Приемы светоцветовой архитектуры наружного освещения
Стационарные или временные установки наружного архитектурного освещения объектов предназначены для «извлечения» из темноты и образной интерпретации формирующих и заполняющих городскую среду зданий, сооружений, малых форм, зеленых насаждений, элементов ландшафта, для создания световых ансамблей. Эти установки выполняются в виде систем заливающего или локального света, светящихся поверхностей, «световой графики», «световой живописи» или их разнообразных сочетаний (рисунок 2.5).
Традиционный прием – заливающее прожекторное освещение фасадов (общего равномерного или общего локализованного), на памятниках архитектуры и репрезентативных объектах, но прием устарел.
Актуален прием локального освещения фасадов и их элементов относительно небольшими приборами, устанавливаемыми на освещаемом объекте, применяется на исторических, современных зданиях и сооружениях. Он дает характерный пятнистый световой рисунок, который визуально деформирует архитектурную форму.
Прием светящихся фасадов «архитектурного света», благодаря применению в строительстве стекла и светопропускающих пластмасс привело к использованию проходящего через остекление интерьерного света, придает новые визуальные качества тектоническому, цветовому и пластическому облику сооружения за счет выявления внутренней структуры и процессов, происходящих в освещенном интерьере и невидимых с улицы днем. Форма, размер и расположение светящихся поверхностей зависят от программирования внутреннего (или межстекольного) освещения, от наличия специальных затеняющих устройств, способных создать на фасаде определенный светоцветовой рисунок.
Рисунок 2.5 – Системы архитектурного освещения фасадов: А - заливающее освещение (церковь Федора Студита у Никитских ворот в Москве, светоди- зайн — Н.И. Щепетков); Б локальное освещение (вестибюль метро «Красные ворота» - Н.И. Щепетков); В — светящие фасады здания Сони-центра на Потсдамср-плац в Берлине (Я. Керсале); Г «световая графика» сетки на куполе общественного сооружения; Д — «световая живопись» проекционным способом на стенах замка Блуа во Франции во время спектаклей «Звук и Свет».
Прием «световая графика»относится как к системам освещения зданий, так и к световой информации. В первом случае — контурное освещение, применяющееся, в основном, как вид праздничного оформления городов, и современные приемы группировки линейных и точечных светильников, образующих светографический рисунок на фасаде в виде светящих линий, пунктиров, точек. С появлением в последние годы компактных приборов прожекторного типа со специальными оптическими системами, дающими узкие пучки света, стало возможным создание на фасадах светографического рисунка в виде различных одноцветных или полихромных орнаментов. Аналогично воспринимается свет лазерного луча, отражаемый фасадными стенами, на которые он направляется, или «проявляемый» мутной пространственной средой (туман, дым. водяная пыль), в которой с его помощью можно «рисовать» трехмерные светографические композиции, статические или анимационные. Во втором случае — это светоинформационные и светорекламные установки в виде панно, надписей, символов, фирменных логотипов.
Прием «световая живопись»— это прежде всего светоцвстовые проекции, которые наиболее эффективно применяются в спектаклях «Звук и Свет» и в крупных зрелищных, как правило, разовых шоу, например, фестивалях света. К этому приему можно отнести также игру цветного света на фасадах, облицованных светорассеивающими панелями, за которыми скрыты цветные источники света, или выполненных в виде телеэкранов и светодиодных панно, создающих статические или динамические живописно-световые картины, которые находят все более широкое применение в рекламных и информационных целях с использованием новейших светотехнических изделий. Лазерная техника уже предлагает, пока в масштабе небольших изделий, реализацию трехмерной «лазерной живописи» в твердых прозрачных средах, например, в стекле.
Светоинформационные и светорекламные установки традиционный и множащийся в наших городах элемент визуально-информационных, коммуникационных и коммерческих систем и, в то же время, наиболее мобильный и изменчивый элемент систем городского освещения. В них, как в миниатюре, используется тот же «словарь» светотехнических средств и приемов, что и is установках архитектурного освещения. В эту группу установок могут быть отнесены по своему назначению и освещенные витрины на первых этажах торговых учреждений, хотя композиционно они неразрывно и органично связаны с архитектурой всего фасада.
В дневное время многие установки функционального освещения и световой информации играют в городской среде роль малых светоформ и дизайнерских элементов свето-масштабно-ритмического членения пространств.