Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

Письменность Литература Архитектура Живопись Декоративно – прикладное искусство чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом. Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент
1.Узелковая письменность; 2.Узелково – иероглифическая письменность; 3.Пиктография; 4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий. (Глаголица и кириллица) Материал: 1.береста; 2.пергамент Жанры:
  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.
Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря, около 1113 года. Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба. Слово: -торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион; -нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание). Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину». Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)
Крестово-купольный стиль. Памятники:
  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем Миниатюра- красочная иллюстрация

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура



  Литература Архитектура Живопись Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести; Житие; Хождения. Произведения: «Повесть о разорении Рязани»; «Повесть о Щелкане» (о восстании в Твери в 1327г.); «Житие Александра Невского» (О Невской битве); «Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV
  • Московский Кремль
Белый камень Красный кирпич 1367-1369гг. Иван III Д. Донской
  • Успенский собор
(1475-1479гг), Аристотель Фиорованти;
  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения
Создатели: псковские мастера;
  • Грановитая палата;
-начало строительства: 1487г.- Марко Фрязин, - окончание: 1491г. – Пьетро Антонио Солари;
  • Троице-Сергиева Лавра,
Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
  • Феофан Грек (1340-1410),
использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде. Иконы: Богоматерь.
  • Андрей Рублёв
(конец 14в.- первая треть 15в.), возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие. Иконы: «Спас», «Троица». Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
  • Дионисий (1440-1505гг.),
предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета. Расписал Ферапонтов монастырь.
Течения в церкви (к.14- нач.15в) Нестяжатели Иосифляне Нил Сорский Иосиф Волоцкий Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела. Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской. Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

Литература. Общественная мысль Церковь. Архитектура. Живопись Книгопечатание Дополнительные сведения
Жанры:
  • Летописи:
1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до); 2.«Лицевой летописный свод».
  • Исторические повести:
1. «Казанское взятие»;.
  • Публицистика:
1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи русских государей с византийскими императорами. 2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть. 3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными. 4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье. 5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.
Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество. Максим Грек выступал против обогащения церкви. Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство. Василий Патрикеев (Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной. Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка. Памятники:
  • Церковь Вознесения
в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
  • Покровский собор
(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
  • Архангельский собор,
Архитектор - Алевиз Новый, 1506-1508гг.
  • Колокольня
Ивана Великого Фёдор Конь – Белый город (3-я каменная линия укрепления)
Изображение на иконах лиц царей, князей, исторические сюжеты 1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец; «Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга. А.Чохов «Царь- пушка» (1586г.)

Русская культура XVII века.

Наши рекомендации