Удары по верхним частям сооружений
(1) Необходимо определять расчетные значения ударных воздействий от грузовых автомобилей и/или от их грузов на конструкции верхних частей сооружений, кроме случаев, когда обеспечена достаточная высота проезда или приняты соответствующие защитные меры, для того чтобы избежать удара.
Примечание 1 — Расчетные значения ударных воздействий совместно со значениями достаточной высоты проезда и соответствующими защитными мерами по предотвращению ударов допускается устанавливать
в национальном приложении. Рекомендуемое значение достаточной высоты проезда, не учитывая будущую замену дорожного покрытия под мостом, составляет от 5,0 до 6,0 м. Ориентировочные значения эквивалентных статических усилий указаны в таблице 4.2.
Таблица 4.2 — Ориентировочные значения эквивалентных статических ударных усилий на верхние части сооружений
Категория дороги | Эквивалентное статическое усилие Fdxa), кН |
Автострады и основные дороги республиканского значения | |
Проселочные дороги и дороги в сельской местности | |
Городские дороги | |
Дворовые территории и гаражи | |
а) x — в направлении движения. |
Примечание 2 — Решение о применяемом расчетном значении можно принимать в зависимости от последствий удара, вида и интенсивности движения, а также в зависимости от обеспеченных защитных и превентивных мер.
Примечание 3 — Проектные ударные нагрузки на вертикальные поверхности идентичны ударным усилиям, приведенным в таблице 4.2. При h0 £ h £ h1 значения ударных усилий можно умножать на понижающий коэффициент rF. Значения rF, h0 и h1 допускается устанавливать в национальном приложении. Рекомендуемые значения rF, h0 и h1 указаны на рисунке 4.2.
h — физическое расстояние в свету между поверхностью дорожного полотна
и нижней кромкой мостового настила;
h0 — минимальное расстояние в свету между поверхностью дорожного полотна
и нижней кромкой мостового настила, ниже которого удар на верхнюю часть строения должен
полностью приниматься в расчет. Рекомендуемое значение h0 = 5 м;
h1 — значение расстояния в свету между поверхностью дорожного полотна
и нижней кромкой мостового настила, выше которого ударное усилие F можно не учитывать.
Рекомендуемое значение h1 = 6 м (плюс запас на будущую замену дорожного покрытия под мостом,
вертикальные перепады и прогиб моста);
b — разность высот между h1и h0, т. е. b = h1– h0. Рекомендуемое значение для b составляет 1,0 м.
Применение понижающего коэффициента к F допускается при значениях b от 0 до 1 м, т. е. между h0 и h1
Рисунок 4.2 — Рекомендуемые значения понижающего коэффициента rF
Для ударных усилий на горизонтальные конструктивные элементы
над проезжей частью, в зависимости от высоты проезда h
Примечание 4 — Допускается учитывать ударные нагрузки с уклоном вверх на нижние поверхности мостового настила. В национальном приложении могут быть указаны условия удара. Рекомендуемый угол уклона вверх составляет 10°, рисунок 4.3.
х — направление движения;
h — расстояние между поверхностью дорожного полотна и облицовкой
или конструктивным элементом на нижней поверхности моста
Рисунок 4.3 — Ударное усилие на элементы верхних частей сооружения
Примечание 5 — При определении высоты h следует учитывать возможные будущие изменения в меньшую сторону, например, за счет замены дорожного покрытия под мостом.
(2) При необходимости следует также учитывать ударные усилия Fdy перпендикулярно направлению движения.
Примечание — Применение Fdy может быть определено в национальном приложении или в конкретном проекте. Fdy не рекомендуется применять одновременно с Fdx.
(3) Должна быть указана площадь приложения ударного усилия F к элементам верхней части сооружения.
Примечание — В национальном приложении могут быть определены размеры и положение площади удара (ударной поверхности). В качестве ударной поверхности рекомендуется применять квадрат с длиной стороны 0,25 м.