Требования к технике монохромной покраски акварелью
Приемы технической покраски архитектурных чертежей монохромной акварелью практически ничем не отличаются от аналогичных приемов тушевой отмывки. Лессировка акварелью требует соблюдения определенных условий, при исполнении которых СОВЕТУЕМ: 1) применять акварель близких по цветовым отношениям к тонам теплой (коричневой) или холодной (голубоватой) китайской туши. Возможны следующие различные сочетания цветов: черная + умра + охра золотистая (теплые оттенки) или черная + умбра + нейтральтин (холодные оттенки); 2) для работы полученный интенсивный тон акварели разводят водой в нескольких сосудах с разными но силе тона растворами; 3) наслоение тонов акварельных растворол друг на друга (лессировку) производят чрезвычайно осторожно — после полного высыхания каждого предыдущего слоя, едва касаясь кистью бумаги (сильный нажим на кисть приводит к смыванию предыдущего слоя и образованию пятен); 4) необходимо помнить, что акварель не обладает свойствами китайской туши, она легко смывается с бумаги после высыхания и не обладает аналогичной с китайской тушью прозрачностью. Из этого следует, что при лессировке акварельными красками надо ограничиваться меньшим количеством слоев раствора; 5) там, где графическая проработка изображения должна быть особенно прозрачной, следует применять способ акварельной покраски «по мокрому»; 6) в зависимости от обстоятельств практиковать сочетание тушевой отмывки с акварельной подкраской. Допускается грунтовка чертежа тонким слоем акварельного раствора. Например, для достижения иллюзии яркой солнечной освещенности изображение грунтуется раствором стронциановой охры золотистой; северное, рассеянное освещение имитируется грунтовкой чертежа разведенным раствором умбры или нейтрали-тина.
НЕ СОВЕТУЕМ: 1) производить подкраску, макая кисть непосредственно в ванночку с краской; 2) применять в архитектурной графике краски контрастных цветовых отношений; 3) использовать в покраске интенсивные растворы с выпадением красящих крупиц краски; 4) применять в работе «глухие* акварельные краски с непрозрачным, кроющим слоем; 5) применять в работе акварельную кисть с жестким ворсом или щетинистым, неровным кистевым конусом.
4 Группа приспособлений для тональнойграфики
С их помощью методом аппликации моделируется тональная поверхность. К этой группе относятся летрасет, аппли-кативные пленки и листы бумаги, коллаж (см. рис. 17). Выше уже упоминались специфические особенности летра-сета, который так же, как и аппликация, и коллаж, находит все более широкое распространение в практике архитектурной работы и в обучении. С помощью этой техники можно сравнительно быстро моделировать тональное покрытие изображения. Следует учесть, что промышленность выпускает тангирные пленки различные по силе тона и градациям от светлого к темному. Поэтому изображения, выполненные методом аппликации, суше и аскетичней аналогичных изображений, выполненных в отмывке или покраске. Зная эти особенности, можно направленно конструировать изображения из аппликативной техники в лаконичной, условной манере, заранее прогнозируя желаемый стиль и характер графики. Такие же особенности отличают изображения с применением фотоколлажа. Использование летрасета, аппликации, коллажа в обучении требует на первых порах их ограниченного применения в виде схем и графиков.
Требования к тональной графике с использованием летрасета, коллажа, аппликации
Последовательность работыс лет-расетом, коллажем, аппликацией.
Для исполнения изображения с использованием техники летрасета, аппликации, коллажа необходимо следующее: 1) исполнить линейное изображение объекта в карандашной графике; 2) снять кальку с точной линейной копи ей исполненного изображения; 3) выбрать технику моделирования тональных отношений исполняемого объекта; перевести с кальки на листы летрасета (или листы тонированной бумаги, черно-белой фотографии) контуры деталей, которые будут затем закрываться плоскостями покрытий летрасетной пленки или апиликативных материалов, фотоколлажа; 4) точно вырезать контуры плоскостей каждой из моделируемых в тоне деталей изображения; 5)последовательно перевести на изображение тональное покрытие с летрасетной пленки (или закрепить с помощью клея детали апиликативных материалов, детали фотоколлажа); 6) осмотреть полученное изображение и при необходимости подправить острой бритвой или макетным ножом кромки пленок, неточно соответствующих контурам изображений.
Техника использования летрасета, коллажа, аппликации, а) Переводить с пленками на бумагу рисунок летрасета надо с помощью тупозаточенного карандаша или круглозаточенного окончания деревянной или костяной палочки. Сильно давить на пленку летрасета не рекомендуется.
6) Наклеивать детали аппликатив-ных материалов или фотоизображений с помощью негустого слоя ПВА или резинового клея; применение канцелярских клеев не рекомендуется.
в) При вырезании контуров аппликативных деталей учитывать, что кромка плоскости, вырезанная из толстого материала, даст тень на изображение,
г) Крупная фактура, рельефная текстура аппликативных материалов огрубляет изображение, путает его масштабность. В архитектурной графике применять пленки с такими свойствами не рекомендуется.
Любая графическая техника в проектной деятельности архитектора, обучении не является самоцелью. С помощью графики архитектор выражает свои замыслы, графика служит инструментом развития способностей мыслить, сопоставлять, запоминать, изображать увиденное, выражать в линиях, тоне, цвете свои фантазии. Если в линейной графике отражаются очертания, основные и второстепенные членения, конструктивные и структурные особенности формы, то тональная графика отражает более сложные ее состояния — массу, фактуру» текстуру, освещенность, пластические особенности, положение в воздушном пространстве и т. д. Большая часть проектной документации изображается с помощью приемов линейной и тональной графики, т, е. в графике монохромной. Особенности применения цвета имеют свою специфику, требуют специальных графических приемов и знания ряда правил и закономерностей использования цветной графической техники.