Мотоцикл с визуальным несоответствием деталей в конструкции
«хорошая линия» — определение восприятия двух или более контуров; в соответствии с этим фактором зрительная система старается сохранить целостность и характер кривой до пересечения и после него;
«замкнутость» — если из двух возможных способов организации восприятия один ведет к образованию фигуры с замкнутым контуром, а другой — с открытым, то отчетливее воспринимается первая фигура (особенно, если контур симметричен).
Здесь перечислены лишь основные факторы, на языке которых, по теории Г.-п., возможно точное описание всех сил и векторов, действующих в поле восприятия.
графическое проектирование — способ разработки формы проектного решения посредством создания чертежей в определенном масштабе.
Вычерчивание изделий до их изготовления обеспечивает возможность эффективной разработки новых образцов, создания изделий слишком крупных для выполнения их одним человеком, позволяет добиться взаимного согласования частей, изготовленных разными людьми. Возникшее вместе с масштабными чертежами разделение труда позволяет увеличить не только размеры изделий, но и «темы» их модификаций и приемы изготовления, так как Г.п. расширяет «поле представлений» производителя. Огромное множество существующих графических форм делится на две основные группы: ручные и матричные. Новые перспективы перед Г.п. открыла компьютеризация процесса.
Появление Т.п., его «инструмента-лизация» наглядно демонстрируют влияние научно-технического прогресса на проектную деятельность — с его помощью некогда произошел переход от кустарного «дизайна» к собственно проектированию, которое во многом сходно с происходящим ныне преобразованием проектирования в проектные исследования.
ГРАФФИТИ — синтез суперграфики и шрифтового творчества, «полулегальный» вид самодеятельной деформации облика элементов нашего окружения, граничащий с вандализмом по отношению к общепринятым нормам эстетической организации среды.
Сегодня Г. — одна из протестных форм маргинального непрофессионального дизайна, выражается в несанкционированной росписи аэрозолями, акрилом и др. средствами стен и конструкций зданий и сооружений, вагонов поездов, трамваев и пр. Сюжеты росписей — различные буквенные комбинации (как правило, каждая такая роспись есть своего рода автограф автора) и любые живописные и графические аналоги и образы. Это, естественно, нарушает авторский дизайн объектов-носителей, но придает фрагментам среды неожиданные композиционные и эмоциональные смыслы, возрождая в новом обличьи присущее людям желание сделать свой мир индивидуальное и ярче.
ДАДАИЗМ — течение в искусстве, возникшее в 10—20-е годы XX века усилиями Т. Тцары, М. Дюшампа, X. Ар-па. Случайность названия (фр. dada — лошадка) обнаруживает принципиальное свойство дадаизма — абсурдность, спонтанность, пародийность с целью демонстрации протеста против нелепости, безжизненности такого положения вещей, которое называется здравым смыслом.
За Д. стоит протест художника против искусства и жизни, которые скрываются за ставшими, казалось бы, очевидными, безусловными нормами, принципами, приемами существования и творчества. На почве Д. развилось искусство абсурда, ярко реализовавшееся в творчестве драматургов Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, Г. Пинтера. Одновременно с принципиальным эпатажем художники Д. искали позитивные ценности, через иронию и эпатаж выходили к новой чистоте: дерзость, задиристость, вызов в отношениях с традиционным искусством и традиционным бытом — оборотная сторона детской непосредственности и открытости миру. «Дада» — основа всякого искусства; «дада» лишен смысла, как сама природа; «дада» выступает за природу и против «искусства», «дада» непосредственен, как природа, и старается найти для каждой вещи ее неотъемлемое место; «дада» морален, как сама природа; «дада» выступает за безграничный смысл и за ограниченные средства» — утверждает X. Арп.
Послевоенное искусство в целом, художники поп-арта (Р. Раушенберг, К. Ольденбург), концептуальное искусство многое взяли у Д. Современные художники многому учатся у Д., уже ставшего традицией.
деконструктивизм - направление в архитектуре, еще одна, вслед за постмодернизмом, протестная реакция на архитектуру «международного стиля», созданную В. Гропиусом, Ле Корбюзье, Мис вон дер Роэ и их наследниками.
Рождение Д. как стиля произошло 22 июня 1988 года в Музее современного искусства (Нью-Йорк) на выставке «Деконструктивная архитектура», организованной Ф. Джонсоном. Вдохновляясь образами супрематизма и советского конструктивизма 1920-х годов, деконструктивисты на смену идеалам архитектурной гармонии, цельности, ясности предлагают формальную дисгармонию в сочетании со смысловым разломом и тайной. Среди Д. выделяются группа Химмельблау, 3. Хадид, Р. Колхаас, П. Эйзенман, Д. Либескинд и Б. Чуми. Я — это еще одна попытка нового синтеза живописи, скульптуры и литературы с архитектурой. Совершить акт «деконструкции» — значит обнаружить скрытую логику отношений между смыслом и его выражением. П. Эйзенман говорит о своей архитектуре как о «смещении» форм, пространств, материалов и, конечно, смыслов. Тактика смещения подчинена генеральной стратегии «неопределенности» или «ослабления формы», т.е.
созданию такой формы, которая не имеет устойчивых связей с историей, программой, контекстом и другими жесткими параметрами. В отличие от «сильной», «слабая форма» позволяет любое странное и необычное истолкование. Идеология Д. выражена мыслью П. Эйзенмона: «Я против тех, кто ищет вечной правды в архитектуре или предается ностальгии по архитектурному прошлому, а тем самым убивает архитектуру».
«дельфы» метод (Дельфийская техника) — индивидуальное анкетирование мнений экспертов с целью выявления преобладающего суждения специалистов, исключающее прямые дебаты и позволяющее экспертам оценивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.
«Д.»м. реализует через обратные связи мнений системный подход к коллективному мышлению, «снимая» случайные влияния психологических факторов. Используется при сборе уникальных данных, затрагивающих профессиональные проблемы, при экспертизе, определении приоритетов и других действиях, требующих специальной квалификации.
«дерево целей» - способ упорядоченного прогнозирования комплекса проектных и научных задач, основанный на построении многоуровневых схем, последовательно охватывающих все необходимые сферы предполагаемой деятельности — от общих целей, ключевых направлений и блоков до частных задач, требующих индивидуального решения.
«Д.ц.» используется при необходимости комплексного рассмотрения элементов проектной деятельности и пооперационного планирования исследований, связанных с решением конкретной проблемы, а также для увязки отдельных целей проектирования с действиями, которые необходимо предпринять в настоящем. Последовательность методической работы состоит в том, чтобы выявить общую цель, определить основное направление работ, выделить группу частных задач и построить общую схему «дерева» с учетом характера целей и работ в виде графических изображений и текстовых пояснений.
джаз — явление музыкальной культуры XX веко, олицетворяющее его стремительность, энергию, пульсацию, страсть, непредсказуемость.
Питер Эйзенман. Дом П: Фолк Хауз, Хардвик. Вермонт, 1969—1970, фасад
Д. как художественное явление сродни дизайну, открытому проектированию, соединяет осмысленную постановку творческой задачи с импровизационным характером исполнения. Джазовое произведение можно рассматривать как проявление средового дизайна, организованную во времени звуковую структуру, характерную определенной ритмической, фактурной, колористической организованностью. Д., подобно современной архитектуре, продукт свободного, многообразного соединения различных музыкальных жанров (от народной и популярной музыки до духовных песнопений), национальных культурных и профессиональных традиций. Музыкант джаза, как современный художник, работает не столько с сюжетом произведения, сколько с музыкальной формой, звуком, его фактурой, предельно расширяя звуковую палитру, возможности инструментов, открывая новые звучания и ритмы. Среди современных архитекторов наиболее близки по характеру творчества к джазу Ч. Мур и Ф. Гери.
«диаграммы идей» - способ представления информации о явлении, предмете, проектном предложении в виде диаграмм, графиков, схем.
Обеспечивает наглядность связей компонентов и целого в информационной модели, облегчая творческий процесс, опирающийся на зафиксированные в графических материалах перечисления идей и сведений разного уровня и типа (широких областей, подобластей, более мелких рубрик и т.д.).
диалог в дизайне - характерная черта современного проектного мышления, учет в проектном высказывании возможных реакций потребителя.
Проектный «монолог», кок способ самовыражения автора, лишает проектировщика объективности, провоцирует его на нравоучительство, насильственное насаждение собственных вкусов, осуждение тех или иных норм потребления в угоду новым и не всегда оправданным. Тогда как диалог дисциплинирует сознание дизайнера, возвращает к реальности, прибавляет жизненной трезвости. Диалоговое проектирование не лишает дизайнера права на выражение собственных представлений, но направляет их в русло взаимного творчества с теми, для кого осуществляется дизайнерская акция.