Коммерческая реклама в СССР в 1920-х гг
Как говорилось ранее, основным заказчиком рекламы в послереволюционнное время было государство, но все же доля рекламы доставалась и торговым объединениям. Крупнейший заказчик зтого периода -«Моссельпром». 6 него вошли национализированные пивоваренные и спирто-водоч-ные заводы, кондитерские и табачные фабрики. Слоган «Нигде как в Моссельпроме». придуманный Маяковским, сопровождал компанию много лет. даже когда он перестал с ней сотрудничать.
Во второй половине 20-х гг. рекламу для «Моссельпрома» создавали Буланов, Тархов, Такке, Зеленский. Соответственно на смену конструктивистским плакатам Родченко пришли красочные портретные и сюжетные композиции, наполненные динамикой, юмором, живописностью. В этих плакатах уже использовался не фотомонтаж, а рисунок. Лозунг дизайнеров этого периода - «Товар - лицом!». В качестве примера можно привести плакат М. Буланова «Нигде как в Моссельпроме. Продукты государственных фабрик» (1926). В 1930-х гг. «Моссельпром» производил товары для экспорта за границу и, которые сопровождались соответствующими плакатами, например, плакат А. Зеленского «Ирис-Прима. Моссельпром. Москва. СССР' (1930). Здесь нарисованы куклы в национальных русских костюмах, а сам рекламный текст написан на английском языке. 8 основном А. Зеленский работал над рекламой «Ленинградского табакотреста» (папиросы «Дюшес», «Пушкин» и т.д.). Товары на его рекламных плакатах представали в новом образе. В его работах отсутсвует какое-либо повествование, присущее рисованной рекламе начала XX в., графический рисунок и шрифт выгодно дополняют друг друга, что делает листы интересными и необыкновенными. Его работы по стилистике принадлежат к лучшим образцам art deco.
Еще один вид коммерческой рекламы -киноплакат. Советский киноплакат 20-х гг. выполнял сразу две задачи: знакомил с сюжетом фильма и показывал, где добро, а где зло. Добрые персонажи в 20-е гг. не столько изображались, сколько угадывались - «нашим» был тот. кто смеялся над старым миром и презирал его. Только в сталинские тридцатые на плакатах появились «новые советские люди» пышущие здоровьем физкультурницы, крестьянки и работницы, идеологически подкованные герои Гражданской войны с былинными русскими богатырями и бунтарями.
Графический плакат не претендовал на долгую жизнь. Киностудии печатали его на самой бросовой бумаге, в дело шла и оборотная сторона листа. В жанре плаката появились признанные классики: братья Владимир и Георгий Стенберги (работавшие почти над всеми кинохитами 20-х гг.), В. Болотов и знаменитый конструктивист А. Родченко и многие другие.
А. Родченко был среди родоначальников конструктивизма. Мастер портрета, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко». Увлечение А. Родченко творческим фотомонтажом, документальной и постановочной фотосъемкой позволили мастеру выступить первооткрывателем новой плакатной формы. В рекламе хроникального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз» он продемонстрировал возможности применения монтажа фотографий в сочетании с броским текстом как для передачи задачи автора киноленты «вскрыть и показать правду», так и для достижения сильного эмоционального воздействия плаката на зрителя (1924). Вершиной лаконичного воплощения рекламной идеи стал «Ленгиз» А. Родченко с фотопортретом Л. Брик (1925). К бесспорным шедеврам использования фотомонтажа принадлежат рекламные киноплакаты его современников А. Лавинского к фильму С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1926). братьев Стенбергов к документальной ленте Д. Вертова «Одиннадцатый» (1928) и С. Семенова-Менеса к фильму В. Турина «Турксиб» (1929).
Плакат 20-х гг. должен был приучить людей к новой жизни, новой стране, новым порядкам. Поэтому художники и дизайнеры стремились в каждом плакате отобразить новшества времени. Плакат уходил от прежней иллюстративности к локальным пятнам, от изобразительности и плавности к геометрическим, конструктивным формам и их упрощению; уменьшению оттеночности - увеличению контрастности, от плавных, рукописных шрифтов - к рубленным, которые становятся отдельной формой и воспринимаются уже как часть композиции. Если в русских рекламных плакатах конца XIX - начала XX вв. больше красочности, декоративности и преобладают статические композиции, то в конструктивистских плакатах преобладает динамика, которая достигается применением диагоналей. Художники искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Каждому предмету действительности они противопоставляли какую-либо конструкцию. Именно стремление сделать «конструктивную структуру» основой формообразования объединило художников некогда различных направлений.
Их основной задачей стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Стали появляться трибуны, агитационные установки и киоски оригинальной конфигурации. Конструктивизм был призван для агитации: минимум слов и изображения - больше вкрадчивости. Плакат призывал действовать. Сохраняя оригинальность и выделяясь на общем фоне мирового плаката, о чем свидетельствовали его успехи на международных выставках, фотомонтажный политический плакат утратил свое прежнее господство на улицах городов нашей страны и сменился рисованным. Огромный пропагандистский опыт художников-конструктивистов оказался востребованным лишь при создании павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (открылась в 1939 г.) и национальных экспозиций СССР на выставках за рубежом. Последней работой Л. Лисицкого стал плакат «Все для фронта! Все для победы!» (1942). Один из основоположников отечественного конструктивизма избрал язык плаката 1920-х гг., подчеркнув неизменную роль революционного советского искусства в мобилизации народа для победы над врагом.
На смену советской рекламе 1920-1930-х гг. пришла пропагандистская реклама Второй мировой войны. Хотя в некоторых изданиях утверждается, что с отменой НЭПа и целенаправленным развитием социалистической экономики в СССР реклама вновь, как и после революции 1917 г.. исчезла как коммерческая, но и социальная. инструмент экономического развития. Престала существовать не только частная реклама и для частных лиц. но утратила свое значение и реклама, контролируемая самим государством. На протяжении 50 лет доперестроечного периода реклама в СССР развивалась очень слабо и если существовала, как таковая, то только во внешнеэкономической деятельности государства.
Однако с этим можно не согласиться. Ведь во время Второй мировой войны создано множество агитационных плакатов, после войны появились плакаты, прославляющие советскую армию, восхваляющие Сталина и Ленина, КПСС и т.д. Вспомним хотя бы «Родина-мать зовет» и «Не болтай!». В 1950-х гг. в стране снова возникла необходимость поднимать нравственность у населения. И снова начали появляться социальные плакаты против пьянства, хулиганства, половой распущенности, табакокурения и даже сквернословия! Опять появлялись плакаты со светлым будущим. Здесь можно сказать о плакате Якушина «Космос будет служить людям» (1971), на котором изображен портрет Гагарина. Нельзя так же забывать о рекламных плакатах «Аэрофлота», «Сберкасс» (хотя в принципе они в рекламе не нуждались, так как ничего другого в их сфере деятельности все равно не было...), киноплакатах и театральных афишах. Конечно, реклама этого времени была не такая яркая и выразительная, как реклама 1920-1930-х гг., но и про нее забывать ни в коем случае нельзя.
Советская социальная реклама периода НЭПа стала помогающим звеном в общении нового правительства с народом. На помощь пришел конструктивизм со своими основными чертами: краткостью, динамикой, выразительностью и контрастом. Конструктивизм активно используется и в современной рекламе. Отсюда вывод: реклама 1920-1930-х гг. - отличный фундамент современной мировой рекламы, ведь советские плакаты тех лет были и остаются шедеврами в мировой рекламной графики.