Подбор и систематизация иконографических материалов
Архитектором-реставратором определяются основные архивы, где сосредоточены документы по истории строительства, перестроек и эксплуатации объекта; делаются запросы по поиску документации. Помимо проверки точности опубликованных в литературных источниках архивных бумаг, отбираются дела с наиболее достоверными документами. Это договоры и подряды на постройку, указывающими имя автора, материалов с размерами и названиями, с описанием конструкций, деталей, акты приемки и сдачи работ, акты и документы о купле-продаже; хронологический отбор выписок из архивных документов и т.д.
Пример: Спасопреображенский собор в Перми, (бывшая художественная галерея), в архиве которой были обнаружены подлинные чертежи обмеров здания, выполненные строительно-техническим бюро А.Б. Турчевича.
Также выявляются пробелы и противоречия, требующие дальнейшей доработки, и ставится вопрос о проверке сомнительных документов или дальнейших поисках новых дополнительных сведений. Архитектор должен, в совершенстве овладеть искусством, определять подлинность документов, умением их читать. пергамент или сорт бумаги, тип письма, водяные знаки, графологическая характеристика, расшифровка терминологии – вот малый круг вопросов, решение которых сопровождает архивные материалы.
Пример: Сборник сведений о Белогорском монастыре, изданный ГАПК; «Свет Белой горы» книга В. Гладышева и А. Кудриной с дикими ошибками; книга О.А. Федорущенко «Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь», также выпущенная с недопустимыми ошибками.
Это, безусловно, самый важный раздел предварительной подготовки к реставрации – только изображения могут быть совместимы полностью с памятником архитектуры. Любые архивные, литературные источники не могут дать образ здания, не дают воспроизвести реальный объем сооружения.
Вначале идет поиск и подбор всех изображений относящихся к истории памятника. Приходится иметь дело с чертежами – проектами, выполненными авторами сооружений; фиксационными чертежами построек, перестроек и видоизменений памятников, копиями, чертежей, обмерами, зарисовками, моделями, макетами и наконец фотографиями.
По мере накопления материалов производится их оценка и систематизация по следующей форме:
1. Архивный или музейный инвентарный номер документа;
2. Адрес и сведения о владельце (если частная коллекция);
3. Сведения о дате, времени исполнения, подписи на чертежах, пометки и т.п.
4. Масштаб изображения, техника исполнения, размеры изображения;
5. Предполагаемое первоначальное изображение.
Пример: Набор чертежей церкви (эскизный проект храма в с. Усть-Гаревая Пермской губернии; фасад храма в г. Оса Пермской губернии).
Располагая иконографические материалы в хронологическом порядке, группируя по точности облика, создают альбомы-подборки, позволяющие проследить видоизменения объекта во времени, выявить периоды, требующие дополнительных поисков.
По заказу архитектора-реставратора делается пересъемка всех изображений, происходит накопление негативов, фотоизображений и т.д.
Работа с историческими чертежами сопровождается графическим анализом, позволяющим выявить авторство проекта. Но бывают случаи, когда подписи не принадлежат их фактическому исполнителю.
Пример: На всех чертежах, выходивших из Строительно-технического бюро А.Б. Турчевича, ставилась печать, и они не подписывались ни Турчевичем, ни его сотрудниками.
Часто чертежи копировались помощниками архитектора со всеми изменениями, возникшими в процессе строительства. Таким образом, облик объекта в окончательном виде фиксировался этими заказными чертежами.
Пример: Существовало два варианта чертежей Синагоги, а в результате получился третий.
Установить авторов этих чертежей и выявить их действительное целевое назначение – одна из сложных задач для исследователя и архитектора-реставратора. Если приходится иметь дело с макетами, моделями, производится планомерная фотофиксация, с обязательным наличием в кадре измерительной линейки, для представления о действительных размерах съемки. Подробное описание материалов и других особенностей модели, а также сведения об авторе, времени изготовления прилагаются в виде аннотации к фотографии.
Фотографии, показывающие более раннюю редакцию архитектурного сооружения и его виды до разрушений, также подбираются в хронологическом порядке. Все фотоматериалы должны быть аннотированы и точно сориентированы (схемы). Иногда приходится прибегать к специальным методам для проработки деталей.
Пример: Восстановление «Царского креста» на Белой горе. С помощью ПК выявлены рисунки решетки, подвесные лампадки, рисунок художественного изображения на металле креста, масштаб сооружения; Свято-Троицкая церковь на Слудке в Перми и т.п.
Подбор изображений прямых и косвенных аналогов должен сопровождаться объяснением и полными сведениями их нахождения.
Пример: Книга «Духовное торжество освящения Соборного храма в Белогорском монастыре, Пермской епархии, 7,8 и 9-го июня 1917 г.» Екатеринбург, тов. М.М. Доброхотовой. 1917 г.; ГКУ «Государственный архив Пермского края» фонд ФПИ, опись-2, Дело 2685, Лист обл., тит. л.
Аналогии следует подбирать в значительно большем количестве, чтобы можно было остановиться на наиболее достоверной, для данной конкретной реставрационной задаче. Имеющиеся обмерные чертежи подвергаются пересъемке, производится их выборочная проверка, сличение с натурой и дается характеристика их документальной точности. Особо критично нужно относиться к обмерам, публикуемым в качестве иллюстраций в научно-популярных изданиях.