Приемы светоцветовой архитектуры наружного освещения

Стационарные или временные установки на­ружного архитектурного освещения объектов предназначены для «извлечения» из темноты и об­разной интерпретации формирующих и заполня­ющих городскую среду зданий, сооружений, малых форм, зеленых насаждений, элементов ландшафта, для создания световых ансамблей. Эти установки выполняются в виде систем заливающего или локального света, светящихся поверхностей, «световой графики», «световой живописи» или их разно­образных сочетаний (рисунок 2.5).

Традиционный прием – заливающее про­жекторное освещение фасадов (общего равно­мерного или общего локализованного), на памятниках архитектуры и репрезента­тивных объектах, но прием устарел.

Актуален прием локаль­ного освещения фасадов и их элементов относи­тельно небольшими приборами, устанавливаемы­ми на освещаемом объекте, применяется на ис­торических, современных зданиях и соору­жениях. Он дает характерный пятнистый световой рисунок, который визуально деформи­рует архитектурную форму.

Прием светящихся фасадов «архи­тектурного света», благодаря применению в строительстве стекла и светопропускающих пластмасс привело к использованию проходящего через ос­текление интерьерного света, придает новые ви­зуальные качества тектоническому, цветовому и пластическому облику сооружения за счет выявле­ния внутренней структуры и процессов, проис­ходящих в освещенном интерьере и невидимых с улицы днем. Форма, размер и расположение све­тящихся поверхностей зависят от программирова­ния внутреннего (или межстекольного) освещения, от наличия специальных затеняющих устройств, способных создать на фасаде определенный све­тоцветовой рисунок.

Приемы светоцветовой архитектуры наружного освещения - student2.ru Приемы светоцветовой архитектуры наружного освещения - student2.ru

Рисунок 2.5 – Системы архитектурного освещения фаса­дов: А - заливающее освещение (церковь Федора Студита у Никитских ворот в Москве, светоди- зайн — Н.И. Щепетков); Б локальное освещение (вестибюль метро «Красные ворота» - Н.И. Щепет­ков); В — светящие фасады здания Сони-центра на Потсдамср-плац в Берлине (Я. Керсале); Г «све­товая графика» сетки на куполе общественного со­оружения; Д — «световая живопись» проекционным способом на стенах замка Блуа во Франции во вре­мя спектаклей «Звук и Свет».

Прием «световая графика»относится как к системам освещения зданий, так и к световой информации. В первом случае — контурное освещение, применяющееся, в основном, как вид праздничного оформления городов, и современные приемы группировки линейных и точечных светильников, образующих светографический рисунок на фасаде в виде светящих линий, пунктиров, точек. С появлением в последние годы компактных приборов прожекторного типа со специальными оптическими системами, дающими узкие пучки света, стало возможным создание на фасадах светографического рисунка в виде различных одноцветных или полихромных орнаментов. Аналогично воспринимается свет лазерного луча, отражаемый фасадными стенами, на которые он направляется, или «проявляемый» мутной пространственной средой (туман, дым. водяная пыль), в которой с его помощью можно «рисовать» трехмерные светографические композиции, статические или анимационные. Во втором случае — это светоинформационные и светорекламные установки в виде панно, надписей, символов, фирменных логотипов.

Прием «световая живопись»— это прежде всего светоцвстовые проекции, которые наиболее эффективно применяются в спектаклях «Звук и Свет» и в крупных зрелищных, как правило, разовых шоу, например, фестивалях света. К этому приему можно отнести также игру цветного света на фасадах, облицо­ванных светорассеивающими панелями, за кото­рыми скрыты цветные источники света, или вы­полненных в виде телеэкранов и светодиодных панно, создающих статические или динамичес­кие живописно-световые картины, которые на­ходят все более широкое применение в реклам­ных и информационных целях с использованием новейших светотехнических изделий. Лазерная техника уже предлагает, пока в масштабе не­больших изделий, реализацию трехмерной «ла­зерной живописи» в твердых прозрачных средах, например, в стекле.

Светоинформационные и светорекламные установки традиционный и множащийся в на­ших городах элемент визуально-информацион­ных, коммуникационных и коммерческих систем и, в то же время, наиболее мобильный и изменчи­вый элемент систем городского освещения. В них, как в миниатюре, используется тот же «словарь» светотехнических средств и приемов, что и is уста­новках архитектурного освещения. В эту группу установок могут быть отнесены по своему назна­чению и освещенные витрины на первых этажах торговых учреждений, хотя композиционно они неразрывно и органично связаны с архитектурой всего фасада.

В дневное время многие установки функцио­нального освещения и световой информации иг­рают в городской среде роль малых светоформ и дизайнерских элементов свето-масштабно-ритмического членения пространств.

Наши рекомендации