Экономика и культура Казахстана в VI – начале ХIIIвв
Таблица№3
Город и степь | Города и степные племена в Казахстана в VI – первой половине IХ вв | Развитие городов во второй половине IХ - начале ХIIIвв. | Денежное обращение | ||||
Письменные и вещественные источники (тюркские и арабские, китайские и персидские, греческие и археологические материалы) сообщают, что средние века в Казахстане развивались культуры: · оседлая; · городская и степная; · кочевническая; | Два района формирования городской культуры в Казахстане: · Южный Казахстан (в VII –VIIIвв)- зарождается городская культура, на основе сочетания оседлых и земледельческих традиций и инноваций; Для поселений древности характерна: округлая планировка ,тамбуровидный вход, прямоугольные напольные очаги, тумбы для мельничного постава, емкости из глины, (новое-выступы эстрады на суфах, четырехколонное перекрытие). · Семиречье –в развитии городов(в VII –VIIIвв)важную роль игралатранзитная торговля, главная функция этих городов; | Рост городов и развитие городской культуры. VIIIв –начало формирования городов. IХ - начале ХIIIвв – общий подъем городской культуры на Востоке, Средней Азии и Казахстане: · растет количество городов; · города расширяются территориально за счет рабадов(пригородные территории); · развивается ремесло и торговля(стеклодувное, гончарное, кузнечное дело и обработка металла); Рост городов в IХ - ХIIвв за счет оседания кочевников.Наиболее крупные города, центры международной и местной торговли: · Испиджаб-40 тыс человек; · Отрар -16 тыс; · Тараз -10 тыс; · Баласагун -около10тыс; · Каялык -10 тыс; В основном это были города с населением от 1-1,5 до3 тыс человек. Складывается культурное единство от Хорасана (Северный Иран и Южный Туркменистан) до Семиречья. Города карлуков: · Центр карлуков – Каялык; · Тараз и Фараб; · Сюткент иКулан; · Мирки и Нузкет; · Кармикент и Барсхан; · Тальхиз и Тон Города огузов: · Джикиль и Барсхан; · Ягма…; | Отрарские монеты: VI –VIIIвв(раннее средневековье) –выпускались представителями владетельных родов - тамги; Тамга- своеобразная идеограмма (письменный знак) родового имени. Крупнейший политико-экономический центр Южного Казахстана –Отрар. Два типа монет: · Медные монеты (родовая тамга тюрков в виде лука и квадрата, на обратной стороне – фигура льва); · Бронзовые монеты –тамга в виде знака и надпись, выполненная согдийским письмом; В Отрар –тобе найдены монеты: · монеты Согда; · древнетюркские монеты с титулом «тудун» из г Шаша; · монеты из Ферганы; · китайские монеты –династии Тан; · бухарские; · саманидские и караханидские медные фельсы; Тюргешские монеты: VIIIв известна монетная эмиссия (выпуск денег и ценных бумаг) тюргешских каганаов. Типы монет: · монеты тюргешей, тамга в форме лука и легенда (надпись на монете) «тюргеш-каган-теньга»; · монеты имеют в легендахтитул правителей Бухары и титул князей – согдийских вассалов; Первые тюргешские монеты выпускались в древней столице западно-тюркских каганов –в г.Суябе (древнее название Акбешим), по предположению английского тюрколога –Дж.Клоусона. В 748г Суяб был разрушен китайцами. | ||||
Примеры государств, соединивших в себе разнохозяйственные, разноэтнические традиции: · Западно-Тюркский каганат; · Тюргешский каганат; · Карлукский каганат; · Огузское государство; · Государство караханидов; Магистральной линией мирового прогресса является взаимодействие и взаимообогащение культур. | |||||||
Главная функция городов VII –VIIIвв – административная (самостоятельность городов и независимые владетели). Например,: · округ Фараб с центром в Отрабенде (на Средней Сырдарье, нач VIIIв) –царь; · г.Кермикент (Юго-Западное Семиречье)-кутегин-лабан; · г.Барсхан –манапилитебин-барсхан; · г.Навакет –яланшах; · г.Семекны-йинал-тегин; Каждый владетель имел вооруженную дружину, выпускали свою монету, цитадель. | |||||||
Города Южного Казахстана и Семиречья находились на стыке степи и оседло-земледельческих областей Средней Азии и связывали два обширных региона с различными типами хозяйства. | |||||||
Цитадельзанимала центральное местов структуре города, имела: · мощную систему фортификаций; · парадные залы; · помещения для гарнизонов; · хранилища; | |||||||
Важные факторы расширения скотоводческого хозяйства: | |||||||
Влияние тюрков и согд ийцев на формирование городской культуры : · основали города : Джамукат, Навакет, Бунджикент, Семекну; · распространяли согдийские культурные эталоны; Основное население было тюркское . Город Таразназывали«как город славных и благословенных тюрок-чаруков»., «город купцов». Суяб –крупный город Чуйской долины –« в нем смешено живут торговцы из разных стран, а половину жителей составляют купцы». Процесс формирования такой культуры получил название «среднеазатско-тюрского синтеза». | |||||||
· торговля; · спрос на продукты животноводства; | Города кимаков расположены на побережье Алакуля и по Иртышу (Ал-Идриси). Города кыпчаков ХII-ХIIIвв: · Дженд и Сыгнак; · Барчкент(юг Казахстана) и Кенждак – Сенгир(в Таласской долине); В ХIвдоминирует тенденция к лседлости и городской жизни. Об этом пишет Юсуф Баласагуни в историческом и литературном произведении «Кутадгу Билиг»(«Знание, приносящее счастье») - первый памятник светской литературы тюркоязычных народов. В IХ - ХIIвв в Северо-Восточном Семеречьенасчитывалось 70 городищ, население – 35-30 тысяч человек, а в IХ - Хввих было всего 12, население-1200-1300 человек ( увеличилось в 20-30 раз). | ||||||
Историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю. | |||||||
Археологические находки: · могильники; · одиночные погребения; · каменные антропоморфные скульптуры с вереницей балбалов(каменные столпообразные плиты, вкопанные вертикально); · поминальные каменные ограды; | На Юге Казахстана в ХIвпоявляются новые типы жилища – анфиладные (ряд комнат, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси). Х - ХIIвв- массовое оседание кочевников в Казахстане. | В Таласе продолжили выпуска монет тюргешей .Они соответствовали акбешимским (суябским ) монетам. В VIII-до конца Хвв на территории Казахстана была а обращении тюргешская монета. Монеты Саманидов и Караханидов: · серебряные дирхемы «исмаили»; · «черные дирхемы», чеканились по образцу бухарских монет (мусейяби из высокопробное серебро)), мухаммеди ( из низкопробного серебра, гитрифи –из сплава неценных металлов, много меди); Х I- ХIIвв –«серебряный кризис»-дирхемы чеканились из меди и лишь покрывались серебром. Х I- ХIIIвв –время расцвета городской жизни, торговли. Золотые динары – средсво обращения при Саманидах и Караханидах.. Медные монеты –обслуживали розничную торговлю. | |||||
Развитие ремесла , торговли и с/хозяйства. Потребители ремесленной продукции: · IХ - Хвв-богатые купцы и дехкане (богатый землевладелец); · IХ - ХIIвв – ремесленно-торговое население; Х I- ХIIвв появляются небольшие мастерские: · по производству стекла; · кузнечное дело( широкораспространенное ремесло); · добыча руды ( медные разработки в Каратау, Алатау); · ювелирное производство (производство серебряных изделий -Семиречье в VIII- IХвв –центр); Крупные центры торговли : · Испиджаб иКедер; · Отрар и Янгикент; · Тараз и Баласагун; · Талгар и Каялык- крупные города Илийской долины; В Испиджабеимелись крытые рынки, тимы- торговые заведение, караван-сараи со специальными помещениями, где торговали тканями. Кедер – место стечения купцов (Х в). Янгикент- крупный торговой центр в низовье реки Сырдарья, где существовала колония купцов в Х в. Тараз – центр транзитной торговли . – «место торговли мусульман с тюрками». В вреховьях Таласа добывали серебро. Степь – сельская округа города. Торговляносила характерярмарок. Велась наиболее интенсивно с кочевым миром - через города Сауран, Янкикент, Каялык. Х I- ХIIвв характерен рост товарно-денежных отношений. Монетные дворы – в Испиджабе, Отраре, Таразе, Будухкете. | |||||||
Этноним «тюрк»ассоциируется с образом седока,сросшегося с конем–кентавр. Находки : · оружие; · конская сбруя с удилами, стременами и украшениями; · двулезвийные мечи; · сабли в ножнах; · стрелы с колчаном; · луки составные с костяными накладками; · пряжки и бляшки; · изделия бытового и хозяйственного назначения; · серьги, перстни, ожерелья(гранат, халцедон, сердолик, горный хрусталь); · одежда (кафтан); | |||||||
Города- как торгово-ремесленные центры: · процесс отделения ремесленного производства от с/х; · расширялось производство керамики, изделия из металла, кости и камня; · меднолитейное производство; · ткачество; · производство из кожи, шерсти и войлока; · ювелирное искусство; Город производил и торговал. В городе сходились три основные направления товарообмена: · между странами; · между городами и округами; · между городами и кочевой степью; В 567г Истеми каган направил посольство в Иран для налаживания торговли. (безуспешно) Затем направил посольство в Византию. Итог: заключили торгово-политический союз. Из Китая привозили: шелк, бумагу, зеркала. Из стран Запада в Китай : краска для бровей, вавилонские ковры, драгоценные камни, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные вещества Ярмарки – осуществлялась обменная торговля. (Испиджаб, Отрар, Дех-Нуджикесе) | |||||||
Архитектура и искусство. | Язык и письменность, литература. | ||||||
Архитектура дворцов: Архитектурные ансамбли: · монументальные постройки в цитаделях Кедера и Джамуката; · дворцы Кедера и Джамуката (VII –IХвв); · жилые застройки в Кулане и Кок-Мардане; Росписи дворцов: · изображались светские и культовые композиции; · мужское и женское божество; · сцены осада замка; · геометрические узоры; · резные глиняные панели (резная штукатурка); Суфа- плукруглое возвышение в культовом зале. Пахсовые блоки – глиняные блоки. | Архитектура культовых сооружений. В Х - начале ХIIIвв распространяется ислам и в городах возводятся мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети – в г Кедере и Кульшубе.Постройки столпного типа (перекрытие помещения опиралось на вертикальные колонны). Памятники культового характера в окрестностях Тараза: · наиболее ранний памятник –мавзолей Бабаджа-хатун (Х-ХIвв ); · мавзолей Айша-Биби (ХI-ХIIвв) Караханидское зодчество: · портально-купольный мавзолей Кара-хана в г.Жамбыле. | Древнетюркская письменность Источники древнетюркской письменности: · официальные грамоты (дипломатические связи с другими государствами); · первое сообщение о письменности тюрков(византийский историк Менандр Протектор, описывая прием тюркского посла Маниаха византийским императором Юстином 1,упоминает послание кагана, написанное «скифскими письменами»); · китайские источники («Письмена тюрков напоминают письмена народов ху (согдийцев»); · стелы(вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением)- наиболее древние памятники древнетюркский письменности. Найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы и Селенги. Известны рунические тексты – памятники в честь Бильге –кагана и Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Это блестящие образцы политической прозы, сохранившей традиционные формы ораторского искусства и узкого повествования о богатырских деяниях. · Среднеазиатская группа памятников –надписи на могильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах и деревянной палочке, надписи на керамике и металле. . | Влияние согдийского письма Что послужило моделью древнетюркского рунического алфавита? У кого тюрки заимствовали эту идею? Ответ: 1. Идея буквенного письма и его образец были заимствованы тюрками и своих западных соседей –ираноязычных племен Средней Азии, пользовавшихся алфавитом арамейского происхождения; 2. Согдийский алфавит, который в процессе приспособления к тюркскому языку, претерпел существенное изменение.(раздельное написание отдельных знаков, очертания букв заменены геометризованными начертаниями; VI –Хвв широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. (согдийцы были советниками и послами при дворе тюркских каганов. В Семиречье имелись согдийские колонии в Таразе, Испиджабе, Баласагуне) В городах часть населения пользовалась также сирийским и уйгурским алфавитами. С IХ века широкое распространение получает арабский алфавит и письменность. | Литература и наука. VII-Х ввна территории Монголии, Южной Сибири и Семиречья был распространен единый литературный язык. В IХ-ХII ввв связи с распространением исламашироко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения. | |||
1 Ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950гг) Родился в городе Весидже (округ Фараб (Отрар)), учился в Бухаре и Багдаде. Ученый –энциклопедист (логика, медицина, космология., анатомия, философия, юриспруденция) подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). | |||||||
Храмы: · монументальные буддийскиехрамыв Суябе и Навакете(найдены скульптуры Будды); | Памятники Х-ХIIвв относятся к северотуркестанской архитектурной школе по следующим признакам: · своеобразие архитектурных приемов; · своеобразие архитектурных форм; · своеобразие декоративных средств; | ||||||
В ХIвнаписана поэма «Кудатгу Билик» («Знание приносящее счастье»). Автор Юсуф Баласагуни. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. Поэма представляет свод наставлений и поучений, высоко оценивается роль ремесленников и купцов в государстве. | |||||||
Изобразительное и декоративное искусство городов Казахстанаимеет сходствос искусством городовСр. Азии, Ближнего и Среднего Востока, Восточного Туркестана. | Банисредневековых городов–своеобразные архитектурные памятники (Х-ХIIIвв)найденыв Таразе, Отраре, Баласагуне. Бани отапливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами. | ||||||
Строительный материал: · жженый кирпич; · дерево; · гипс; · алебастр; Отделка (Х-ХIвв): · резная терракота; · кирпичный узор; | Керамика средневековых городов. Произведения прикладного искусства: · керамика крупных городов –Тараза, Отрара, Кулана. · поливная посуда( покрытая глазурью, стекловидной массой)(IХ-ХIIвв) с подглазурной росписью и гравировкой. · бронзовые светильники и подставки. Каменные изваяния: «каменные бабы»-скульптуры, изображающие чаще всего мужчину с усами и бородой. Одежда –кафтан, неотъемлемая принадлежность-сосуд в виде кубка или чаши в правой руке или в обеих руках.. С распространением ислама, традиция изображения человека исчезает | ||||||
Махмуд Кашгарииз Барсхана (на берегу Иссык-Куль). В 1074г составил «Диван лугат ат-тюрк «(«Словарь тюркских наречий»).Бесценный памятник истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов. | |||||||
Ходжа Ахмед Ясави (г Туркестан (Яссы), ХIIв. Проповедник мусульманской религии в Казахстане.В ХIVв по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей . Написал сборник стихов «Диван-и – Хикмет» («Книга о премудростях») на тюркском языке. Проповедует любовь к всевышнему, смирение и аскетизм, содержится много сведений культурного этнологического порядков. Известный ученик Ясави – Бекаргани. Учитель Ясави – Арыстанбаба. В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана он занимает верхнюю ступеньку. | |||||||
Вывод: во второй половине VI в тюрки обладали самостоятельной письменностью | |||||||
Религия. 1. В период раннего средневековьятюркоязычные жители былиязычниками. Поклонялись Небу (Тенгри), Земле-Воде(Йер-Су), женскому божеству Умай – покровительнице очага и детей. 2.Широко распространенкульт священных гор. 3. Тюрки почитали огонь. 4. Есть письменные сведения о «колдунах», которые способны вызвать дождь магической силы камня «джада». 5. Умерших тюрки хоронили по шаманскому ритуалу. 6.В IХ-ХIвв получили распространение мировые религиозные системы : · зороастризм, буддизм. Манихейство, христианство. Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата(раскопки буддийских храмов в Семиречеиских городах, где проживали манихеи). Манихейские и христианские общины существовали в ряде городов. «Священная книга двух основ» - упоминается «золотой город Аргу-Талас»(Тараз). 7. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где основным центром был город Мерв. В VIII –ХII вв христиане обратилив христианство джабгу карлуков. 8. В концеВ IХ-Хвв началась исламизация населения Казахстана. 9. В ХI-ХIIвв новая религия проникает в широкие слои населения. | |||||||