Долматовский юрий аронович
(1913—1999) — виднейший советский и российский дизайнер, стоявший у истоков отечественной школы автодизайна. Автор ряда проектов, рассчи-тонных но серийное производство (паровые автомобили НАМИ, грузовики УльЗИС, мотоколяска СЗА), в автодизайне Д. более известен как создатель концепт-каров, опередивших современные ему разработки.
Поиски перспективного облика представительского автомобиля, начатые им с группой дизайнеров ЗИСа еще накануне Второй мировой войны, были реализованы в первом отечественном легковом автомобиле вагонной компоновки с расположенным сзади двигателем — НАМИ-013 (1949—1952). Дальнейшее развитие концепции заднемоторного однообъ-емного автомобиля привело к созданию микроавтомобиля ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка» (1955), экспериментального такси ВНИИТЭ-ПТ (1964) и компактного городского автомобиля «Мак-си» (1967). Ряд впервые опробованных на этих концегтт-карах предложений — таких, как размещение радиатора в переднем бампере, регулируемый по положению педальный блок, асимметричное размещение дверей салона — нашел впоследствии применение на отечественных и зарубежных серийных автомобилях.
Д. сыграл огромную роль в популяризации истории отечественного и мирового автомобилестроения, на его книгах и журнальных статьях выросло не одно поколение советских и российских дизайнеров, а его иллюстрации до сих пор могут служить эталоном технической графики и безукоризненного вкуса.
ДРЕСС1Р Кристофер (1834-1904) -первый художник, соединивший в практической деятельности принципы движения «Артс энд Крафто» с массовым промышленным производством. Этому во многом способствовала широта его интересов — наряду с художественным образованием он серьезно занимался естественными науками и философией.
Свои ботанические познания (в 26 лет он уже преподавал этот предмет в должности профессора в четырех (!) высших школах Лондона) он поначалу использовал при разработке орнаментов для тканей и обоев. Знакомство в 1876—1877 годах с традиционным японским ремесленным искусством явилось для него стимулом к разработке собственных проектов различных бытовых предметов — посуды, мебели и т.д. Несмотря на то, что основанная при его участии в 1880 году фирма «Арт Фернишерс Альянс» не имела финансового успеха, ее продукция явила современникам первый пример нового подхода к формообразованию промышленных изделий.
В дальнейшем Д. достаточно успешно работал по заказам различных фирм, а также проектировал керамические изделия для производства на принадлежавшей ему фабрике. Работы Д. отличаются необычным для того времени вниманием к эргономическим и технологическим аспектам, использованием новых технологий (например, гальванических покрытий).
ДЮШАМП Марсель (1887-1968) -
французский художник, одна из наиболее интересных, спорных и влиятельных фигур в истории современного искусства. Его позиции в искусстве —
Работы Кр. Дрессера: о— чайник, 1881; б — половник и супница, 1930-е
6
Марсель Дюшамп: «Велосипедное колесо»
нонконформизм, эксперимент, провокация, предвосхищение концептуального искусства.
Д. как художник развивался вместе с веком, живо реагируя на ростки художественной новизны: одним из первых он впитал фовизм, затем кубизм, футуризм, был одним из «отцов» дадаизма; открытием «реди-мейда», то есть возможности использовать любой предмет в качестве предмета искусства, предвосхитил поп-арт 1950—1960-х годов — искусство поэтизации обыденности, массовой культуры, ширпотреба. Работы Д. «Фонтан», «Велосипедное колесо», «Сушилка для посуды» 1910-х годов вошли в энциклопедии современного искусства. Биография Д. является характерной для художника XX века: жил параллельно во Франции и США; художественное образование и развитие получил в 1910-х годах в Париже; выставочная активность проходит в Нью-Йорке; тесно общается с дадаистами А. Бретоном, Т. Тцара, П. Элюаром; снимается вместе с М. Реем в фильме Пикабиа и Р. Клера; организует выставки работ скульптора Бранкуси в 1927 году в Чикаго, а в 1933 году в Нью-Йорке. В 1930 году выставляется в Нью-Йорке вместе с М. Эрнстом, X. Миро, П. Мон-дрианом, А. Озанфаном; активно играет в шахматы (в 1928—1935 годах является членом французской олимпийской команды). В 1930-е годы у него была серия персональных выставок в различных городах США, в Париже и Лондоне. После Второй мировой войны Д. по-прежнему активно участвует в мировой художественной жизни, находя общий язык с новой генерацией современных художников. Он творчески общается с композиторами Д. Мийо, А. Шенбергом, Д. Кей-джем, художниками М. Тоби, Арманом, А. Калдером. Большой интерес к работам Д. проявляют художники поп-арта Р. Гамильтон, Р. Раушенберг, Д. Джонс, К. Ольденбург, Ж. Тенгли. На закате дней, в 1968 году, Д удостаивает своим посещением Фестиваль искусств в Буффало — премьеру балета «Вокруг времени» балетмейстера авангарда М. Кэннингема с декорациями Д. Джонса.
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА — сформировалась на базе кафедры промышленного искусства Свердловского архитектурного института (ныне Уральская государственная архитектурно-строительная академия).
Первая за пределами Москвы и Ленинграда кафедра дизайнерского профиля создана в 1968 году в Уральском филиале МАрхИ на базе строительного факультета политехнического института, где читалась дисциплина «Промышленный интерьер с элементами технической эстетики». Спецификой образовательной деятельности кафедры дизайна стало внедрение проектных дисциплин начиная с первого курса обучения, повышенное внимание к средовым аспектам дизайна, к образным характеристикам проектируемых объектов, а также к региональным особенностям дизайнерских разработок.
Первым заведующим кафедрой стал Ю.А. Владимирский; большую роль в ее формировании сыграли педагоги МВХПУ им. С.Г. Строганова, ЛВХПТУ им. В.И. Мухиной, в первую очередь Г.Б. Минервин и И.А. Вакс, читавшие лекции, работавшие с аспирантами и многократно возглавлявшие Государственную экзаменационную
Екатеринбургская дизайн-школа: а —
А. Мысакова, мягкая игрушка «Порт Пирей», 1995; б— Д. Куканов, станок для обтяжки теннисных ракеток, 1996; в — В. Пирожков, концептуальные эскизы автомобилей компании «Ситроен» комиссию, оценивавшую работы дипломников.
За годы существования кафедры ею выпущены сотни специалистов, работы которых получили значительный резонанс как в России, так и за рубежом. Например, выпускник Е.ш.д. В. Пирожков (1968), получивший дополнительное образование в европейском колледже «Арт-Центр» в Швейцарии, стал широко известен как автор ряда концептуальных проектов для
фирм «Ситроен» и «Тойота» и интерьеров серийных автомобилей «Ситроен С5» и «СЗ». Помимо автомобилей, В. Пирожков разрабатывает дизайн бытовой и компьютерной техники, работает как книжный и журнальный график и является одним из инициаторов программ стажировки молодых российских дизайнеров в дизайн-цен-трах западных компаний.
ИКОГРАДА — Всемирная организация по графическому дизайну. Основана в 1972 году. В уставе И. записано, что в сферу деятельности дизайнера-графика входит создание иллюстраций, типографских шрифтов, каллиграфических надписей, орнаментов, обложек книг, графического оформления упаковки, торговой и другой рекламы, оформление выставок и витрин магазинов, фильмов и телепередач, то есть под графическим дизайном подразумевается вся нестанковая графика.
ИКСИД — Международный совет дизайнерских организаций. Основан в 1957 году. Основной целью И. видит создание оптимальных условий для совершенствования предметно-пространственной среды и, кок следствие, улучшение материальных и духовных условий существования человека. Для достижения этой цели И. налаживает связи между различными национальными, общественными и частными дизайнерскими организациями; пропагандирует практику дизайна; предлагает инициативные дизайн-программы, нацеленные как на решение конкретных задач (например, дизайн для конкретных групп населения — детей, престарелых, инвалидов и т.д.), так и на прогнозирование потенциальных путей развития предметно-пространственной среды. Основная форма работ над подобными программами — международные проектные семинары «Интердизайн».
ИМЗ Чарльз (1907-1978) - американский дизайнер, получивший известность благодаря своим многочисленным разработкам мебели, особенно стульев. В 1930 году окончил Школу архитектуры Вашингтонского университета, после чего открыл свое проектное бюро. В 1936 году создал и возглавил мастерскую экспериментального проектирования в Крэнбрук-ской академии американского штата Мичиган, где работал вместе с Ээро и Элиелем Саариненами и другими крупными представителями архитектуры и дизайна начала XX века. В 1940 году совместно с Ээро Саарине-ном спроектировал экспериментальную коллекцию мебели из гнутой фанеры, представленную но выставке «Органический дизайн в домашней обстановке» в Нью-Йоркском Музее современного искусства. За 10 различных моделей кресел с единым сиденьем-оболочкой И. и Сааринену была присуждена Первая премия. Многие годы И., экспериментировал с технологией формовки прессованной и гнутой фанеры, создавая из нее как абстрактные композиции, так и проектируя промышленные изделия. В своих мебельных разработках И. стремился создать для стула единую оболочку-сиденье, максимально соответствующую телу человека. В 1946 году Музей современного искусства Нью-Йорка организовал выставку под названием «Новая мебель, созданная Чарльзом Имзом», один из экспонатов которой стал классическим произведением мебели XX века. В 1951 году И. первым применил для производства стульев стекловолокно и в дальнейшем продолжал поиски новых формообразующих возможностей, таящихся в этом материале. В результате его мебель постепенно становилась все более обтекаемой, более скульптурной, что стало в 1950-х годах характерным для стиля американской мебели, отличая ее от геометрически строгой и аскетичной европейской мебели того времени. Большое внимание И. придавал рекламе своих изделий. С этой целью им были созданы около 100 короткометражных рекламных, научно-популярных и художественных фильмов. Он широко использовал киноматериалы и в своей педагогической деятельности в качестве консультанта Массачусет-ского технологического института, был
Ч. Имз: рабочее кресло, 1958
одним из первых, кто применил такое новшество, как полиэкранный слайд-фильм. Проектировал игрушки в виде фанерных «конструкторов». Всемирную известность приобрел собственный дом И., собранный в 1947 году из готовых элементов заводского изготовления. Подобная идея сборки жилого дома по аналогии со сборкой автомобиля на заводском конвейере в последующие десятилетия стала популярной среди архитекторов и дизайнеров многих стран. И. с уважением относился к ремесленной традиции Америки, восприняв от нее любовь к естественным материалам, но в то же время не боялся материалов, производимых современной промышленностью, считая использование последних полноценным средством для создания художественного образа. Творчество И. убедительно доказывает, что искусство и современные технические достижения — не только не враги, а наоборот, элементы современной цивилизации, в руках подлинно творческого дизайнера органично дополняющие друг друга.
«ИНТЕРДИЗАЙН» — проводимые с 1971 года при совместном участии ИКСИД и национальных дизайнерских организаций международные проектные семинары, целью которых является как разработка конкретных проектов
и дизайн-программ, так и расширение профессиональных связей между дизайнерами и дизайнерскими организациями различных стран.
ИТО Тойо (1941) Сеул — замечательный японский архитектор-новатор, почетный член Американского союза архитекторов AIA, почетный профессор Университета Северного Лондона. Учился на кафедре архитектуры Токийского университета, с 1965 года работает в Японии и других странах мира.
Среди последних реализаций: «Алюминиевый дом» в Сакураджосуи (Токио), Медиатека в Сендай (префектура Мияги), Сельскохозяйственный парк в Оита Ямага.
Новые «медиа» — предмет постоянных размышлений И.: «Мы имеем два тела — одно физическое, а другое можно условно назвать «цифровым», «виртуальным»... В наших виртуальных телах циркулирует информация, а реальное тело жаждет воздуха и света». И. пытается примирить оба тела при помощи архитектуры, осуществляя через нее связь человека и с природой, и с информацией. «Это наша вторая кожа. Она должна облекать информационное поле вокруг нас, тем самым выполняя роль «медиа»-костюма. «Первый модник эпохи электронного торнадо, облаченный в медиа-костюм, становится Тарзаном медиа-джунглей», — такого рода заявления И. давно стали «архитектурными» афоризмами.
Тойо Ито: «башня ветров» — светоскульптура
«Каждый день приносит что-то новое, а архитектурные объекты остаются неподвижными на протяжении многих лет», — говорит он. — «Я хочу проектировать нечто, способное изменяться и реагировать на жизнь. По законам физики это возможно только в виртуальном пространстве. Соединение реального, физического пространства с виртуальным породит новую архитектуру — гибкую и способную к саморазвитию».
Один из его ранних опытов в этом направлении — «Башня ветров» в Иоко гаме (столь романтичное название получила система охлаждения станции метро). И. обшил нелепое техническое сооружение зеркальным акрилом и заключил его в стеклянный цилиндр. Днем башня ведет себя, как хамелеон — зеркальная поверхность чутко реагирует на малейшие перемены в окружении. После захода солнца загораются лампочки, отражающиеся в зеркале. Башня становится прозрачным световым столбом, висящим в воздухе миражом. И. сделал невозможное — создал физически реальный объект, обладающий свойствами виртуального. Уничтожив визуальные границы, он заставил его жить самостоятельной жизнью. «Башня ветров» принесла славу своему создателю и породила в Японии волну эстетического переосмысливания дизайна технических устройств, что всегда считалось уделом инженеров.
вокруг вытяжной шахты метро. Иокогама, 1986
ИТТЕН Йоханнес (1889-1967) -швейцарский художник и один из наиболее известных преподавателей Баухауза. Он обучал интуитивному подходу к теории цвета. Глубокий интерес И. к цвету привел его в Штутгарт в студию А. Холцеля, немецкого теоретика цвета, затем в Вену, а в 1919 году он поступил во вновь основанный Баухауз в Веймаре, где развил базовый курс формы и цвета. Его любимыми учителями-друзьями были Л. Фе-нингер, В. Кандинский, П. Клее и О. Шлеммер. С 1924 по 1934 годы он был директором собственной школы в Берлине, где разрабатывал теории цвета, позже (1961) опубликованные в книге «Искусство цвета».
Как педагог И. следовал спонтанности в цветовой экспрессии, индивидуальности подхода в обучении, развитию субъективных интенций студентов. И. сформулировал для теории цвета семь видов цветовых контрастов: оттенок (тон), светлый—темный, теплый—холодный, дополнительный, симультанный, по насыщенности и интенсивности (количеству). Для объяснения своей теории И. использовал примеры из искусства и природы. Так, для понимания холодного и теплого противопоставления он предлагал визуализировать оппозиции в природе:
тень/солнце, прозрачный/непроницаемый, успокаивающий/стимулирующий, разреженный/плотный, воздушный/земной, далекий/близкий, легкий/ тяжелый, сухой/мокрый и т.п.
КАН Луис (1901-1974) - выдающийся американский архитектор, философ, педагог.
Родился в Эстонии, в 6 лет вместе с родителями переехал в США. В 1924 году закончил архитектурное отделение Школы изящных искусств Пенсильванского университета. Нашел себя в 47 лет, в процессе преподавания в Йельском университете. Стал известен как архитектор в конце 1950-х годов. Его творчество архитектора-философа утверждает вечные ценности. Он убежден, что всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддается измерению; в процессе проектирования пройдя сквозь измеряемые средства оно становится в конечном итоге вновь неизмеримым.
Выдающийся вклад К. в архитектуру заключается в возвращении ей архитектурного пространство, дающего ясное представление о том, как оно создано. Создавать пространства, по К., значит создавать и свет; без организованного света разрушается ритм, музыка архитектуры, без которых она мертва. Наиболее значительные постройки К. 1960-х годов — здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии; Биологический институт д-ра Солка в Сан-Диего, Калифорния; Правительственный центр в Дакке (Бангладеш); индийский институт Управления в Ах-модабад — отмечены ясностью архитектурных форм, простотой и монументальностью.
КАФЕДРА ДАС (дизайн архитектурной среды)МАрхИ (Московский архитектурный институт) — первое в ношей стране подразделение высшей школы, организовавшее выпуск специалистов нового профиля, работающих на стыке двух самых популярных ныне проектных искусств — архитектуры и дизайна.
К.Д.М. была создана в 1987 году, ее организатором и первым руководителем был доктор искусствоведения профессор Г.Б. Минервин, стремившийся возродить в архитектурной школе традиции комплексного архитек-турно-дизайнерского образования, заложенные в 20-е годы прошлого века ВХУТЕМАСОМ. Долгие годы работая во ВНИИТЭ, Академии архитектуры и строительства и МВХПУ им. С.Г. Строганова, Г.Б. Минервин предвидел необходимость появления специалиста особого типа, умеющего формировать синтетическую предметно-пространственную среду обитания для разных форм образа жизни.
Важнейшим аспектом работы К.Д.М. была апробация учебного плана новой профессии «архитектор-дизайнер», введение в него специфических для дизайн-образования дисциплин «Основы эргономики», «Предпро-ектный и проектный анализ», «Колори-стика», «Комплексное формирование среды» и др., что позволило сконцентрировать внимание студентов на вопросах обеспечения комфортной жизнедеятельности человека в различных ситуациях на базе разносторонних знаний о его потребностях и путях их полноценного удовлетворения. Таким образом была на новом уровне осуществлена преемственность современных идей организации учебного процесса и положений А. Родченко, утверждавшего: проектный замысел высвечивается прежде всего в ракурсе культуры — проектного мышления, производства, потребления, наконец, общей художественной культуры эпохи.
Открытие кафедры и ее успешная деятельность подтолкнули появление соответствующих учебных подразделений в других вузах страны — в настоящее время подготовка специальности ДАС ведется в 40 архитектурных и художественных институтах России.
К.Д.М. постоянно совершенствует методику архитектурно-дизайнерского образования, участвует в составлении нормативных документов, регламентирующих требования к объему и качеству знаний специалиста по средово-му дизайну. Ведущие педагоги кафедры ведут активную работу по уточнению специфики обучения специальности за счет расширения ее художественных основ (на базе дисциплин «Колористика», «Пластическое моделирование» и др. — проф. А. В. Ефимов), внедрения новых принципов воспитания современного проектного сознания (мастерская проф. А.П. Ермолаева), теоретического и методического осмысления проблем обучения ведущей дисциплине профессии — архитектурно-дизайнерскому проектированию (проф. В.Т. Шимко).
В настоящее время интерес к средовому дизайну все время растет — становится ясно, что специальность ДАС занимает роль интегрирующего субъекта проектной культуры, что потребует соединения системно-средового и сценарно-моделирующего подхода к профессии с концепцией формирования уникальной модели специалиста-универсала высшей квалификации — модели, еще не апробировавшейся в рамках традиционного архитектурно-художественного образования. Такого рода поворот событий связан с расширением на кафедре магистратуры и аспирантуры, пересмотром учебных I танов и программ.
Ориентируясь на указанные задачи, развивая и закрепляя идеи своего создателя Г.Б. Минервина, систематизируя опыт кафедральных работ по подготовке архитекторов-дизайнеров, К.Д.М. готовит и выпускает учебники и учебные пособия по профилирующим дисциплинам специальности, выступив инициатором создания «Комплексного учебника» по направлениям дизайна, реализующего идеи родственности и взаимообогащения принципов архитектурного и дизайнерского творчества в проектной сфере.
КОЛАНИ Луиджи (1928) - одна из наиболее парадоксальных фигур в современном дизайне. Собственно, объекты творчества К. наиболее точно характеризуются как функциональные скульптуры, исполненные на основе современных промышленных технологий.
Луиджи Колани: автомобиль «Колани Форме С», 1988
При этом весьма субъективное формообразование, в котором преобладает образное начало, автор достаточно логически обосновывает аэродинамическими, эргономическими и прочими объективными факторами. Правда, чрезмерная вера в собственную интуицию иногда подводит К. — так, отказавшись от продувки созданного им «рекордного» мотоцикла в аэродинамической трубе, он так и не смог хотя бы приблизить свое изделие к существующему рекорду.
Творческие интересы К. лежат в сфере формообразования транспортных средств, однако в производство внедряются, как правило, объекты значительно меньшего масштаба — авторучка, фотоаппаратура и т.д.
Работы Дж. Коломбо: а — динамичное жилье; 6, в — жилая ячейка «Визиона-69» («комнаты в комнате»), план и фрагмент натурального макета