитектуры середины 20 в., виртуоз железобетонных конструкций.

Пьер Луиджи Нерви сочетал в себе глубокие знания инженера-конструктора с творческой фантазией архитектора. Большепролетные покрытия из армоцемента — материала, им исследованного и разработанного, получили всеобщее признание и принесли ему всемирную известность.

Пьер Луиджи Нерви родился 21 июня 1891 года в маленьком городке Сондрио на севере Италии. В 1913 году он окончил инженерный факультет Болонского университета, получив звание гражданского инженера. Сразу же после окончания университета Нерви поступил на работу в одно из наиболее известных в то время в Италии конструкторских бюро «Общество железобетонных конструкций», имевшее отделения в Болоньє и во Флоренции.

Условия работы для молодых строителей были в то время чрезвычайно сложны. В этой обстановке и начал свою работу молодой инженер Нерви. Уже тогда он сочетал свободное владение математическим расчетом с интуицией талантливого строителя. Нерви скоро стал хорошим проектировщиком железобетонных конструкций и увидел, что возможности этого материала допускают новый подход к их проектированию. Он понял, что железобетон вследствие своих пластических свойств открывает возможности особенно широкого его использования в статически неопределимых системах, что может привести к созданию новых конструктивных и архитектурных форм.

Строительство флорентийского стадиона заканчивала уже новая фирма «Общество инженеров Нерви и Бартоли» в Риме. Эта фирма, существующая и поныне, возвела множество объектов с участием самого Нерви. С этого времени Нерви патентует каждое свое предложение, проект, нововведение и, получив патент, стремится максимально использовать предоставляемые им преимущества. Он применяет патент даже тогда, когда целесообразность этого вызывает сомнение.

В 1934 году он спроектировал круглый в плане вращающийся жилой домособняк. Его проект павильона итальянской культуры для выставки 1942 года в Риме представлял собой огромный круглый зал диаметром 252 метров с перекрытием на одной центральной опоре (1940). В 1942 году Нерви, стремясь показать возможности армоцемента, рассчитал сводчатое покрытие пролетом триста метров из волнистых армоцементных плит. В конце 1944 году он получил патент на эту конструкцию.

В 1948 году Нерви приступил к проектированию и строительству ряда выставочных залов для Дворца выставки в Турине. Он получил возможность всесторонне показать новые конструкции, созданные им из сборных армоцементных элементов. Система опор и покрытия главного выставочного зала — новое и смелое по своему замыслу конструктивно-пространственное решение. Когда Нерви представил свой проект на утверждение, заказчики спросили его, на какое сооружение он мог бы сослаться как на пример того, что подобная идея осуществима. Сослаться было не на что, но заказчик, оказавшийся в данном случае достаточно решительным, пошел на риск и не прогадал. Перекрытие получилось изящным и легким, а его опорная часть конструктивно логична и ясна, несмотря на мощные сечения ее элементов. С этого времени к славе Нерви как конструктора прибавилась еще слава архитектора.

Нерви — мастер конструкций, большинство которых выполнено им из армоцемента При этом особенность его творчества заключается в том, что, используя этот метод, он достиг большого совершенства в разнообразии форм, создаваемых путем сборки отдельных элементов Он доказал своими работами, что армоцементные, преимущественно сборно-монолитные, конструкции не только экономичны, но могут быть и художественно полноценными

Постройки Нерви сыграли значительную роль в развитии конструктивных и архитектурных форм нашего времени Они и сейчас продолжают оказывать влияние на архитекторов и конструкторов разных стран.

Наши рекомендации